Топ-100

Ялуторовские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны

Опубликовал: zampolit, 16-04-2019, 16:18, Великая Победа, 677, 0

Перестройка работы железнодорожного транспорта началась с первого дня войны. 23 июня 1941 года был подписан приказ Народного комиссариата путей сообщения о введении с 18 часов 24 июня на дорогах воинского графика движения поездов. Новый график предусматривал первоочередное продвижение поездов с войсками и военными грузами, ограничивая пассажирские перевозки.

Объем перевозок резко возрос. На фронт шли эшелоны с войсками и военной техникой, на восток – с эвакуированными предприятиями и населением, от железнодорожников требовались исключительная организованность и точность в работе. Ялуторовские паровозники, вагонники, служащие дистанции пути и связисты обеспечивали бесперебойный поток грузов.

Из докладной записки секретарю Ялуторовского РК ВКП (б) тов. Чернову от инструктора райкома партии Г.И. Зимина: «8 мая 1942 года производилась проверка по вопросам отправки воинских грузов со станции Ялуторовской железной дороги им. Л.М. Кагановича. Проверка показала, что с начала Отечественной войны работа железнодорожной станции Ялуторовска в несколько раз улучшилась, воинские грузы, идущие как на станцию, так и со станции на фронт, выгружаются и отправляются своевременно, не лежат на товарном дворе ни одного часа».

Были и недостатки. Партийные органы города строго следили за работой железнодорожников. 13 февраля 1942 года состоялось расширенное заседание РК ВКП (б), выступали Михайлов и Девятериков, говорили о том, что в работе станции железной дороги имеется ряд недостатков в области политмассовой работы, по производственным показателям. Бюро РК ВКП (б) постановило: секретарю парторганизации т. Ващуркину и начальнику станции Ялуторовск т. Лыскову осуществить большевистский контроль за нарушением правил технической эксплуатации, привлекая к строгой ответственности бракоделов. Передать всем службам опыт Лунинского метода работы в условиях войны и перестроить работу служб, переведя их на устав воинских подразделений к 20 февраля. Благодаря жесткой дисциплине крайне редки были нарушения.

15 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета страны на всех железных дорогах было введено военное положение. Было решено всех рабочих и служащих железнодорожного транспорта на период войны считать мобилизованными и закрепить их на своих рабочих местах.

Этого требовала обстановка тех лет. От железнодорожников во многом зависело то, как складывалась обстановка и на фронте, и в тылу, рабочий день начинался с информации бригадира или дорожного мастера о положении на фронте, а уже потом куда, кому и что делать. При нарушении дисциплины применялся воинский устав.

Так, за задержку поезда отвечали бригадиры и мастера. На виновного составлялся материал, который без промедления отправлялся в трибунал, где было одно решение – на фронт в штрафной батальон.

Работающий железнодорожник получал продовольственное обеспечение только хлебом – 700 г, на иждивенцев ничего не отпускалось. Так что эти 700 граммов делились на всю семью. Легче было тем, кто имел какое-то подсобное хозяйство в личном пользовании, с которым управлялись старики и дети.

На железной дороге работало много женщин. Из заметки в газете «Колхозная правда»: «Работники железной дороги широко развернули соцсоревнование по профессиям. Лучшими рабочими по праву считаются путевой обходчик Турнаева, ремонтный рабочий Соломатова, по грузовой службе – т. Гагарина и т. Ващуркина».

Но оставались и мужчины, пользовавшиеся бронью. Федор Емельянович Бирюков во время войны работал заведующим грузовым двором станции Ялуторовск. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». 6 апреля 1945 г. народным комиссариатом путей сообщения СССР ему выдан нагрудный знак Почетного железнодорожника.

Его биография уникальна. Он родился в 1885 году в Белоруссии. В 1911 году вступил в армию славных железнодорожников. Учиться стал уже взрослым человеком, совмещая учебу с работой стрелочника на железной дороге. Была у него мечта освоить профессию телеграфиста, она сбылась. Во время его дежурства на телеграфе на станции Тугулым он услышал какие-то особенные позывные аппарата и записал: «Всем! Всем! Всем! Самодержавие пало. Вся власть перешла в руки народа…». Это было сообщение о Февральской революции. Интересны его воспоминания о Гражданской войне. В это время он уже жил в Ялуторовске, отправлял грузы по направлению.

Ф.Е. Бирюков часто вспоминал, как был арестован Колчаком и ждал расстрела, но расстрелять его не успели – Красная Армия наступала быстро. Он видел, как провозили через Тюмень семью Николая II в специальном поезде, а затем вернули ее назад в Екатеринбург.

Где бы ни трудился Федор Емельянович, он с большим желанием передавал знания своим младшим товарищам. В 1950 году получил звание инженер-капитан движения. Его честный труд отмечен высокой правительственной наградой – орденом Ленина. Он проработал только на железнодорожной станции Ялуторовск более 30 лет. На пенсию пошел в 1955 году, в 70-летнем возрасте. На юбилей получил подарок – именные часы от начальника Свердловской железной дороги. Умер в 90 лет.

В начале войны уход железнодорожников на фронт носил массовый характер. Уходили люди разных профессий и разных возрастов, но гораздо больше уходило людей молодых, которые совсем немного поработали на железной дороге. Ушли и не вернулись.

По данным Ялуторовского райвоенкомата, находясь на фронте, пропали без вести: братья Аркадий Алексеевич и Николай Алексеевич Глазовы, Иван Савельевич Агафонов, Иван Кузьмич Данилов, Василий Григорьевич Дедышев, Григорий Дмитриевич Мясников, Федор Дмитриевич Станкеев, Павел Ефстафьевич Чикаренко.

Убиты в боях за Родину или умерли от ран: Александр Прокопьевич Девятков, Семен Самойлович Абышев, Григорий Петрович Андрюков, Петр Григорьевич Домрычев, Яков Степанович Карманов, Павел Матвеевич Куликов, Владимир Филимонович Неговский, Степан Иванович Тарачев, Михаил Петрович Шемякин, Николай Матвеевич Ямщиков. Они были мобилизованы на территории города и района и служили в основном в 1276-м стрелковом полку 384-й дивизии. Они погибли, пропали без вести, умерли от ран в 1942–1943 годах.

На войне ялуторовские железнодорожники служили в самых разных родах войск, несколько реже в пехоте и чаще в артиллерии, авиации, танковых войсках – там, где пригодился их гражданский опыт работы с техникой, их более высокий уровень грамотности.

Павел Иосифович Рязанов родился в 1916 году в Ялуторовске, работал дежурным по станции Ялуторовск, в 1938 году призван в Красную Армию, в 1942 году окончил артиллерийское училище. Сохранилась фотография Рязанова военных лет: красивое волевое лицо, на гимнастерке орден Красной Звезды. Капитан П.И. Рязанов погиб 3 марта 1945 года, похоронен в братской могиле недалеко от города Калининграда. Он был командиром батареи, которая дважды отразила крупные атаки противника, уничтожив 60 немецких солдат. При отражении третьей атаки были подбиты 3 танка. Командир 893-го артиллерийского полка 325-й стрелковой Двинской дивизии написал о нем: «Товарищ Рязанов сражался до последней возможности, в неравном бою с танками погиб смертью храбрых, проявив исключительное мужество и отвагу. Посмертно наградить орденом «Отечественной войны» I степени.

Василий Александрович Белкин родился в городе Тобольске. В декабре 1939 года добровольцем ушел на войну с белофиннами. В июне 1941 года Ялуторовским РВК мобилизован в Красную Армию. Санинструктор сержант Белкин воевал в 50-м стрелковом полку. С 9 августа по 3 сентября 1945 года участвовал в боях с Японией. Ранений не имеет. Награжден медалью «За боевые заслуги». В наградном листе написано: «За своевременное оказание помощи и вынос с поля боя раненых». Имеет благодарность Верховного Главнокомандующего т. Сталина от 23 августа 1945 года и медаль «За победу над Японией». С августа 1946 года работал на железнодорожном транспорте, разъезд 82-й км Тюменского отделения Свердловской железной дороги.

Виктор Дмитриевич Барсуков родился в 1908 году в деревне Памятное Ялуторовского района. В августе 1941 года Ялуторовским РВК мобилизован в Красную Армию и зачислен в 1276-й стрелковый полк мотористом-телефонистом. В январе 1942 года был ранен в голову и находился в эвакогоспитале № 1085. Освобождал город Харьков, прорывал оборону противника на западном берегу Дуная, участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, столицы Австрии Вены. Виктор Дмитриевич за героизм и мужество, проявленные в боях, имеет благодарности Верховного Главнокомандующего т. Сталина, награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и грамотами. В мирное время работал на железнодорожном транспорте. В 1967 ушел на заслуженный отдых.

Сергей Иванович Гребнев родился в 1923 году в Кировской области, работал стрелочником на станции Ялуторовск. В 1942 году он был направлен в шестую истребительную противотанковую бригаду стрелком. С августа 1942-го по март 1943 года Гребнев был командиром отделения автоматчиков 8-й отдельной лыжной бригады, в 1943 году командовал отделением минометной батареи в 516-м стрелковом полку, в августе 1943 года был ранен и находился на лечении в эвакогоспитале. С сентября 1943 года по май 1944 года был командиром отделения в Ленинградской школе ковачных кузнецов, с мая 1944 года по апрель 1945 года служил в 6-м Кавказском корпусе ковачным кузнецом, демобилизован в 1947-м, проработал много лет на станции Ялуторовск стрелочником. Сергей Иванович награжден медалями «За победу над Германией, «За отвагу». В приказе о награждении медалью «За отвагу» написано: «Сержант Гребнев С. И. в период наступления полка с 19 по 31 июля 1943 года действовал смело и решительно. В бою за переправу через реку Сев. Донец 30.07.43 года из своего миномета подавил одну пулеметную точку противника, тем самым дал возможность нашей пехоте переправиться через реку».

Георгий Иванович Калугин – ветеран железнодорожного транспорта. На фронт его призвали в 1942 году. Он был стрелком ПТР (противотанкового ружья), пулеметчиком. После второго ранения попал в танковый учебный полк, а уже через 5 месяцев учебы воевал на 1-м Прибалтийском механиком-водителем танка Т-34. Участвовал в боях с 5 августа по 16 октября 1944 года. В одном из боев в танк попал снаряд, Г.И. Калугин получил ранение, остальные члены экипажа погибли. И вновь он встал в строй и до конца войны служил в Наро-Фоминске в 20-й танковой бригаде водителем тягача. 1 мая 1945 г. Георгий Иванович участвовал в Параде в Москве. В июле 1945 года часть отправляют на войну с Японией. В ноябре 1945 г. демобилизовался. В 1946 году его нашла награда – орден Славы III степени. А до этого ему вручили: орден «Отечественной войны» I степени и медаль «За победу над Германией». Когда он вспоминал войну, то говорил, что самое тяжелое было время наступления, так как теряли друзей, технику. После войны работал на железной дороге стрелочником, дежурным по станции, в охране железнодорожного моста.

Николай Филиппович Мясников родился в 1909 году в д. Криволукская Ялуторовского района. Во время войны служил в 248-й стрелковой дивизии разведчиком разведроты. В январе 1943 года был ранен в левую руку и находился в госпитале. После выздоровления зачислен в 19-й стрелковый корпус. В одном из боев в декабре 1943 года получил новое ранение в грудь, находился в госпитале. В марте 1944 года он уволен в запас. Работал составителем поездов на станции Ялуторовск. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией». За достижения на трудовом фронте Мясникову присвоено звание «Ударник коммунистического труда».

Николай Петрович Меркушев родился в 1908 году в Ялуторовске. Работал грузчиком в погрузбюро станции Ялуторовск. В годы Великой Отечественной войны мобилизован в Красную Армию и направлен в 676-й стрелковый полк. 16 января 1943 года в бою за Родину был ранен в правую руку и левую ногу, после ампутации ноги демобилизован из Красной Армии.


Григорий Николаевич Петелин родился в 1909 году в д. Бердюгино Ялуторовского района. В июле 1941 года мобилизован в Красную Армию, воевал в составе 136-й отдельной стрелковой бригады, был командиром минометного отделения. 14 апреля 1942 года был тяжело ранен в руку, находился в эвакогоспитале. В августе 1942 года уволен в запас. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «XX лет победы в Великой Отечественной войне». Работал машинистом паровоза на станции Ялуторовск.

Василий Дмитриевич Станкеев родился в деревне Томилова Ялуторовского района, воевал с августа 1942 года, трижды был ранен. В ноябре 1944 года награжден медалью «За боевые заслуги». В наградном листе написано: «Тов. Станкеев самоотверженный медработник, лучший санитар медико-санитарного батальона. За период боевых операций перенес на своих руках и обслужил 670 человек тяжелейших раненых. Дни и ночи т. Станкеев проводил у постели пострадавших, с подлинной отеческой заботой ухаживая за ними. Раненые т. Станкеева всегда накормлены, обогреты, чисто выбриты. Работа по 2–3 суток без сна и отдыха весьма частое явление в работе т. Станкеева. Так, 19, 20 и 21 октября 1944 года, не выходя из палаты, он обслужил 210 чел. За свою преданную работу по уходу за ранеными в период операций дивизии т. Станкеев имел 3 благодарности, из них одну – по приказу». В октябре 1945 г. был демобилизован из Красной Армии, вернулся в Ялуторовск, работал на железнодорожной станции Ялуторовск весовщиком.

Григорий Георгиевич Ульянов родился в д. Южная Ялуторовского района, в августе 1941 года Ялуторовским РВК мобилизован в Красную Армию, зачислен в 1276-й стрелковый полк портным. В 1945 году демобилизовался из рядов Красной Армии и стал работать стрелочником на железнодорожном транспорте станции Ялуторовск, позднее, до 1964 года, багажным весовщиком.

Иван Никандрович Чепелев родился Красноярском крае. С 1935-го по 1941 год работал на станции Ялуторовск грузчиком в погрузбюро В 1941 году мобилизован в Красную Армию. Воевал на Втором Прибалтийском фронте, защищал Ленинград. Военная специальность – разведчик. Вследствие ранения в ногу стал инвалидом второй группы. В апреле 1943 года сержант Чепелев был демобилизован и освобожден от воинской обязанности.

Петр Леонтиевич Чеботаренко родился в Ялуторовске. В январе 1942 года мобилизован в Красную Армию и направлен в 594-ю отдельную роту связи. С августа 1943-го служил в 1333-м отдельном Дрезденском полку связи старшим телефонистом. В июне 1946 года был ранен (это произошло на минном поле в Австрии) и демобилизован из рядов Красной Армии. За участие в боевых операциях Петр Леонтиевич награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина». После войны работал на железнодорожном транспорте станции Ялуторовск машинистом паровоза.

Александр Иванович Шульгин родился в деревне Пономарева Ялуторовского района. В Красную Армию призван Ялуторовским РВК. Военная специальность – телефонист. С марта 1943 года по январь 1945 года служил в 1067-м стрелковом полку, с января 1945-го по май 1946 года – в 232-м стрелковом полку телефонистом, специалистом по ремонту и хранению телефонной аппаратуры дальней связи. Участвуя в боях, сержант Александр Иванович Шульгин прошел длинный боевой путь, трижды был ранен, освобождал Варшаву, брал Берлин. Имеет правительственные награды: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, орден Славы III степени, медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией», «За оборону Киева», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Шульгин А. И. демобилизован из рядов армии в мае 1946 года. После демобилизации вернулся в родной город и работал на железнодорожном транспорте. В наградном листе: «Организовывал бесперебойную работу связи, на самых ответственных участках работал сам. 14.03.45 г. артналетом противника была прервана связь с батальонами. Тов. Шульгин под обстрелом устранил 5 порывов связи и под огнем снайпера ползком сумел устранить 3 порыва телефонного кабеля». Ходатайствовали о награждении орденом Славы второй степени, но получил второй орден Красной Звезды. В наградном листе на представлении к награждению орденом Красной Звезды отмечалось: «Только 1.02.45 г. тов. Шульгин лично 12 раз выходил на линию связи и под огнем противника устранил 21 порыв кабеля. 2.02.45 г. при отражении нападения противника на наблюдательный пункт полка тов. Шульгин активно со своим отделением отбивал атаки противника, благодаря чему положение было восстановлено».
Находясь на фронте, железнодорожники проявили лучшие свои качества: личная ответственность за результат общего дела, дисциплинированность, умение быстро и точно реагировать на меняющуюся обстановку. Не случайно среди них много отмеченных высокими наградами Родины.

Источник: Наталья Ефимова, «Ялуторовские железнодорожники на фронте и в тылу», «Ялуторовск в годы Великой Отечественной войны». Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2015. – 304 с.


О подвиге и работе железнодорожников в Вы можете прочитать на страницах сайта:
о тюменских;
об ялуторовских железнодорожниках;
об эвакуации населения в Западную Сибирь по железной дороге;
Шлиссельбургская магистраль или «Коридор смерти»;
Железнодорожники станции Маслянская в годы войны;
Тюменские памятники железнодорожникам – фронтовикам;
Персональные звания железнодорожников в годы войны;
Тюменский памятник железнодорожникам фронта и тыла;
Ишимский бронепоезд на фронтах Великой Отечественной.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +5
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.