Топ-100

От Тюмени до Тобольска по железной дороге

Опубликовал: lomsecret, 2-03-2015, 18:45, Маршруты путешествий, 6 937, 0

Еще в прошлом веке, когда шли споры о строительстве железной дороги на Тюмень, появился проект, по которому предлагалось довести дорогу до места, где есть более удобная для судоходства река, чем мелеющая летом Тура. Одним из таких мест был назван город Тобольск.

Позже, в начале XX века, когда дорога до Тюмени уже была построена, были проведены изыскательские работы от Тюмени до села Иевлево на Тоболе с целью проложить железную дорогу к Тобольску, но усилиями тюменских купцов этот проект был провален. Да и само царское правительство не хотело открывать любопытным легкий доступ в свою заветную тюрьму - Тобольск, куда оно упрятывало особо нежелательных людей.

В связи с освоением нефтяных и газовых месторождений Тюменского Севера в начале 1960-х годов вновь встал вопрос о строительстве железной дороги на север. Были проведены необходимые изыскания, и в 1965 году начали строить железную дорогу к Сургуту через Тобольск. 25 октября 1967 года по 220-километровому пути от Тюмени до Тобольска было открыто рабочее движение, а 29 марта 1969 года в Тобольск пришел первый пассажирский поезд.

Железная дорога прошла по некогда глухим окраинам Тюменского, Нижнетавдинского, Ярковского и Тобольского районов. Здесь были многочисленные поселения, но связь их с Большой землей из-за топких болот и труднопроезжих дорог была плохой. В деревни, удаленные от Тюмени всего на 50-70 км, попасть было неизмеримо труднее, чем доехать до Москвы. Железная дорога оживила эти глухие места, дала выход к надежным путям сообщения десяткам колхозов и совхозов.

Оживился и древний Тобольск. Он стал расти, прибавилось население. В городе построен нефтехимический комбинат. С постройкой дороги любознательные люди получили возможность увидеть своими глазами белокаменные памятники сибирской старины в древнем и молодеющем городе.

Железная дорога сделала легкодоступными для жителей Тюмени и те озера, болота, реки, которые раньше ими не посещались.

Дорога на Тобольск начинается от станции Войновка в 6 км к востоку от Тюмени и затем круто поворачивает на север через березняки зеленой зоны и поля пригородных хозяйств к Туре.
От Тюмени до Тобольска по железной дороге

Здесь у деревни Субботиной построен железнодорожный мост. С него открывается широкий вид на пойму: там и здесь голубеют озера, зеленеют луга, вдалеке видны деревни и села. Во многих местах пойма реки осушена.
По виадуку на железной дорогой спешат автомобили. Справа, у разъезда Туринский, видны сооружения Тюменской птицефабрики. За разъездом лежат поля и луга, созданные на южной окраине Тарманских болот, потом начинаются и сами болота. У разъезда Торгили (36 км) Тарманские болота заканчиваются и начинаются леса- то сплошные заросли, то разреженные, заросшие густейшей травой парки.

Недалеко от Торгилей находится Кучакская система крупных озер. В нее входят озера Тангач, Кучак, Максукуль. Раньше они соединялись между собой протоками, искусственными канавами, а в высокое половодье – и с речкой Иской через протоки и озеро Ипкуль.

Озеро Тангач (Тангачи) состоит из двух плесов, соединенных широким перешейком. Общая площадь около 150 га, глубина воды не более 1 метра, а ниже многометровый слой ила. Летом оно хорошо прогревается и зарастает тростником, белокрыльником, урутью, кубышкой, кувшинкой, берега заболочены и покрыты сплавинами. Зимой же подвергается замору.

Самое большое озеро системы- Кучак (Кучаково) площадью около 360 га. Наибольшая глубина до 6 метров, преобладают глубины более 4 метров. Как и у Тангача, берега Кучака низкие, почти все заболочены, кроме южного высоко берега с обрывами высотой 5-6 метров и широким пляжем. К южному берегу подходит великолепный сосновый бор.

В 1968 году на озере Кучак было построено рыбоводное хозяйство. Создано маточное стадо пеляди (сырка) – ценной рыбы семейства сиговых. Кроме пеляди, в озеро запущены чир, омуль, муксун. От других озер Кучак отделен плотинами со шлюзами-регуляторами.

Ниже Кучака расположено небольшое озеро Максукуль площадью около 100 га. Озера раньше соединялись протокой. Берега Максукуля заболочены, на воде от берегов протянулись сплавины. Берега опоясывает широкая кайма тростниковых зарослей. Глубина озера небольшая – около 1 метра, дальше водная растительность и мощный слой ила.

За разъездом Торгили железная дорога пересекает реку Иску. Она небольшая – ширина не более полутора метров, длина – более 100 км. Течет Иска по заболоченной залесенной равнине в основном в пределах Нижнетавдинского района и впадает в Тобол ниже села Ярково. На 49-м километре дороги именем речки назван разъезд.

Вдоль железнодорожного полотна тянется автомобильная дорога. По ней же возили все необходимое для строителей железной дороги, используют ее и теперь. По откосам, по разреженным лесам – сплошные заросли розово- лилового иван-чая. Они бесконечной лентой сопровождают поезд почти до самого Тобольска. Иван-чай (правильное название – кипрей узколистный) – одно из интереснейших растений. Он быстро заселяет свободные от других растений места- гари, вырубки, насыпи, склоны карьеров. В высоту иван-чай достигает полутора метров. Его давно используют как лекарственное растение, как заменитель для заварки чая, а пчелы собирают с цветка превосходный мед, который так и называется кипрейным.

После станции Картымской (67 км) местность становится выше, почти исчезают болота. Часто вдоль дороги появляются так называемые парковые леса- разреженные березняки и сосняки, заросшие высокой- по пояс – травой. Нор время от времени болотная хлябь вновь подступает к насыпи. Кое-где в разрывах лесов видны поля.

Мелькают разъезды: Наумково, Абаевский, Бачкунский. У Абаевского целые леса липы, вдоль полотна дороги- заросли малины. У дороги появляется ель. В 18 км к востоку от разъезда Наумковорайонный центр Ярково. В окрестностях последних двух разъездов железная дорога пересекает самую первую сухопутную дорогу из России в Сибирь. Она шла из Москвы через Чердынь (в Пермском крае), по реке Лозьве, вдоль правого берега реки Тавды, пересекая Тобол у села Бачелино, к Тобольску. Этот тракт существовал недолго- уже в 1597 году главной дорогой в Сибирь стала Бабиновская: через Верхотурье на Тюмень и Тобольск.

Станция Усть- Тавда (130 км) построена недалеко от впадения Тавды в Тобол. Раньше на месте пристанционного поселка были сплошные заросли дикой черной смородины. Теперь на станции останавливаются тюменские рыбаки, приезжающие половить рыбу в Тавде и Тоболе. Чтобы пройти на Тобол, надо идти вправо от дороги к деревне Тальнички расположенной на берегу длинного изогнутого зарастающего озера. Обогнув его и свернув к деревне Ульяновой, можно пройти к Тоболу. Весь путь занимает не больше часа. Можно пройти левее, минуя Тальнички, мимо кладбища в небольшой роще. Тобол в этом месте делает крутой изгиб, и его левый берег крут и обрывист, но выше, ближе к деревне Красный Яр, берег становится пологим. В Тоболе ловится язь, чебак, окунь, щука.

Тем, кто предпочитает рыбачить в Тавде, надо идти вдоль железной дороги вперед километра 3-4 и повернуть влево. В пойме Тавды много стариц, берега кое-где заболочены. Хороша тут не только рыбалка, но и охота на водоплавающую дичь.

Тавда образуется от слияния двух крупных рек, текущих с восточного клона Северного Урала- Лозьвы и Сосьвы. Длина Тавды 720 км. Она течет по очень широкой долине, сильно заболоченной, изрезанной старицами. В бассейне реки много лесов. Тавда- река судоходная. На ней стоит всего один город – Тавда в Свердловской области, но и он изрядно загрязняет реку отходами многочисленных лесоперерабатывающих предприятий. Пока еще в Тавде есть рыба даже ценных пород: нельма, стерлядь, не говоря уже о менее ценных: щука, язь и др. Однако любительский лов нельмы, стерляди и других ценных пород рыб запрещен.

За Тавдой – сплошные лесные дебри, заболоченные, с обильным сушняком и ветровалом. Во многих местам произошло вторичное заболачивания леса, и обширные участки березняка засохли, ветер сломал верхушки деревьев, и среди живой зелени торчат белые мертвые стволы. Среди зарослей мелькают озера.

У разъезда Большесельского вновь появляются поля. Недалеко вправо находится деревня Мазурова, где жили строители. У деревни - большое озеро, соединяющееся протокой с Тоболом. На правом высоком берегу Тобола у села Бачелино издалека видна мачта телевизионного ретранслятора.

Вблизи разъезда Тахтаир (160 км) в лесах вдоль дороги появляются первые кедры. Их легко узнать и отличить от сосен по густой темной хвое и темным коричневым стволам. У сосны хвоя светлее и реже, ствол снизу темный, а вверху гладкий, красный.

Между Тахтаиром и 151-м километром проходит граница Ярковского и Тобольского районов.За разъездом поезд долго идет через огромное болото, заросшее низкой кривой сосной и багульником. Это болото славится своей отменной клюквой. По осени жители окрестных деревень, Тобольска и Тюмени едут на Тахтаирское болото собирать эту ягоду- «северный виноград». После болота начинается возвышенность, заросшая лесом, и на 179-м километре станция Сетово. Отсюда также можно пройти на клюквенные и брусничные болота в окрестных лесах.

Почти каждый год с Тахтаирских болот вывозятся тонны превосходной клюквы. Много ее достается осенью и весной лесным жителям: куропаткам, рябчикам, тетеревам, глухарям, медведям, журавлям. Клюква одновременно и кормит и лечит их: в ней содержится много разнообразных целебных веществ- это и витамины, и необходимое организму железо, и органические кислоты, и другие сложные вещества, называемые биологически активными за их стимулирующее действие на организм человека и животных.

Нетерпеливые сборщики отправляются за клюквой рано, в августе, когда ягода еще совсем белая или только начинает розоветь. Она в это время малосочная, легкая, пустая. Конечно, клюква постепенно дозреет при хранении и покраснеет, но у нее уже не будет тех высоких питательных и целебных свойств, которые отличают ягоду, собранную в конце сентября- начале октября, когда она полностью созревает и приобретает темно-красный цвет.

Любители «подснежной» клюквы ездят за нею весной, после схода снега. Весенняя клюква сладка, приятно кислит и ровно окрашена, но содержит меньше ценных веществ, чем осенняя. Клюква растет только на водораздельных, верховых болотах, покрытых сфагновым мхом. Такие клюквенные болота ни в коем случае не следует осушать и превращать в сельхозугодия, их надо оставить для людей как место сбора полезнейшей лесной ягоды.

На 195-м километре – разъезд Суклемский. Вскоре справа, в разрывах березовых лесов, уже будет виден Тобольск: крутые прииртышские обрывы, колокольни церквей в кремле, ажурная вышка телецентра.

Поезд по дуге поворачивает к Тобольску. После разъезда Сузгун начинается обширная пойма Иртыша, заросшая ивняком, кое-где освоенная под пашню. Поезд въезжает на мост. Слева – речной порт, поднимается корпус элеватора, справа – кручи над рекой, поросшие сверху сосняком, кедрами, елью.

Вдоль зеленого склона холма поезд подходит к перрону Тобольского вокзала, построенного в 1974 году по проекту коллектива тюменских архитекторов. На стене вокзала – барельефное изображение старинного герба города Тобольска, родины великих людей, принесших славу России – Ершова, Алябьева, Перова, Менделеева.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +12
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.