Сибирский тракт - абатская дорога

Опубликовал: lomsecret, 29-01-2018, 08:14, Земля Тюменская, 342, 0
Сибирский тракт - абатская дорога

Дорога, идущая через село Абатское, соединяет центральную часть России с Сибирью, Европу - с Азией, оказывает неоценимое влияние на развитие экономики.

С открытием тракта появились новые промыслы. Начали делать колеса не только к телегам, на которых обычно возили грузы, но и к экипажам, кошевкам, требовалось большое количество дуг. В селах и деревнях, расположенных на тракте, намного увеличилось количество лошадей. И пришла новая профессия - ямщик.

Ямщиной занимались в Абатском немногие, но это были коренные жители, которые, как, например, Москвичев, нажив определенный капитал, «выехали» в купцы. Старейший житель района П.В. Юрицын (ему в 2008 году исполнилось 95 лет) вспоминал, что в семье Рябковых (дом которых стоял недалеко от современной библиотеки) ямщиной занимались несколько поколений. Он помнил еще деда Степана, его сына Виктора и внука Николая.

Чтобы обеспечивать пассажиров и арестантов питанием, нужно было иметь соответствующий набор продуктов, поэтому с каждым годом увеличивали посев ржи, пшеницы, овощей. Крестьяне вынуждены были освобождать земли из-под леса и сеять не только хлеб, но и такие кормовые культуры, как овес, ячмень, просо. Таким образом, благодаря Сибирскому тракту освоение земель шло довольно быстро.

В дальней дороге пассажиров и путешественников сопровождали поддужные колокольчики. Абатский музей располагает несколькими из них - от самого маленького до самого большого с надписью «Дар Валдая».

В те далекие времена невозможно было представить русскую тройку без поддужных колокольчиков. Этот непременный атрибут ямщицкого снаряжения немало значил для ездоков, оглашая безлюдную дорогу незатейливыми звуками.

Очень интересно о колокольцах пишет Иван Макаров в известной многим песне «Однозвучно звенит колокольчик»:
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.

Особо ценились валдайские колокольцы, они были мелодичными, о них даже слагались песни, например, на стихи Федора Глинки:
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.

Родиной многих колокольчиков является Тюмень. В первой половине XVII столетия колокольчики упоминаются среди привезенных в Тобольск товаров. Но даже в XVII веке колокольчик не имел никаких надписей, по которым можно было определить дату и место изготовления. В 1700 году тюменские мастера Колокольниковы по Его Высочайшему Указу отлили пять церковных колоколов. В начале XIX века в Тюмени начали отливать датированные колокольчики. Известны целые династии по производству поддужных колокольчиков: Шапошниковы, Гилевы, Плехановы, Серебрянниковы.

Когда-то историк В.И. Завалишин отмечал: «Что Валдай для России, то Тюмень для Сибири - мать всех колокольцев».

Во второй половине XIX столетия стало изготовляться гораздо меньше поддужных колокольчиков, темпы их производства особенно снизились с развитием пароходства и появлением железной дороги, Транссибирской магистрали. Но многие жители помнили, как торжественно снаряжались и отправлялись обозы с хлебом в «Заготзерно» города Ишима.

Под дуги подвязывались звонкие колокольчики и яркие ленты. На головную подводу садился гармонист. В памяти старшего поколения сохранились и короба-пестерюхи, искусно сплетенные из прутьев, и резные кошевки, и сани-розвальни. Шло время, а тракт трудился на сибиряков. Вместо лошадок появились машины. Исчезли помещения для этапных заключенных. Их стали перевозить по железной дороге, которая прошла южнее – через Ишим.

В 70-х годах ХХ-го века надо было сооружать асфальтированную дорогу, и отправили абатчане первого секретаря РК КПСС Д.М. Колмакова в Москву с челобитной. Приехал Дмитрий Михайлович к своему земляку Л.Е. Лукошкову (тот работал тогда заместителем министра финансов России), и хоть далек был Лев Егорович от малой родины, обещал помочь землякам. И помог. Но каждую машину асфальта надо было «выцарапывать», и тогда решили строить в Абатском свой асфальтный завод.

Теперь во все стороны от села протянулись серые ленты асфальта, и мало кто знает историю их создания. А ведь дорого, очень дорого обходился каждый метр дороги.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Сентябрь 2018 (73)
Август 2018 (79)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Календарь
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.