шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Путешествие в историю » Юшала Свердловская - возникла на Транссибе

Юшала Свердловская - возникла на Транссибе

Автор: zampolit
13-02-2017, 16:07
Юшала Свердловская - возникла на Транссибе

Юшала - поселок городского типа в Тугулымском районе, в 4 км на юг от Сибирского тракта. Возник в конце XIX века при строительстве Транссибирской железной дороги в 270 км от Екатеринбурга и в 84 км от Тюмени. Его высота над уровнем моря – 192 метра.

Юшала располагается на Западно-Сибирской равнине. Эта равнина длительное время была дном древнего моря, где накапливались осадочные горные породы. Есть множество доказательств о морском происхождении нашей местности: характерны для этого края заболоченность, обилие кварцевого песка и глины, а в окрестностях поселка в песчаных карьерах местные жители до сих пор находят удивительные «морские» находки - зубы четвертичной акулы. Суша медленно поднималась и море ушло. О том, кто обитал в этих местах в то древнее время, могут рассказать находки на юшалинской земле: чуть более десяти лет назад в одном из песчаных карьеров были обнаружены кости какого-то крупного ископаемого животного, скорее всего, шерстистого носорога.

Постройка Екатеринбургско - Тюменского участка Транссибирской магистрали, общей протяженностью 349,6 версты начались летом 1883 года и в основном закончились к концу декабря 1885 года. Вся линия от Екатеринбурга до Тюмени была разделена на 5 строительных участков. Для наблюдения за порядком на стройке были назначены два жандармских чина.

«Днем открытия … железной дороги избран был Николин день – 19 декабря 1885 года», - сообщала «Екатеринбургская газета» в №49 за 11 декабря 1885 года. «… По отзывам компетентных лиц, дорога устроена образцово и обошлась дешевле других дорог, построенных казенным способом…». Освящение дороги состоялось 28 июля 1886 года в городе Камышлов.

Станция Юшала, как и другие станции железной дороги, была снабжена с обеих сторон входными сигналами, состоящими из зеленых дисков и семафоров. Семафоры имели деревянную мачту четырех саженей высоты. На всей протяженности железной дороги были уложены стальные рельсы, которые имели нормальную длину 22 фута и были изготовлены на Нижне-Салдинском заводе Демидова.

Юшала того времени представляла собой небольшое поселение железнодорожных рабочих, которые технически обслуживали станцию.

Само станционное здание, стоявшее на кирпичном фундаменте, было выполнено из добротного соснового леса и покрыто железной кровлей. Вероятно, на здании вокзала с фасадной части на крыше были устроены деревянные шпили, так называемые флагштоки. Дело в том, что в 1881 году был учрежден флаг министерства путей сообщения, который представлял собой белое полотнище с полосами российского национального флага в верхнем левом углу и синей эмблемой МПС из топора и якоря с правой части. На вокзалах этот флаг поднимался в особых случаях, а также при проезде царя.

Так на перекрестке практически непроезжих проселочных дорог, ведущих из деревень Талман, Борзиковой, Марковой в Яр, Рамыл, Ертарку, появилась станция Юшала, а дата 19 декабря 1885 года стала фактически ее днем рождения.

В адрес-календаре Тобольской губернии за 1888 год есть упоминание о Юшале в расписании железной дороги:
«Станция Юшала
- от Тюмени – 73 версты, стоянка 9 минут
- от Екатеринбурга – 232 версты, стоянка 6 минут». Известно также, что поезда, идущие из Сибири в Россию, носили четную нумерацию. Согласно правилам, выход на станционную платформу до первого звонка пассажирам не дозволялся. Услышав первый звонок, пассажиры имели право занимать места в вагонах. После третьего звонка в вагоны никто не допускался.

Расположенный вблизи Юшалы Сибирский тракт со строительством железной дороги совсем пришел в запустенье. Русский литератор А.П. Чехов пишет в своем дневнике во время путешествия по тракту на Сахалин в 1890 году: «Тяжело ехать, очень тяжело, но становится еще тяжелее, как подумаешь, что эта безобразная, рябая полоса земли, эта черная оспа, есть почти единственная жила, соединяющая Европу с Сибирью! И по такой жиле в Сибирь, говорят, течет цивилизация!». Сегодня местный участок Сибирского тракта относится к разряду проселочных дорог местного значения. От Юшалы он расположен на расстоянии чуть более трех километров, от федеральной трассы – на 150-200 метров.

«Путеводитель по Уралу» за 1899 год кратко и вскользь упоминает о Юшале: «Следующая за Поклевской станции Юшала и Тугулым ничего из себя не представляют». В отличие от Поклевской, на таких маленьких станциях не имелось даже буфетов.

Чуть более подробно говорит о станции «Путеводитель по Великой Сибирской железнодорожной дороге» (1902): «Станция Юшала (232 версты). На 235 версте линия пересекает так называемое «Еленевское болото» 40 сажней длины и 4 сажня глубины». (Сажень – мера длины, равная 2 метрам 13 сантиметрам).

В проекте строительства дороги были заложены меры по увеличению числа путевых сторожей для охраны железной дороги. Предусматривалось строительство путевых будок через 2-3 километра одна от другой. Одна из таких будок сохранилась вплоть до 90-х гг. ХХ в. на перегоне Подъем-Кармак. Были они и вблизи станции Юшала.

Сторож при поступлении на работу проверялся на благонадежность. Он имел право в полосе отчуждения пахать и сеять, косить траву, держать скот. В обязанности сторожа входило: охранять путь от посторонних людей, ежедневно 2-3 раза в сутки проверять путь на своем участке за час до прихода пассажирского поезда.

Кроме многочисленной путевой охраны на перегонах, на каждой станции по штату МВД полагался один жандарм, обычно из унтер-офицеров запаса, с представлением казенной квартиры. Начальник станции и жандарм олицетворяли всю «законодательную» и исполнительную власть на данном участке.

При строительстве особое внимание уделялось жилищно-бытовым условиям работников дороги. Так на каждой станции разбивался парк-сад площадью около 1 га, в котором делалась крытая веранда-эстрада и площадка для танцев. Станционный рабочий постоянно следил за чистотой в саду и на перроне, своевременно освежая дорожки песком. На станции Подъем, Кармак, Тугулым и других в конце 60-х гг. ХХ века можно было видеть остатки этих сооружений. Был такой парк и в Юшале. Хорошими воспоминаниями до сих пор делятся о нем старожилы: так все было там уютно и чисто.

Климат Юшалы - континентальный – поселок находится далеко от морей и океанов. Но, тем не менее, местность испытывает влияние Атлантического океана, что смягчает зимы.

Территория Юшалы в настоящее время составляет 381 га. Близлежащие леса – тайга с элементами лиственного леса - главное природное богатство. Здесь можно встретить самые разные виды грибов, ягод, лекарственных растений. Животный мир типичен для юга лесной зоны Западной Сибири. Из хищников можно встретить медведей, волков. Водятся в лесах и промысловые пушные звери: белка, лиса, бобер, соболь, куница, ласка. Среди прочих представителей фауны есть в наших местах и неуклюжий барсук, мех которого малоценен, но жир обладает целебными свойствами, а мясо съедобно.

В окрестностях обитают различные птицы: дятел, кукушка, филин, глухарь, рябчик и другие пернатые. Среди пресмыкающихся и земноводных встречаются лесные гадюки, ужи, живородящие ящерицы.

По материалам: Ласкин Василий Юрьевич «Поселок Юшала: история уральской глубинки», Екатеринбург. 2007.

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье