Юшала Свердловская - возникла на Транссибе
Опубликовал: zampolit, 14-07-2024, 20:13, Железнодорожная история, 2 254, 0
Часовня на улице Комсомольской (2 декабря 2016 г.)
Юшала - поселок городского типа в Тугулымском районе, в 4 км на юг от Сибирского тракта. Возник в конце XIX века при строительстве Транссибирской железной дороги в 270 км от Екатеринбурга и в 84 км от Тюмени. Его высота над уровнем моря – 192 метра.
Юшала располагается на Западно-Сибирской равнине. Эта равнина длительное время была дном древнего моря, где накапливались осадочные горные породы. Есть множество доказательств о морском происхождении нашей местности: характерны для этого края заболоченность, обилие кварцевого песка и глины, а в окрестностях поселка в песчаных карьерах местные жители до сих пор находят удивительные «морские» находки - зубы четвертичной акулы. Суша медленно поднималась и море ушло. О том, кто обитал в этих местах в то древнее время, могут рассказать находки на юшалинской земле: чуть более десяти лет назад в одном из песчаных карьеров были обнаружены кости какого-то крупного ископаемого животного, скорее всего, шерстистого носорога.
Стенд на въезде в поселок (3 ноября 2021 г.)
Постройка Екатеринбургско - Тюменского участка Транссибирской магистрали, общей протяженностью 349,6 версты начались летом 1883 года и в основном закончились к концу декабря 1885 года. Вся линия от Екатеринбурга до Тюмени была разделена на 5 строительных участков. Для наблюдения за порядком на стройке были назначены два жандармских чина.
Станция Юшала (22 ноября 2019 г.)
«Днем открытия … железной дороги избран был Николин день – 19 декабря 1885 года», - сообщала «Екатеринбургская газета» в №49 за 11 декабря 1885 года. «… По отзывам компетентных лиц, дорога устроена образцово и обошлась дешевле других дорог, построенных казенным способом…». Освящение дороги состоялось 28 июля 1886 года в городе Камышлов.
Вокзал станции Юшала (22 ноября 2019 г.)
Станция Юшала, как и другие станции железной дороги, была снабжена с обеих сторон входными сигналами, состоящими из зеленых дисков и семафоров. Семафоры имели деревянную мачту четырех саженей высоты. На всей протяженности железной дороги были уложены стальные рельсы, которые имели нормальную длину 22 фута и были изготовлены на Нижне-Салдинском заводе Демидова.
Юшала того времени представляла собой небольшое поселение железнодорожных рабочих, которые технически обслуживали станцию.
Памятник фронтовикам (3 ноября 2021 г.)
Само станционное здание, стоявшее на кирпичном фундаменте, было выполнено из добротного соснового леса и покрыто железной кровлей. Вероятно, на здании вокзала с фасадной части на крыше были устроены деревянные шпили, так называемые флагштоки. Дело в том, что в 1881 году был учрежден флаг министерства путей сообщения, который представлял собой белое полотнище с полосами российского национального флага в верхнем левом углу и синей эмблемой МПС из топора и якоря с правой части. На вокзалах этот флаг поднимался в особых случаях, а также при проезде царя.
Расписание поездов по станции (22 ноября 2019 г.)
Так на перекрестке практически непроезжих проселочных дорог, ведущих из деревень Талман, Борзиковой, Марковой в Яр, Рамыл, Ертарку, появилась станция Юшала, а дата 19 декабря 1885 года стала фактически ее днем рождения.
В адрес-календаре Тобольской губернии за 1888 год есть упоминание о Юшале в расписании железной дороги:
«Станция Юшала
- от Тюмени – 73 версты, стоянка 9 минут
- от Екатеринбурга – 232 версты, стоянка 6 минут». Известно также, что поезда, идущие из Сибири в Россию, носили четную нумерацию. Согласно правилам, выход на станционную платформу до первого звонка пассажирам не дозволялся. Услышав первый звонок, пассажиры имели право занимать места в вагонах. После третьего звонка в вагоны никто не допускался.
Двухэтажный жилой дом (3 ноября 2021 г.)
Расположенный вблизи Юшалы Сибирский тракт со строительством железной дороги совсем пришел в запустенье. Русский литератор А.П. Чехов пишет в своем дневнике во время путешествия по тракту на Сахалин в 1890 году: «Тяжело ехать, очень тяжело, но становится еще тяжелее, как подумаешь, что эта безобразная, рябая полоса земли, эта черная оспа, есть почти единственная жила, соединяющая Европу с Сибирью! И по такой жиле в Сибирь, говорят, течет цивилизация!». Сегодня местный участок Сибирского тракта относится к разряду проселочных дорог местного значения. От Юшалы он расположен на расстоянии чуть более трех километров, от федеральной трассы – на 150-200 метров.
«Путеводитель по Уралу» за 1899 год кратко и вскользь упоминает о Юшале: «Следующая за Поклевской станции Юшала и Тугулым ничего из себя не представляют». В отличие от Поклевской, на таких маленьких станциях не имелось даже буфетов.
Развалины и водонапорная башня (3 ноября 2021 г.)
Чуть более подробно говорит о станции «Путеводитель по Великой Сибирской железнодорожной дороге» (1902): «Станция Юшала (232 версты). На 235 версте линия пересекает так называемое «Еленевское болото» 40 сажней длины и 4 сажня глубины». (Сажень – мера длины, равная 2 метрам 13 сантиметрам).
В проекте строительства дороги были заложены меры по увеличению числа путевых сторожей для охраны железной дороги. Предусматривалось строительство путевых будок через 2-3 километра одна от другой. Одна из таких будок сохранилась вплоть до 90-х гг. ХХ в. на перегоне Подъем-Кармак. Были они и вблизи станции Юшала.
Сторож при поступлении на работу проверялся на благонадежность. Он имел право в полосе отчуждения пахать и сеять, косить траву, держать скот. В обязанности сторожа входило: охранять путь от посторонних людей, ежедневно 2-3 раза в сутки проверять путь на своем участке за час до прихода пассажирского поезда.
Два дома на улице Садовой (13 июля 2024 г.)
Кроме многочисленной путевой охраны на перегонах, на каждой станции по штату МВД полагался один жандарм, обычно из унтер-офицеров запаса, с представлением казенной квартиры. Начальник станции и жандарм олицетворяли всю «законодательную» и исполнительную власть на данном участке.
При строительстве особое внимание уделялось жилищно-бытовым условиям работников дороги. Так на каждой станции разбивался парк-сад площадью около 1 га, в котором делалась крытая веранда-эстрада и площадка для танцев. Станционный рабочий постоянно следил за чистотой в саду и на перроне, своевременно освежая дорожки песком. На станции Подъем, Кармак, Тугулым и других в конце 60-х гг. ХХ века можно было видеть остатки этих сооружений. Был такой парк и в Юшале. Хорошими воспоминаниями до сих пор делятся о нем старожилы: так все было там уютно и чисто.
Климат Юшалы - континентальный – поселок находится далеко от морей и океанов. Но, тем не менее, местность испытывает влияние Атлантического океана, что смягчает зимы.
Здание администрации (13 июля 2024 г.)
Территория Юшалы в настоящее время составляет 381 га. Близлежащие леса – тайга с элементами лиственного леса - главное природное богатство. Здесь можно встретить самые разные виды грибов, ягод, лекарственных растений. Животный мир типичен для юга лесной зоны Западной Сибири. Из хищников можно встретить медведей, волков. Водятся в лесах и промысловые пушные звери: белка, лиса, бобер, соболь, куница, ласка. Среди прочих представителей фауны есть в наших местах и неуклюжий барсук, мех которого малоценен, но жир обладает целебными свойствами, а мясо съедобно.
Станция Юшала с западной стороны (13 июля 2024 г.)
В окрестностях обитают различные птицы: дятел, кукушка, филин, глухарь, рябчик и другие пернатые. Среди пресмыкающихся и земноводных встречаются лесные гадюки, ужи, живородящие ящерицы.
Адрес: поселок Юшала, Тугулымский городской округ, Свердловская область. Координаты: 57.079842, 64.255837