Тюменская детская железная дорога в поселке Боровский

Опубликовал: murashka, 17-06-2018, 14:38, Путешествие в историю, 2 892, 0

Решение о создании детской железной дороги было принято по инициативе Николая Георгиевича Глотова — начальника Тюменского отделения Свердловской железной дороги в 1960-72 годах, а разработка проекта проведена еще в 1967 году по поручению областных комитетов ВЛКСМ и КПСС.

В самом городе места для ДЖД не нашлось. Местом размещения детской железной дороги был выбран лесной массив вблизи озера Андреевское, на окраине пригородного поселка Боровский. Предполагалось, что вблизи станций детской железной дороги будут построены пионерские (оздоровительные) лагеря, но в полной мере осуществить эти планы не удалось.

Длина дороги 3,8 км главного пути на асбестовом балласте толщиной 25 см, (развернутая длина несколько больше), она проложена по южному берегу Большого Андреевского озера. Время в пути — 45 минут.

Главная, и начальная станция – Юность – находится на окраине поселка Боровского, две промежуточные станции – Солнечная и Лесная - на берегу озера, конечная – Приозерная – на Козловском мысу. Здесь маленькие пассажиры выходят погулять.

Путевое развитие имеют только две конечные станции – Юность и Приозёрная. При этом схема Приозерной вполне типична для детских дорог, а план станции Юность заслуживает особого внимания. Первоначально станция имела три пути и тупик в продолжении главного. При этом средний путь служил в качестве обгонного, а самый дальний от платформы соединялся с остальными путями только в нечётной горловине (со стороны перегона). Пройдя через депо насквозь, он заканчивался тупиком. Впоследствии со среднего пути была достроена соединительная ветвь до расположенного позади депо тупика. Теперь появилась возможность заезда в депо как с одной, так и с другой стороны.

С юга Приозерную прикрывает густой сосновый бор, напротив открывается вид на озеро.

В комплекс Детской железной дороги (ранее - имени 50-летия ВЛКСМ) входят локомотивное депо, свайно-эстакадный мост (длина 6,5 м), 2 железобетонные водопропускные трубы, СЦБ и связь: электрическая централизация стрелок и сигналов на станциях, некоторые стрелки оборудованы электроприводами, телефонная связь, поездная радиосвязь механические мастерские, подсобные помещения, спортплощадки, место для игр, кафе «Чебурашка».

Дорогу торжественно открыли 3 августа 1969 года. В этот день у ребят в гостях побывали летчик – космонавт Б. Волынов и генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ Е. Тяжельников.

Подвижной состав составляют: - два узкоколейных тепловоза ТУ10 «Калибри» Камбарского машиностроительного завода 2010 и 2015 года выпуска. ТУ10 («Тепловоз узкоколейный, тип десятый») — узкоколейный тепловоз, созданный Камбарским машиностроительным заводом в 2010 году для детских железных дорог ОАО «РЖД».

- 5 пассажирских вагонов ВП750 Камбарского машиностроительного завода (три – 2012 года и два – 2015 года выпуска).

Долгое время на железной дороге работали тепловозы ТУ2. В 1969 году поступил тепловоз ТУ2-080 (ранее находился на узкоколейной железной дороге Шильда — Совхоз Озерный), в 1973 году — тепловоз ТУ2-143 (ранее находился в Эстонии), в 1980 году — тепловоз ТУ2-142 (ранее находился на узкоколейной железной дороге в городе Паневежис Литовской ССР). В 1988 году тепловоз ТУ2-142 был передан на новую детскую железную дорогу в городе Евпатория (Крымская АССР), которая была открыта 5 июня 1988 года. Детская железная дорога в Евпатории проработала недолго — в начале 1990-х годов она была закрыта, а тепловоз был порезан на металл. В 2016 году отслужившие свой срок тепловозы ТУ2 и вагоны заняли почетное место на привокзальной площади ст. Юность в качестве музейных экспонатов.

Тяжелые времена были и у Тюменской детской железной дороги, к 1996 году, она закрылась. Существовала угроза ее полной ликвидации, однако этого не произошло — через некоторое время нормальная работа дороги была восстановлена.

Первоначально в путь были уложены рельсы самого легкого из существовавших на тот момент типов – Р18. В середине 1980-х годов стало ясно, что такие лёгкие рельсы с трудом выдерживают тепловоз с осевой нагрузкой 8 тонн. Большая часть рельсов на перегоне была заменена более тяжёлыми – Р43и Р-50.

В 2004 году дорога вынуждена была раньше времени закрыть летний сезон из-за неудовлетворительного состояния пути. В 2007 году проблемы усугубились случаями воровства рельсов, из-за чего, по сообщениям пресс-службы Свердловской железной дороги, движение по детской дороге пришлось приостановить. Рельсы уложены Кузнецкого металлургического комбината имени Сталина, выпуска 1950-х годов.

Первого июля 2009 года Тюменская детская железная дорога открыла 40-й сезон. К тому времени на малой железной дороге была модернизирована система управления станций, включена в работу электрическая централизация устройств, обеспечивающих безопасность движения пассажирского состава. Помимо того, отремонтированы путь, здание вокзала и пассажирские вагоны. Все ремонтные и восстановительные работы вели предприятия Тюменского отделения Свердловской железной дороги за счет собственных средств.

3 августа 2021 года Тюменской детской железной дороге исполнилось 52 года. Здесь прошли обучение более 20 тысяч школьников. Для многих из них уроки теории и практики, полученные на малой магистрали, определили выбор будущей профессии, связанной с железной дорогой. Ежегодно здесь проходят обучение более 450 учащихся. В основном это ученики 5-8 классов из Тюмени, поселков Винзили и Боровский . В течение года они занимаются в кружке «Юный железнодорожник», где получают теоретические знания, изучают технические дисциплины, знакомятся с основами железнодорожного дела, работой локомотивного и вагонного депо, путевого хозяйства, пассажирских и грузовых станций. Полученные знания юные железнодорожники применяют летом, при прохождении производственной практики на полигоне Детской железной дороги. Под руководством опытных наставников ребята трудятся машинистами и помощниками машиниста, дежурными по станции, осмотрщиками вагонов, дежурными по вокзалу, ревизорами.

Найти детскую железную дорогу легко по указателям на 19 километре Ялуторовского тракта. Адрес – п. Боровский улица Трактовая, 91, телефон +7 (3452) 52-36-79, +7 (3452) 52-53-00

Можно добраться автобусами № 97 и 101.

Актуальная информация на сезон 2022 года:

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2022 (2)
Сентябрь 2022 (25)
Август 2022 (60)
Июль 2022 (52)
Июнь 2022 (31)
Май 2022 (34)
Календарь
«    Октябрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.