шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Маршруты путешествий » По Сибирскому тракту от Тюмени до Абатска

По Сибирскому тракту от Тюмени до Абатска

Автор: zampolit
11-03-2016, 18:53
По Сибирскому тракту от Тюмени до Абатска

Чтобы посмотреть южную часть Тюменской области, можно проехать ее с запада на восток по 1862 году вдоль дороги Екатеринбург-Тюмень - Омск была построена телеграфная линия. Несмотря на большую государственную важность и интенсивное использование, тракт содержался плохо.

В 1965 году началась реконструкция Сибирского тракта. Его спрямили, проложив надежные насыпи через болота, которые он раньше обходил, покрыли асфальтом, построили железобетонные мосты.

За железнодорожной веткой, идущей от станции Войновка к моторному заводу, начинаются леса зеленой зоны Тюмени. Вскоре тракт по виадуку пересекает железную дорогу, ведущую на север Тюменской области.
Через несколько километров среди соснового бора находится поселок Боровский, спутник Тюмени. На его юго-восточной окраине в летнее время работает Детская железная дорога

Слева от поселка простирается огромный водоем - Андреевское озеро, самое крупное в окрестностях Тюмени. Площадь его около 30 кв.км, глубина достигает 5- 6 метров. Там, где ведется добыча песка, дно углублено земснарядами до 15 метров и более. На дне озера залегает мощный слой сапропеля, озерного ила. Вода пресная, чистая. В озере живут золотой и серебристый карась, ерш, плотва, щука, пелядь, различные водные насекомые и моллюски. Андреевское озеро приписано к Тюменскому межрайонному обществу охотников.

На его берегах еще в глубокой древности жили люди. Это показали раскопки, проведенные впервые в конце XIX века тюменским ученым – краеведом И.Я Словцовым.

Теперь здесь ведут археологические работы студенты и сотрудники Тюменского государственного университета. Найдены остатки стоянок жителей каменного века и более поздних времен – эпохи бронзы и раннего железа. Часть предметов материальной культуры хранится в областном краеведческом музее. Южный берег Андреевского озера АН СССР объявило археологическим заповедником.

К озеру примыкает сухой сосновый бор, простирающейся до рек Туры и Пышмы. Он растет на невысоких песчаных холмах- древних дюнах. Здесь расположены базы отдыха Калининского района Тюмени и моторного завода.

В лесу, на озере Дуван, находится комплексный заказник, где охраняются водоплавающая птица и бобры, поселенные здесь в конце 1950-х годов.

На 30-м км, справа от тракта, в том месте, где железная дорога пересекает Пышму, находится рабочий поселок Винзили. Этот статус он получил в 1948 году. Поселок начал интенсивно застраиваться в годы первой пятилетки. В нем работала лесоперевалочная база. Лес рубили по берегам Пышмы и сплавляли в Винзили на шпалорезку. Сейчас построены Пышминский лесокомбинат, заводы стекольный, силикатных изделий, керамзитовый. Все они используют местное сырье: рядом находится богатое месторождение строительного песка.
Окрестности Винзилей очень живописны. Левый берег Пышмы покрыт сосновым бором с примесью березы и осины. Зимой по выходным дням сюда приходит из города поезд «Снежинка», привозящий любителей лыжных прогулок. Ниже Винзилей, на Пышме, построены многочисленные пансионаты, пионерские лагеря, базы отдыха предприятий Тюмени.

За Пышмой видно село Богандинское. Когда-то тут стояла почтовая станция, через которую в год проходило 8-10 тысяч подвод с грузами и проезжали тысячи пассажиров. Жители села участвовали в Крестьянской войне под руководством Е.И. Пугачева. Когда народный вождь был схвачен и началась расправа над его сторонниками, тобольский губернатор приказал поставить у околицы села для устрашения населения виселицу, четвертовальные колеса и глаголь.
За селом тракт пересекает Транссибирскую железную дорогу и поднимается на пригорок, где на опушке соснового леса раскинулся рабочий поселок Богандинский. Он расположен между трактом и железной дорогой, благодаря которой возник и вырос. В поселке построен комбинат строительных материалов, снабжающий сельские стройки железобетонными деталями, керамзитовым гравием, стеклопрофилитом, работает лесхоз.

У поселка заканчиваются сосновые леса, окружающие Тюмень. Они встретятся опять только у города Заводоуковска.

В окрестностях поселка, у самой границы с Ялуторовским районом, проходят трансконтинентальные нефтепроводы с тюменских месторождений Самотлор - Курган- Альметьевск и Самотлор- Курган- Куйбышев, а также газопровод Вынгапур – Сургут- Тюмень- Челябинск.

Нефтепровод Самотлор - Альметьевск имеет длину 1836 км и проходит по трем областям и двум республикам. Более 900 км нефтепровода проложено по болотам, большим и малым рекам. Начали его строить в 1973 году. По плану срок сдачи был намечен через четыре года, но уже через 18 месяцев трассовики рапортовали об окончании работ. Общая длина сварочных швов превышает 2 млн.м, то есть почти равна расстоянию от Тюмени до Москвы. На проектную мощность нефтепровод выведен в 1975 году. Второй нефтепровод закончен в 1976 году. Его длина 2249 км, он почти на всем протяжении идет вдоль нефтепровода на Альметьевск. Диаметр трубы 122 см.

На 43-м км проходит граница с Ялуторовским районом.


В селе Беркут (60 км) – центральная усадьба совхоза «Ялуторовский». Он создан в 1930-е годы. Тогда Беркут был небольшим селом, пыльным и грязным. Теперь здесь живет более 1000 человек, построены Дом культуры, две школы, Дом быта, библиотека, магазины, филиал сельского профтехучилища, кирпичные жилые дома.
За Беркутом тракт поднимается на высокий увал, на котором виден курган, насыпанный в I-V веках до н.э., когда на юге Западной Сибири жили сарматские племена. Таких курганов в районе много, но исследованы они плохо. С вершины гривы далеко видна просторная, заболоченная, поросшая ивняком равнина, среди которой кое-где голубеют озера. Это место называют Семиозерками. Кое-где болота вдоль тракта осушены и превращены в высокоурожайные луга.

У города Ялуторовска (76 км) – перекресток дорог. Налево – въезд в город, известный своим музеем Памяти декабристов.

Справа к Ялуторовску подходит Исетский тракт – старинная дорога в Сибирь. Она связывает Ялуторовск с селом Исетским, центром соседнего района, и Курганской областью.

Из Ялуторовска на север вдоль Тобола идет грейдерная дорога, по которой ездят в Тобольск из Исетского и Кургана коротким путем, минуя Тюмень. Она проходит через села Хохлово, Петелино, Бердюгино, Асланы, Старая Александровка, дважды пересекает Тобол и сливается с Тобольским трактом.

В 40 км от Ялуторовска находится рабочий поселок Заводопетровский. Здесь, на стекольном заводе, в начале XIX века отбывал каторгу Устим Кармелюк, народный украинский герой.

Миновав Ялуторовск, Сибирский тракт поворачивает на восток к Тоболу. На 79 км, за прибрежным сосновым лесом, открывается обширная пойма реки. Почти до Заводоуковска тракт идет по насыпи через речную долину. Она изрезана старицами, протоками, сильно заболочена, заросла ивняком. В начале 1980-х годов приступили к осушению Тобольской поймы, чтобы превратить ее в сенокосные угодья.
Слева, с севера, к тракту подходит сосновый лес, за которым расположена деревня Завод, ставшая пригородом Заводоуковска. В деревне находится птицесовхоз «Правда», автовокзал. У въезда в нее есть АЗС. Город остается в стороне от тракта, который обходит его с севера через Падунскую лесную дачу.

Здесь между Тоболом и Заводоуковском, планировался канал, по которому часть вод Оби направилась бы на юг, в Среднюю Азию. По одному из вариантов проекта брал начало у села Белогорье. По замыслу: мощные насосы поднимают воду на пойму, откуда она идет вдоль Иртыша и Тобола. Канал - настоящая искусственная река шириной до 400 м, глубиной 12-16 м- планировался судоходным и проходил мимо Заводоуковска к Кургану, Кустаная и далее через Тургайский прогиб на юг. Его первую очередь планировали пустить в 1990 году.

От города Заводоуковска можно проехать на юг – в Упоровский район. Туда ведут две дороги. Старая проходит через деревни Сунгурову, Черную и идет вдоль Тобола, который весной часто заливает ее. Новая- с твердым покрытием – проложена по высоким местам Заводоуковского района. Она пересекает поля Заводоуковского опытно-производственного хозяйства (ОПХ) НИИСХ Северного Зауралья. Из года в год здесь получают самые высокие в области урожаи зерновых культур. ОПХ является наследником одного из первых зерносовхозов области. Весной 1981 года его директору В.И. Архипову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

По Упоровскому тракту из Заводоуковска через деревню Горюнову можно проехать в село Емуртлинское Упоровского района, где находится один из лучших совхозов области. В нем занимаются семеноводством зерновых культур. В начале 1970-х годов группа инженеров под руководством директора совхоза А.Д. Нохрина спроектировала и построила оригинальный механизированный комплекс очистки, сушки и хранения семян, на основе которого потом был разработан типовой проект. Сейчас такие комплексы сооружены во многих хозяйствах нашей и соседних областей. Совхоз «Емуртлинский» за большие достижения в развитии сельского хозяйства награжден орденом «Знак Почета». На центральной усадьбе совхоза на могиле трагически погибшего директора установлен памятник.

В селе есть музей истории Емуртлинского - одного из самых старых сел Притоболья. Оно основано в 1689 году на берегу реки Емуртлы. Его крестьяне участвовали в войне под руководством Е.И. Пугачева. Они создали свою армию и долго сопротивлялись превосходящим силам хорошо вооруженной царской армии. После поражения восставших в 10 слободах и 178 деревнях Ялуторовского дистрикта (округа), куда входили земли нынешних Упоровского и Заводоуковского районов, для устрашения населения были установлены виселицы, глаголи и колеса.

В селе Суерке Упоровского района находится памятник архитектуры – Богородицкая (Кирилловская) церковь, построенная в 1813 году.

Упоровский район – самый распаханный в области.


Едва Сибирский тракт выходит из бора, прикрывающего с севера Заводоуковск, впереди видно село Падун, основанное в XVIII веке. С давних пор сохранилось в нем парк и пруд. Здесь находился винокуренный завод, где работали в основном каторжане. Узнав о восстании Пугачева, они взбунтовались, многие убежали в его отряды. Сейчас на месте старого завода возведен новый, на котором до недавнего времени перерабатывали в спирт отходы сельского хозяйства.

В селе Падун находился совхоз имени Я.М. Свердлова по откорму крупного рогатого скота.

Дальше на восток тракт проходит по волнистой равнине, значительно изрезанной логами, овражками, по которой весной талые воды устремляются в реку Ук. Она мелькает под мостиком - узкая, заросшая ивняком. Но весной подмывает и обрушивает берега, затопляет низины, сносит строения.

Вскоре справа появляется сооружения Новозаимского свинокомплекса, построенного в конце 1978 года. Он принадлежал совхозу «50 лет СССР».


После постройки железной дороги возник разъезд Новозаимский (подробно). В 1930-е годы между разъездом и селом Новая Заимка возвели производственные здания МТС, где теперь находится отделение Сельхозтехники. Так и получился большой, разбросанный населенный пункт Новая Заимка. Отсюда на север уходит оживленная дорога в село Юргинское через деревню Боровинку и село Зоново. На юг от железной дороги идет тракт в село Колесниково и крупный лесной массив – Комиссаровскую лесную дачу, расположенную на стыке трех районов – Заводоуковского, Упоровского и Армизонского.

Лесная дача решением Тюменского облисполкома была объявлена памятником природы. Это один из самых южных хвойных массивов области естественного происхождения. Площадь дачи 21 тыс. га, в том числе 13,3 тыс. га – хвойный лес. На территории дачи живут лоси, барсуки и другие животные, много птиц. Построен пионерский лагерь «Ямал», где летом отдыхают дети северян.

За селом Новая Заимка начинаются земли Омутинского района, расположенного в центре южной части области. Его площадь всего 3 тыс. кВ. км. Четверть территории занято пашней, столько же березово-осиновыми лесами, озер очень мало. По Омутинскому району протекают реки Вагай и его мелкие притоки: Крутишка (Крутая), Окуневка, Большой и Малый Каш, Солоновка.

Тракт постепенно поднимается на пологий увал. Это водораздел двух крупных рек Тобола и Вагая. Затем тракт спускается в долину Вагая.

Местность представляет собой наклонную равнину, которая сильно распахана. Поля уходят от тракта к горизонту. Многочисленные понижения заняты лугами и болотами, осиново-березовыми перелесками. Они являются характерными элементами ландшафта лесостепной части области. Средние размеры колков 2-7 га, есть мельче и крупнее. Посреди колка обычно имеется понижение – блюдце, заливаемого весной талыми водами, или болотце. В лесостепи очень неблагоприятные условия для роста хвойных лесов. Здесь лучше всего растут лиственные породы: береза, осина, черемуха, ива, тополь. Колки задерживают зимой снег, дают приют зверям и птицам, защищают степные поля от суховейных ветров. В них косят траву, пасут скот, заготавливают дрова, собирают богатые урожаи грибов и ягод.

В одном из понижений рельефа тракт пересекает Вагай – небольшой ручеек – и идет на восток по краю его обширной долины. Справа рядом друг с другом расположено несколько селений: Вагайская ферма одноименного совхоза, пристанционный поселок Вагай и старинное притрактовое село Зимовье – Вагай, входящее в состав совхоза Окуневский. У въезда в село находится АЗС.

Тракт то поднимается на пологие увалы, то спускается вниз. Справа простирается широкая долина Вагая. На горизонте в обрамлении лесных полос видна Транссибирская железная дорога. Сибирский тракт проходит вдоль нее. На 157 –м км находится Новая Деревня. Отсюда дорога идет на северо-запад- в село Юргинское, центр одноименного района, расположенного на водоразделе Вагая и Тобола. До него 40 км. На территории района берут начало несколько речек, часть из которых течет на запад, к Тоболу, - Юрга, Тап; часть на восток, к Вагаю, - Суэтяк, Илиней, Ашлык.

Юргинский район по площади сравнительно небольшой – занимает 4,4 тыс.кв. км. Заселен только в юго-восточной части, а север и запад заняты таежными лесами, покрывающими 57% его территории. Юргинский район- самый залесенный на юге области. Центр - село Юргинское. Местный колхоз «Страна Советов» был одним из лучших в районе. Это наследник первой коммуны «Красный октябрь», созданный в селе в 1928 году.

От поворота на Юргинское до рабочего поселка Омутинский 10 км. Вскоре впереди уже видны сооружения бывшего птицесовхоза «Прогресс», отделения Сельхозтехники и авторемонтного завода. На 169-м км – перекресток. Влево идет грейдерная грунтовая дорога в село Большой Краснояр и населенные пункты совхоза «Омутинский». На юг – асфальтированное шоссе в село Армизонское, до которого 66 км.
Пройдя мимо деревень Русаковой, Сорокиной, Слободской, тракт пересекает границу Голышмановского района. Его площадь чуть больше 4 тыс. кВ. км. Из них 37 % занимают березово-осиновые леса. Район сильно распахан, болот и озер мало, протекают речки Вагай, Емец, Суэтяк. Здесь развито овцеводство- несколько совхозов разводят породистых животных.
По Сибирскому тракту от Тюмени до Абатска

Первое большое село Голышмановского района – Усть-Ламенское – расположено в том месте, где тракт пересекает реку Вагай (191-й км).


За Усть-Ламенским Сибирский тракт проходит по южному краю вагайской долины, обходя большое многокилометровое болото. Он постепенно удаляется от железной дороги к северу на 10-14 км и в рабочий поселок Голышманово не заходит. Но от перекрестка на 210 км туда ведет асфальтированная дорога. По ней можно проехать вдоль реки Емец на юг к населенным пунктам Медведево, Скаредная, Ражево, Средние Чирки, а также в Бердюжский район. На север дорога идет вдоль Вагая в село Аромашево.

На 218 км Сибирский тракт пересекает реку Емец и, оставив слева крупные села Голышманово и Черемшанку, входит в пределы Ишимского района, одного из самых значительных на юге области. Его площадь – 5,6 тыс.кв. км. Четверть района покрыта березово-колочными лесами. Один из немногочисленных ценных хвойных массивов находится южнее Ишима. Это Синицинский бор. Решением облисполкома он объявлен памятником природы, там построен Дом отдыха. Болот и озер в районе мало, но в пойме реки Ишима много озер-стариц. 29 % территории занимает пашня. Главная культура- пшеница. Каждая десятая тонна зерна, выращенная в области, собирается на ишимских полях.
Первый населенный пункт Ишимского района – старинное село Карасульское (246 км), стоящее на речке Карасульке (от татарского «карасу» - черная вода). Тракт в село теперь не заходит, оно находится в 1,5 км, у самой железной дороги. О времени основания села в документах имеются точные записи: «Деревня Карасульская жителями заселена… на лежащей от Коркиной слободы к Тобольску и другим городам дороге по дозволению Ишимской управительной канцелярии и данной из оной указу 1765 года февраля 17 дня».

В селе был построен крупный свиноводческий комплекс, его постройки видны справа, на 277-м км тракта. Центральная усадьба совхоза «Карасульский», которому принадлежал комплекс, располагалась в поселке Октябрьский.

Вдоль тракта простирается плоская, слегка волнистая равнина, поросшая березово-осиновыми густотравными лесами, часто встречаются болота. Справа, совсем рядом, находится железная дорога.

На 319-м км Сибирский тракт пересекается с трактом Ишим-Сорокино-Викулово - Усть-Ишим. От перекрестка до села Стрехнино (черта города Ишима), 2 км.

Минуя Ишим, тракт направляется на северо-восток, к селу Абатское, и проходит по краю коренного берега речки Карасульки, впадающей через 10-15 км в Ишим. Справа расположена пойма обеих речек, ширина ее около 10 км. Она изрезана протоками, старицами, частично заболочена. Тракт проходит по высоким местам рельефа и обсажен лесополосами из кустарников – они обрамляют его до самой границы с Абатским районом. По пути встречаются деревня Заворохино, стоящая на крутом берегу Карасульки, и село боровое, раскинувшееся на самом высоком холме. Отсюда открывается вид на пойму Ишима, на крутые обрывы правобережья, поросшие лесом.

Между селами Боровым и Равнец местность сильно пересеченная. Тракт то спускается в глубокие лога, то поднимается на крутые склоны.

Село Равнец основано в конце XIX века (1895 г.) переселенцами из Европейской России.


На 350-м км тракт пересекает границу самого восточного в области Абатского района. Его площадь 4.1 тыс. кв. км, из которых четверть составляет пашня. Лесов мало, большие площади заняты лугами, болотами, кустарниками. В центральной части района находится обширная пойма Ишима, достигающая в ширину 10 км. В пойме очень много мелких озер. Кроме Ишима протекают его небольшие притоки – Вавилон, Китерня, Яузяк, Мысли, Ир.

Пройдя через высокие увалы, заболоченные и поросшие лесом низины, тракт на 364 км подходит к селу Тушнолобово – первому населенному пункту Абатского района. Здесь находилась центральная усадьба совхоза «Октябрьский». Село стоит на берегу речки Вавилон. От него идут дороги на север и юг, в многочисленные окрестные деревни. В Тушнолобово в братской могиле похоронены расстрелянные колчаковцами крестьяне, отказавшиеся идти в армию «верховного правителя России» - Колчака. В память об арестантах ишимской тюрьмы – красноармейцах, убитых у села конвоем, установлен обелиск.

За селом тракт идет по увалам и гривам, вытянутым в направлении с юго-запада на северо-восток. Все они распаханы, в понижениях – тростниковые займища, заросли кустарников. Вскоре тракт выходит на край Ишимской поймы и по нему приближается к селу Абатское (380 км).


За Абатском тракт пересекает Ишим и поднимается на увал коренного берега. Он высок, горист, изрезан оврагами, промоинами, порос березняком. Здесь продолжаются так называемые Ишимские бугры, протянувшиеся вдоль правого берега реки на сотни километров. Слева видны сооружения нефтеперекачивающей станции (НПС) нефтепровода Усть-Балык- Омск. По нему тюменская нефть пришла на Омский нефтеперерабатывающий комбинат. Его длина 964 км, нефтепровод проходит по болотам и переувлажненным местам. Строительство линейной части закончено в 1967 году. В 1971 году построены все НПС и нефтепровод вышел на проектную мощность.

Старый Сибирский тракт через поля и березовые колки идет на юго-восток. Слева видна деревня Смоленка, а километров через 10- деревня Камышинка. В обеих деревнях в братских могилах похоронены партизаны, расстрелянные колчаковцами в сентябре 1919 года.

Правобережье Ишима, так называемая Абатская степь, было заселено только после 1759 года, когда построили тракт на Омск через Абатское. Здесь разрешалось ставить деревни с одним условием – не далее 1 км от тракта. Их жители освобождались от «трактовых тягот» - обязанности ремонтировать тракт и перевозить по наряду грузы. Это обещание потом было нарушено. Первые добровольцы, приехавшие в Абатскую степь, были из Викулово, Тары и Ялуторовска.

У деревни Камышинка вправо ведет дорога в поселок Партизан, где находится совхоз с таким же названием. Они созданы в начале 1930-х годов и названы в честь сибирских партизан, сражавшихся в этих местах против колчаковской диктатуры. Через поселок можно проехать к станции Мангут.

От Камышенки до границы с Омской областью на протяжении 20 км Абатская степь представляет собой пологоволнистую равнину сильно распаханную, поросшую колочными березово-осиновыми лесами. Ближе к Омской области появляются большие открытые пространства, лес отступает к самому горизонту. На суходольных лугах распространена степная растительность.
Первый населенный пункт в Омской области – село Орлово.

Новый Сибирский тракт был спрямлен в начале 1990-х годов и прошел немного севернее от перекрестка дорог на Партизан (на Увале) на деревню Чумашкина Абатского района, и здесь первым населённым пунктом Омской области является деревня Зимино.

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье