шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Великая Победа » Бронепоезд из Ишима на фронтах Великой Отечественной

Бронепоезд из Ишима на фронтах Великой Отечественной

Автор: ilusha
28-07-2015, 14:40
Бронепоезд из Ишима на фронтах Великой Отечественной

6 мая 2013 года, в преддверии Дня Победы, на здании железнодорожного вокзала города Ишима закреплена памятная доска, на которой лаконичная и в тоже время емкая надпись: «В 1942 году со станции Ишим отправился в боевой путь бронепоезд «Патриот» (№742). Построен силами железнодорожников Ишимского узла локомотивного депо».
Бронепоезд из Ишима на фронтах Великой Отечественной

В годы Великой Отечественной войны более пятисот бронепоездов действовало на фронтовых магистралях. Это грозное оружие первыми стали создавать на собственные средства рабочие и служащие Одесской, Юго-Западной, Южной, Северной железных дорог. Бронепоезда, построенные на личные сбережения железнодорожников, имели на своих бортах надписи, отражающие чувства и адреса их строителей, имена народных героев: «За Родину!», «Александр Невский», «Михаил Кутузов», «Козьма Минин» и другие. По семь бронепоездов подарили фронту железнодорожники Северной и Омской железных дорог.

На Омской железной дороге в 1942 году силами железнодорожников для Красной армии построено пять бронепоездов: в депо Омск - «Омский железнодорожник» и «Киров», в депо Петропавловск - «Североказахстанец», в депо Барабинск - «Сибиряк-Барабинец», в депо Ишим - «Патриот».
Бронепоезд из Ишима на фронтах Великой Отечественной

В торжественной обстановке – на митинге был передан бронепоезд «Патриот» представителям 58-го дивизиона, приехавшим в Ишим во главе с лейтенантом Иваном Максимовичем Головко.

В Москве, где укомплектовывался 58-й дивизион под командованием Ивана Сергеевича Мириджанова, бронепоезду «Патриот» присвоили № 742. Командиром бронепоезда стал старший лейтенант Василий Михайлович Сеничев. Кроме того, в дивизион вошел бронепоезд «Узбекистан» под № 736. Личный состав дивизиона включал в себя 290 офицеров, сержантов и рядовых.

С «Патриотом» прибыла в Москву паровозная бригада в составе добровольцев - ишимцев: машиниста Александра Ивановича Соколова, помощника машиниста Николая Максимовича Шатилова и кочегара Ивана Федоровича Степанова (участники строительства, которые были зачислены в дивизион и воевали в нем до окончания войны).

Боевой путь «Патриота» начался на Курской дуге. 29 апреля 1943 года 58-й дивизион был передан в состав Центрального фронта в 60-ю армию и получил задачу занять боевой участок Коллонтаевка — Коренево, чтобы поддержать огнем боевые действия стрелковых дивизий. Здесь, в центре Курской дуги, бронепоезд с честью выдержал свое боевое крещение.

30 июля в 17 часов впервые за время нахождения дивизиона на данном участке появились самолеты противника. Три из них отделились от общей группы и направились на бронепоезд «Патриот», личный состав которого героически отразил налет, не имея потерь и повреждений и подбив два «Юнкерса» (Ю-88).

4 августа, во время одновременного налета двадцати девяти самолетов, бронепоезд «Патриот» сбил один «Юнкерс», а другой подбил. Но вследствие прямого попадания бомбы, бронепоезд был поврежден и его бронепаровоз сошел с рельсов. Бойцы мужественно, под обстрелом врага, в течение двух часов поставили бронепаровоз на рельсы, и «Патриот» продолжил бой против самолетов противника.

За эти бои на Курской дуге были награждены правительственными наградами 19 человек, среди них и командир «Патриота» В.М. Сеничев.

После завершения Курской битвы войска бронепоезд участвовал в боях по освобождению Левобережной Украины. «Патриот» охранял участок в районе станции Нежин. Этот боевой участок был главным при движении воинских эшелонов к фронту, поэтому подвергался постоянным налетам вражеской авиации днем и ночью. Бронепоезд зенитным огнем сбивал самолеты с курса, не дав тем самым сбросить бомбы на воинские эшелоны.

30 сентября 1943 года дивизион вместе с 60-й армией вошел в состав Воронежского фронта, который 20 ноября был переименован в 1-й Украинский. В это время войска Красной армии уже форсировали реку Днепр, закрепились и начали подготовку к продолжению наступления. Немецкие войска упорно сопротивлялись, наносили удары с целью восстановления обороны по Днепру и возвращения Киева. С 1 по 16 декабря 1943 года дивизион активно участвовал в сдерживании наступления противника. За это время «Патриот», находясь на станции Ирша и отбивая атаки немецких самолетов, сбил два «Юнкерса». Затем вместе с бронепоездом «Узбекистан» удерживал участок Тетерев — Ирша.

Выполняя боевой приказ, бронепоезда проводили разведку железнодорожного полотна на данном участке. Диверсионной группе противника удалось заминировать путь перед проходом бронепоезда. «Патриот» наехал на мину, но она сработала лишь частично. Противник в это время в двухстах метрах позади бронепоезда подорвал железнодорожное полотно. Между бронепоездом и немецкой группой завязался бой, в результате которого группа противника была рассеяна. Не дожидаясь темноты, командир бронепоезда В.М. Сеничев приказал занять круговую оборону взорванного участка. Личный состав приступил к восстановлению разрушений. По бронепоезду стреляли артиллерия и минометы противника, но, несмотря на это, путь был восстановлен за 30 минут и «Патриот» продолжил патрулирование участка.

27 января 1944 года войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление и 11 февраля овладели городом Шепетовка. Шепетовка являлась крупным узлом железных и шоссейных дорог, через которые обеспечивалось снабжение 1-го Украинского фронта. До конца февраля дивизион находился на огневых позициях в районе станции Шепетовка. Маневрируя, уходя от огня противника ночью и днем, бронепоезда поддерживали боевые действия 280-й и 148-й стрелковых дивизий.

23 февраля 1944 года на станцию Шепетовка прибыл командующий бронетанковыми и механизированными войсками 60-й армии, гвардии полковник Романов и вручил боевое Красное знамя и ордена Красной Звезды командиру бронеплощадки «Патриот» старшему лейтенанту Я.М. Журавлеву и сержанту А.А. Бондарю.

4 - 5 марта 1944 года 58-й дивизион участвовал в освобождении города Изяславль Хмельницкой области. За успешное выполнение заданий командования при прорыве обороны противника и овладении городом 58-му отдельному дивизиону бронепоездов присвоено почетное наименование «Изяславский».

После этого дивизион был задействован в борьбе с бандами украинских националистов, нападавшими на железнодорожные участки львовского направления.

В июне 1944 года прошло перевооружение дивизиона. Бронепоезд «Патриот» с устаревшими артиллерийскими системами заменяется бронепоездом «Омский мопровец» (№ 608). Так закончился боевой путь ишимского «Патриота».
Фильм о бронепоездах

Использован материал из статьи О. Маракулиной. «Коркина слобода», Историко-краеведческий альманах. Выпуск третий. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2001. С. 47-50.

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье