Ирбитский тракт - первая дорога в Тюмень
Опубликовал: murashka, 28-01-2015, 20:12, Путешествие в историю, 4 658, 0
Вверх по реке Туре на правом берегу находятся очень живописные места, часто посещаемые туристами и горожанами, там есть несколько садово-дачных товариществ и расположены самые старые русские деревни в окрестностях Тюмени.
Здесь же проходит Ирбитский тракт- первая сухопутная дорога из Европейской России в Сибирь через Тюмень. Проложена она в 1597 году и была единственной узаконенной дорогой в Сибирь до 1763 года, когда пробили Сибирский тракт.
До сих пор Ирбитский тракт служит людям, хотя оживленным его не назовешь. Это теперь второстепенная дорога. В 1965 году его начали асфальтировать и только в 1997 году закончили эту работу на границе Свердловской области.
На Ирбитском тракте в 1601 году впервые в Сибири была заведена ямская гоньба – перевозка пассажиров в экипажах на лошадях, которые меняли через 40-50 верст. Известен указ царя Бориса Годунова от 1601 года тюменскому воеводе князю Луке Щербатову: «И мы указали на Тюмени устроити ямщиков… И как к тебе ся грамота придет, и ты бы вперед на Тюмени ямщиков прибрал. А подмоги бы еси им давать из нашие казны… по 15 –ть рублев человеку. А было бы у всякого ямщика гоньбы по три мерина…».
В 1680 году была учреждена первая сибирская почта (до этого деловые бумаги отправляли со специальными гонцами). На расстоянии 612 верст от Верхотурья до Тобольска стояло 15 почтовых станов (ямов). Бесконечные обозы с товарами тянулись по Ирбитскому тракту из России в Сибирь и обратно.
Еще более оживлялся тракт перед ярмарками, а также после прихода в Тюменский речной порт пароходов из глубины Сибири. Современники писали, что «во время прихода в Тюмень судов с чаями с тяжестью от 120 до 200 тысяч пудов … Тюмень поставляет телег от 1 до 1,5 тысяч штук».
Уроженец села Кулаково известный в Тюмени купец Н.М. Чукмалдин писал: «перед ярмаркой и после товарные обозы тянулись через Тюмень целыми вереницами и заполняли собою все улицы и постоялые дворы Затюменской части… Проезжающих на Ирбит и обратно в кошевках, повозках и других незатейливых экипажах было всегда такое большое множество, что казалось невероятным даже, где они в Ирбите поместиться могут».