Топ-100

Бронепоезд из Ишима на фронтах Великой Отечественной

Опубликовал: ilusha, 28-07-2015, 14:40, Великая Победа, 4 264, 0

Мемориальная доска на здании Ишимского вокзала (13 апреля 2015 г.)

6 мая 2013 года, в преддверии Дня Победы, на здании железнодорожного вокзала города Ишима закреплена памятная доска, на которой лаконичная и в тоже время емкая надпись: «В 1942 году со станции Ишим отправился в боевой путь бронепоезд «Патриот» (№742). Построен силами железнодорожников Ишимского узла локомотивного депо».

В годы Великой Отечественной войны более пятисот бронепоездов действовало на фронтовых магистралях. Это грозное оружие первыми стали создавать на собственные средства рабочие и служащие Одесской, Юго-Западной, Южной, Северной железных дорог. Бронепоезда, построенные на личные сбережения железнодорожников, имели на своих бортах надписи, отражающие чувства и адреса их строителей, имена народных героев: «За Родину!», «Александр Невский», «Михаил Кутузов», «Козьма Минин» и другие. По семь бронепоездов подарили фронту железнодорожники Северной и Омской железных дорог.

На Омской железной дороге в 1942 году силами железнодорожников для Красной армии построено пять бронепоездов: в депо Омск - «Омский железнодорожник» и «Киров», в депо Петропавловск - «Североказахстанец», в депо Барабинск - «Сибиряк-Барабинец», в депо Ишим - «Патриот».

Передача бронепоезда

В торжественной обстановке – на митинге был передан бронепоезд «Патриот» представителям 58-го дивизиона, приехавшим в Ишим во главе с лейтенантом Иваном Максимовичем Головко.

В Москве, где укомплектовывался 58-й дивизион под командованием Ивана Сергеевича Мириджанова, бронепоезду «Патриот» присвоили № 742. Командиром бронепоезда стал старший лейтенант Василий Михайлович Сеничев. Кроме того, в дивизион вошел бронепоезд «Узбекистан» под № 736. Личный состав дивизиона включал в себя 290 офицеров, сержантов и рядовых.

С «Патриотом» прибыла в Москву паровозная бригада в составе добровольцев - ишимцев: машиниста Александра Ивановича Соколова, помощника машиниста Николая Максимовича Шатилова и кочегара Ивана Федоровича Степанова (участники строительства, которые были зачислены в дивизион и воевали в нем до окончания войны).

Боевой путь «Патриота» начался на Курской дуге. 29 апреля 1943 года 58-й дивизион был передан в состав Центрального фронта в 60-ю армию и получил задачу занять боевой участок Коллонтаевка — Коренево, чтобы поддержать огнем боевые действия стрелковых дивизий. Здесь, в центре Курской дуги, бронепоезд с честью выдержал свое боевое крещение.

30 июля в 17 часов впервые за время нахождения дивизиона на данном участке появились самолеты противника. Три из них отделились от общей группы и направились на бронепоезд «Патриот», личный состав которого героически отразил налет, не имея потерь и повреждений и подбив два «Юнкерса» (Ю-88).

4 августа, во время одновременного налета двадцати девяти самолетов, бронепоезд «Патриот» сбил один «Юнкерс», а другой подбил. Но вследствие прямого попадания бомбы, бронепоезд был поврежден и его бронепаровоз сошел с рельсов. Бойцы мужественно, под обстрелом врага, в течение двух часов поставили бронепаровоз на рельсы, и «Патриот» продолжил бой против самолетов противника.

За эти бои на Курской дуге были награждены правительственными наградами 19 человек, среди них и командир «Патриота» В.М. Сеничев.

После завершения Курской битвы войска бронепоезд участвовал в боях по освобождению Левобережной Украины. «Патриот» охранял участок в районе станции Нежин. Этот боевой участок был главным при движении воинских эшелонов к фронту, поэтому подвергался постоянным налетам вражеской авиации днем и ночью. Бронепоезд зенитным огнем сбивал самолеты с курса, не дав тем самым сбросить бомбы на воинские эшелоны.

30 сентября 1943 года дивизион вместе с 60-й армией вошел в состав Воронежского фронта, который 20 ноября был переименован в 1-й Украинский. В это время войска Красной армии уже форсировали реку Днепр, закрепились и начали подготовку к продолжению наступления. Немецкие войска упорно сопротивлялись, наносили удары с целью восстановления обороны по Днепру и возвращения Киева. С 1 по 16 декабря 1943 года дивизион активно участвовал в сдерживании наступления противника. За это время «Патриот», находясь на станции Ирша и отбивая атаки немецких самолетов, сбил два «Юнкерса». Затем вместе с бронепоездом «Узбекистан» удерживал участок Тетерев — Ирша.

От Ишимского вокзала ушел на фронт бронепоезд "Патриот"

Выполняя боевой приказ, бронепоезда проводили разведку железнодорожного полотна на данном участке. Диверсионной группе противника удалось заминировать путь перед проходом бронепоезда. «Патриот» наехал на мину, но она сработала лишь частично. Противник в это время в двухстах метрах позади бронепоезда подорвал железнодорожное полотно. Между бронепоездом и немецкой группой завязался бой, в результате которого группа противника была рассеяна. Не дожидаясь темноты, командир бронепоезда В.М. Сеничев приказал занять круговую оборону взорванного участка. Личный состав приступил к восстановлению разрушений. По бронепоезду стреляли артиллерия и минометы противника, но, несмотря на это, путь был восстановлен за 30 минут и «Патриот» продолжил патрулирование участка.

27 января 1944 года войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление и 11 февраля овладели городом Шепетовка. Шепетовка являлась крупным узлом железных и шоссейных дорог, через которые обеспечивалось снабжение 1-го Украинского фронта. До конца февраля дивизион находился на огневых позициях в районе станции Шепетовка. Маневрируя, уходя от огня противника ночью и днем, бронепоезда поддерживали боевые действия 280-й и 148-й стрелковых дивизий.

23 февраля 1944 года на станцию Шепетовка прибыл командующий бронетанковыми и механизированными войсками 60-й армии, гвардии полковник Романов и вручил боевое Красное знамя и ордена Красной Звезды командиру бронеплощадки «Патриот» старшему лейтенанту Я.М. Журавлеву и сержанту А.А. Бондарю.

4 - 5 марта 1944 года 58-й дивизион участвовал в освобождении города Изяславль Хмельницкой области. За успешное выполнение заданий командования при прорыве обороны противника и овладении городом 58-му отдельному дивизиону бронепоездов присвоено почетное наименование «Изяславский».

После этого дивизион был задействован в борьбе с бандами украинских националистов, нападавшими на железнодорожные участки львовского направления.

В июне 1944 года прошло перевооружение дивизиона. Бронепоезд «Патриот» с устаревшими артиллерийскими системами заменяется бронепоездом «Омский мопровец» (№ 608). Так закончился боевой путь ишимского «Патриота».

Использован материал из статьи О. Маракулиной. «Коркина слобода», Историко-краеведческий альманах. Выпуск третий. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2001. С. 47-50.

Особый интерес одного из наших авторов к вокзалу города Ишима вполне объясним, он неоднократно посещал и продолжает посещать железнодорожный вокзал и Привокзальную площадь, информирует как она меняется. Кроме статьи об Ишимском ДК ЖД, мы рассказывали о домах для железнодорожников в одной статье и затем в другой; о райкоме большевиков на площади перед вокзалом; о стеле и паровозе на Привокзальной площади; о возможной остановке бывшего императора Николая II на станции Ишим в 1918 году ; о братской могиле венгров и железнодорожников в северной стороне станции; о сквере «Ишимской правды» разбитом у вокзала в 2014 году; о бронепоезде «Патриот» построенном в 1942 году в Ишимском локомотивном депо; об истории Ишимского вокзала и локомотивного депо.

Рассказали, и показали водонапорную башню, которая после строительства путепровода через Транссиб сохранилась в усеченном виде.

О подвиге и работе железнодорожников в Вы можете прочитать на страницах сайта:
о тюменских;
об ялуторовских железнодорожниках;
об эвакуации населения в Западную Сибирь по железной дороге;
Шлиссельбургская магистраль или «Коридор смерти»;
Железнодорожники станции Маслянская в годы войны;
Тюменские памятники железнодорожникам – фронтовикам;
Персональные звания железнодорожников в годы войны;
Тюменский памятник железнодорожникам фронта и тыла;
Ишимский бронепоезд на фронтах Великой Отечественной.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +1
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Январь 2025 (2)
Декабрь 2024 (26)
Ноябрь 2024 (57)
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Календарь
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.