Московский тракт: от Тюмени до Талицы

Опубликовал: murashka, 9-06-2015, 17:17, Маршруты путешествий, 2 150, 0
Московский тракт: от Тюмени до Талицы

Всенародную известность своими легендарными подвигами во время Великой Отечественной войны заслужил бесстрашный разведчик Николай Иванович Кузнецов, о котором рассказал в своих книгах «Сильные духом» и «Это было под Ровно» командир партизанского отряда «Победитель» Герой Советского Союза Д.Н. Медведев.

Н.И. Кузнецов родился в Талицком районе Свердловской области. Он учился в Тюменском сельскохозяйственном техникуме, перед зданием которого установлен бронзовый бюст.

Путь на родину Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова проходит по Московскому тракту, главной автомобильной магистрали, связывающей Сибирь с европейской частью страны. На выезде из Тюмени находится автозаправочная станция и дорожно-контрольный пункт ГИБДД, для грузовых машин производится взвешивание.

С разных сторон к столице Тюменской области подходят тракты: с запада - Ирбитский и Московский, с юга – Червишевский (Исетский), с востока - Сибирский и Старый Тобольский. С севера – Велижанский.

Много сухопутных дорог вело в старину через Уральский хребет в Сибирь. В основном это были охотничьи тропы да сезонные «зимники». В 1595 году вышел царский указ о необходимости прокладки тракта. Первую дорогу нашел и построил Артемий Бабинов. Она вела через Урал в верховья Туры, а оттуда к Тюмени и Тобольску. В 1733 году Сенат распорядился пробить через Сибирь сквозной тракт. Он был проложен по ранее имевшимся тропам и дорогам, измерен, обставлен верстовыми столбами в черно-белую полоску. При Екатерине II вдоль него посадили березы, за их порчу или уничтожение жестоко наказывали- вплоть до смертной казни. Впоследствии тракт много раз перестраивался, расширялся, но все равно оставался, по словам А.П. Чехова, проехавшего по нему от Тюмени до Тихого океана, «самой длинной и самой ужасной в мире дорогой».

У деревни Дербыши старый тракт остается слева. Узкий, обсаженный березами, он долго будет тянуться вдоль новой трассы, проложенной в начале 1960-х годов, когда тракт реконструировали, покрыли асфальтом.
Московский тракт: от Тюмени до Талицы

На 7 км тракта, слева, расположен поселок Московский. Здесь находится научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северного Зауралья и его экспериментальное хозяйство – государственный племенной завод «Тополя». На его полях в производственных условиях проверяются новые агротехнические приемы возделывания сельскохозяйственных растений, разработанных сотрудниками института. Поля ГПЗ «Тополя», простирающиеся вдоль тракта, - самые урожайные в Тюменском районе: с них собирают по 30-40 ц/га зерна, много кукурузы, кормовых трав, картофеля.

За поселком Московским тракт идет через березовые и березово-осиновые леса, подступающие вплотную к насыпи дороги. Такие леса характерны для лесостепной зоны Западной Сибири. Влево от тракта уходят дороги к деревням, расположенным на старой трассе Московского тракта: Посоховой, Гусевой, Зубаревой, селу Перевалово (18 км), деревне Ушаковой, селу Успенке (28 км). Вправо дороги ведут к поселку Подъем и деревне Елань.

Самый крупный населенный пункт на этом отрезке Московского тракта – село Успенка. Лет 250 назад оно называлось Кармаки, или Кармацкое, по имени речки, на берегах которой расположено. Постепенно прижилось новое название, произведенное от религиозного праздника, которому была посвящена сооруженная в селе Успенская церковь. Она охраняется государством как памятник культовой архитектуры первой половины XVIII века.

В 1920 году в селе была организована коммуна, а в 1930-е годы – колхоз. В советское время, село Успенка- центральная усадьба совхоза, объединяющего несколько окрестных деревень. С 1967 года совхоз является участником Выставки достижений народного хозяйства СССР.

В селе находится сельское профессиональное училище и база бурения тюменского ГПТУ-7, учебная нефтяная вышка которой видна издалека. Рядом с CПТУ-1 построена спортивная база «Трудовых резервов». На ее территории поставлен памятник Юрию Ахмедшину и Анатолию Яковлеву, молодым тюменским рабочим, погибшим на острове Даманский в марте 1969 года при защите восточной границы нашей Родины.

На 29-м км тракт пересекает речку Кармак, извилистую, узкую, текущую в глубоком, заросшем березняком и осиной овраге к реке Пышме. Здесь проходит западная граница зеленой зоны города Тюмени.

На 32-м км – серебристый указатель, начинается Свердловская область. Слева, за полем, виден первый населенный пункт Свердловской области- деревня Мальцева (37 км), стоящая на берегу речки Малый Кармак. Она вытянулась вдоль речки и слилась с двумя небольшими деревушками Кокшаровой и Гилевой. В деревне Гилевой, расположенной справа от тракта, в сентябре 1981 года открылся музей Героя Советского Союза и Монгольской Народной Республики генерала армии И.И. Федюнинского (1900- 1977). На доме, где он родился и жил, установлена мемориальная доска.

За деревней поворот влево - в старинное село Заводоуспенское, расположенное за рекой Пышмой. До него 30 км. Слева же, на опушке леса, видна деревня Лучинкина (48 км), стоящая на берегу реки Айбы. Ее тракт пересекает на 50-м км. Айба, Кармак и Малый Кармак – небольшие извилистые речки, истоки которых находятся в лесных болотах водораздела Пышмы и Туры. На них издавна стояло много деревень, лишь некоторые из них сохранились.
Московский тракт: от Тюмени до Талицы

Между Успенкой и Лучинкиной, на открытых местах, слева, видна прямая шеренга берез- это старая трасса Московского тракта. Она используется до сих пор как дорога местного значения.

Слева, у самого тракта, видны ровные прямоугольники полей, засеянных различными полевыми культурами. Это поля Тугулымского сортоучастка, где испытываются новые сорта сельскохозяйственных растений. На здешних сравнительно бедных землях в условиях научно обоснованной агротехники получают до 40-50 ц/га зерна. Тугулымский сортоучасток – один из лучших в стране.

Впереди виден рабочий поселок Тугулым- центр Тугулымского района Свердловской области. Он упоминается как деревня еще в атласе С.У. Ремезова.

Московский тракт постепенно приближается к Транссибирской магистрали и путепроводу пересекает ее на 56 км. Это первая железная дорога Сибири. Почти четверть века кипели споры вокруг самой идеи: строить – не строить? Если строить, то куда? На Тюмень? На Курган? На Ирбит? На Тобольск? Сотни купцов из многих городов России, ведущих торговлю с Сибирью, были заинтересованы в этой дороге и ходатайствовали о разрешении ее строительства. Самые нетерпеливые дали деньги на изыскание трассы от Екатеринбурга до Тюмени, и геодезисты провели съемку будущей дороги. Но когда царь наконец подписал указ о строительстве, оказалось, что потерялись документы с результатами этой работы. Пришлось срочно повторить изыскания трассы, теперь уже за счет государства. Дорогу строили вручную: кирка, лопата, кувалда. В 1885 году по ней прошел первый поезд. В конце 1980 года участок железной дороги от станции Богданович до станции Войновка был электрифицирован.
До 59 км с обеих сторон Московского тракта стоит густой лес, в котором ель перемежается с сосной и березой. У 58 км тракт пересекает речку Тугулымку. На 60 км справа находится деревня Журавлева, где построена АЗС.

Местность за Тугулымом уже не такая ровная, какая была в Тюменской области. Появляются возвышенности, широкие долины, пологие холмы, покрытые лесом.

На 61 км, у поворота на станцию Тугулым, направо в лес уходит узкая дорога, по краям которой растут березы- это старый тракт. Во время Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева по нему двигались повстанцы. Они пришли в Зауралье с намерением захватить Тобольск, но были остановлены в 96 верстах от Тюмени. Здесь, на тракте, были сделаны засеки и поставлена вооруженная засада.
На 62 км справа находится пионерский лагерь имени К. Заслонова, в котором отдыхают дети свердловских железнодорожников. За лагерем начинаются хвойные леса. Они тянутся на север, к Туре, на юг – к Пышме, на запад- до села Марково (84 км). От 69 км дорога идет влево, к станции Бахметка, от 79 км – к станции Юшала. Эта дорога в Юшалу – кратчайший путь из Туринска к первой железной дороги Сибири. По ней в июле 1910 года бежал из ссылки В.П. Ногин, соратник В.И. Ленина. Еще раньше, в 1906 году,- писатель А.С. Грин (Гриневский).

Вскоре тракт поднимается на высокий увал(82 км) и круто уходит вниз. На спуске, у речки Юшаловки, придорожный указатель сообщает, что начинается Талицкий район. Справа находится первое село этого района – Марково.

В прошлом веке Урал входил в состав Пермской губернии и здесь проходила граница между Пермской и Тобольской губерниями. Она же считалась границей между Европейской Россией, куда относилась Пермская губерния, и Азиатской. Граница была отмечена кирпичными столбами с гербами обеих губерний.

За селом Марковым начинаются поля. Местность пересеченная, и тракт то поднимается на увалы, то спускается вниз. На 91 км, на берегу речки Балаирки, расположена деревня Первухина. От 99 км, свернув вправо, можно проехать к деревне Зырянке, в которой в 1911 году родился Н.И. Кузнецов.

Музей Кузнецова здесь находится в старой школе. Она построена у берега речки Березовки, где когда-то стоял дом Кузнецовых. Рядом установлен бюст Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова.

На 102 км – деревня Чупина. Слева вдоль тракта посажены лесополосы из редкой здесь лиственницы сибирской, обычно она растет севернее. На 110 км дорога поворачивает в Талицу. От Московского тракта до нее – 10 км.

На полпути к городу находится станция Талица. Долгое время она называлась Поклевской. А.Ф. Поклевский – Козелл содействовал проведению изыскательских работ при строительстве ветки Екатеринбург- Тюмень. Неподалеку, в сосновом бору, находится комплекс оздоровительных учреждений «Маяк», созданный на базе местной минеральной воды.
Московский тракт: от Тюмени до Талицы

Город Талица расположен на южном берегу неширокой, заросшей ивняком реки Пышмы. Населенный пункт возник здесь в середине XVIII века, когда в устье речки талой был построен винокуренный завод.

Городом Талица стала в 1942 году. Теперь здесь более десятка промышленных предприятий, крупнейшим из которых является биохимический завод, выпускающий различную продукцию, необходимую народному хозяйству. На отходах действует откормочный комплекс фирмы «Талица» по выращиванию скота.

В Талице находится старейший на Урале лесотехникум, он основан в 1921 году на базе низшей лесной школы, организованной в 1896 году. В нем учился Герой Советского Союза Н.И. Кузнецов, имя которого носит учебное заведение. Рядом находится музей Н.И. Кузнецова. В центре Талицы установлен памятник. Рядом с лесотехникумом находится парк-дендрарий.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2018 (18)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (138)
Февраль 2018 (59)
Календарь
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.