Тюменские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны

Опубликовал: zampolit, 9-07-2019, 16:11, Великая Победа, 87, 0

Достойно несли трудовую вахту во время войны железнодорожники Тюменского отделения Свердловской железной дороги. С первых дней паровозники, вагонники, служащие дистанции пути и связисты обеспечивали бесперебойный поток грузов. С запада на восток, из района боевых действий, шли эшелоны с ранеными, оборудованием эвакуированных предприятий, стариками, женщинами и детьми, а с востока на запад – с боевой техникой и вооружением, маршевым пополнением, всем необходимым для фронта.

На тюменском железнодорожном узле летом 1941 года работало 2849 человек. Все они самоотверженно трудились во имя Победы. За четыре военных месяца железнодорожники провели 1517 поездов. Особо отличились при этом братья Василий, Георгий и Михаил Жебутинские, Палладий Рябов и многие другие. Мужчин, уходящих на фронт, заменяли женщины. В суровое военное время стали кочегарами паровозов М.Т. Катаева, В.И. Меркач, Н.В. Федоровых, а А.И. Кондакова первой освоила специальность машиниста., Появилась и семейная бригада – грузы необходимые фронту, доставляли на паровозе ЭУ-702-55 муж и жена П.А. и К.А. Рябовы.

Железнодорожники не только водили поезда. В цехах вагонного депо изготовлялись мины и минометы калибра 50 и 82 мм, автоматы ППШ, собирались средства в Фонд обороны. В депо станции Тюмень был отремонтирован прибывший с фронта паровоз ФД № 21-3031, имевший на обшиве котла боевые отметины. Хорошо потрудилась тогда передовая бригада во главе с Михаилом Николаевичем Ковязиным – подлинным мастером своего дела.

6 января 1942 года было начато строительство поезда-бани, состоявшего из 10 вагонов, имевшего 5 телефонных и 4 радиоточки. На строительство этого поезда тюменцами было собрано 177644 рубля. Руководили работой начальник вагонного депо А.И. Кочетков и комиссар С.К. Пацко. За 25 дней ударного труда поезд был построен. 6 февраля 1942 года старший машинист Тюмени пятидесятишестилетний Иван Тимофеевич Садаков добровольно повел поезд-баню на фронт. Вскоре туда же была отправлена и бронедрезина, изготовленная в Тюменском вагонном депо.

Все железнодорожники в те дни трудились не жалея сил. Машинист Платонов на паровозе ФД-30-96 провел в мае-июле 1942 года 23 тяжеловесных состава. Старший дорожным мастер Ерофеев к 1 июня 1942 года выполнил ремонт на 52,9 км пути. За образцовое содержание железной дороги на 200-километровом участке от станции Вагай до станции Подъем Тюменская дистанции пути, возглавляемая Г.М. Козыром, в 1942 году была награждена Красным знаменем ГКО. Поездной мастер Косырев к сентябрю 1942 года провел 120 поездов без дополнительной заливки букс.

В это же время Тюменская дистанция связи заняла первое место по Свердловской железной дороге. Среди связистов особо отличились А.И. Орлов, В.Г. Кощеев, а также Павла Игнатьевна Зеленина, отмеченная за годы войны 48 благодарностями.

Тюменские железнодорожники принимали активное участие в различных формах соревнования. Новосибирский машинист Н.А. Лунин езе до войны так организовал уход за своим паровозом, что когда по графику приводил его в депо на промывку котла, то ремонтники убеждались, что машина в полной исправности. Выполнение ремонта силами самой паровозной бригады получило наименование «лунинский метод». В годы войны этот новатор начал осуществлять скоростное вождение тяжеловесных составов. В Тюмени у него появились последователи. Георгий Александрович Нетесов со своей бригадой, состоящей из помощника машиниста Асямова и кочегара Соловьева, провел 4 тяжеловесных поезда и перевез 4390 тонн груза сверх плана. Он завоевал 1 –е место среди паровозников сети железных дорог СССР.

Осенью 1942 года 19 тюменских железнодорожников были награждены орденами и медалями. Машинист паровоза Степан Иванович Ваганов за перевыполнение задания по перевозкам военных и народнохозяйственных грузов был удостоен ордена Ленина. Диспетчер Тюменского отделения Наумов, начальник вагонного участка Н.Т. Войтик, замполит дистанции пути Ф.М. Лебедков получили ордена Трудового Красного Знамени, а бригадир депо И.А. Кузьмин, начальник дистанции связи М.Н. Сартаков, машинист М.Н. Еременко, стрелочник станции Тюмень Г.В. Перминов и начальник разъезда Винзили Л.Б. Лобов – ордена «Знак Почета».

В течение 1942 года вагонное депо выполнило план ремонта вагонов на 101 процент, было внесено в Фонд обороны 97 тысяч рублей и сэкономлено 612 тысяч рублей государственных средств.

1943 год тюменцы ознаменовали новыми трудовыми достижениями. Г.А. Нетесов со своей бригадой провел 3 состава общим весом в 5 тысяч тонн. Бригада машиниста П. Тимкина в марте 1943 года купила на свои средства эшелон угля и доставила его жителям героического Сталинграда. В то же время ремонтники отремонтировали 92 вагона, а поездные мастера сопроводили 54 поезда и 97 отправили без дополнительной заливки букс. В помощь освобожденным от врага районам тюменцы отправили эшелон строительного леса в 50 вагонов. За четыре месяца 1943 года паровозники перевезли сверх плана 994100 тонн груза. Со второй декады апреля отправка поездов со станции Тюмень увеличилась на 30 процентов.

15 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета страны на всех железных дорогах было введено военное положение. Было решено всех рабочих и служащих железнодорожного транспорта на период войны считать мобилизованными и закрепить их на своих рабочих местах. Этого требовала обстановка тех лет. От железнодорожников во многом зависело то, как складывалась обстановка и на фронте, и в тылу.

Тюменские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны

В мае 1943 года на Тюменской дистанции пути работало 200 стахановцев, 135 ударников, 222 лунинца. За свой труд ее коллектив получил переходящее Красное знамя ГКО. Только за май 1943 года машинисты Тюмени провели 174 тяжеловесных состава. К августу этот показатель достиг 534 тяжеловесных поезда. Осенью 1943 года паровозная бригада в составе машиниста Виктора Федоровича Соснина, помощника машиниста Семенова и кочегара Шуклеевой установила своеобразный рекорд, проведя состав в 3500 тонн участке Тюмень – Поклевская без набора воды, превысив техническую скорость на 2 километра в час.

В 1944 году на Тюменской дистанции пути была организована 31 бригада, объединившая 160 обходчиков. Руководство ими принял на себя Герой Социалистического Труда Максим Казанцев. Только за февраль тюменцы провели 190 поездов, а 15 марта взяли обязательство: «Провести 300 поездов и собрать 350 тысяч рублей на строительство эскадрильи самолетов «Тюменский комсомолец»».

По итогам работы за год тюменские железнодорожники получили переходящее Красное знамя НКПС.

20 марта 1944 года на имя начальника паровозного депо станции Тюмень Перминова, секретаря партбюро Пацко, председателя МК Климовой и секретаря комитета ВЛКСМ Злобина поступила правительственная телеграмма. В ней говорилось: «Прошу передать рабочим, работницам, инженерно-техническим работникам и служащим паровозного депо «Тюмень», собравшим 107 тысяч рублей на строительство вооружения для Красной Армии, мой боевой привет и благодарность Красной Армии». Подписал ее И. Сталин.

За 6 месяцев 1944 года тюменцы провели 3148 поездов. Впервые ремонтники за один месяц, июль, отремонтировали 10 паровозов. Машинисты Г.А. Нетесов, П.Г. Тимкин купили на свои деньги эшелон леса и отправили своим коллегам-железнодорожникам Сталинской (Донецкой) железной дороги. Вагонный участок депо Тюмени оборудовал для них передвижной пункт технического осмотра и 500 комплектов различный инструментов. По итогам работы в июле-августе 1944 года лучшими по профессии были признаны: машинист В.Ф. Соснин, помощник машиниста М.С. Потрепалов, кочегар А.В. Сидоркина, слесарь И.С. Бахтеев, составитель поездов А.Л. Носов, стрелочник Е.Д. Хорина и другие.

23 августа 1944 года М.Н. Ковязин одним паровозом ФД №21-3031 провел строенный состав весом в 5600 тонн. Достойной оценкой самоотверженного труда тюменцев стало вручение паровозному отделению переходящего Красного знамени НКПС и ВЦСПС.

Победный 1945 год тюменские железнодорожники встретили напряженным трудом. За 20 дней января на их счету было 310 составов. Знатный машинист Тюмени М.Н. Ковязин с помощником Агафоновым провел 16 поездов, сэкономив 135 тонн топлива. Среди вагонников Тюменского участка особо отличалась в эти дни гвардейская комсомольско-молодежная бригада, возглавляемая электросварщиком Булатовым.

Родина высоко оценила трудовой героизм тюменских железнодорожников. 29 июля 1945 года за успешной выполнение заданий правительства и военного командования по перевозке оборонных и народнохозяйственных грузов в период Великой Отечественной войны орденом Трудового Красного Знамени был награжден машинист Михаил Николаевич Ковязин, орденом Красной Звезды – начальник особого отдела Тюменского отделения железной дороги майор госбезопасности Николай Елисеевич Кондратенко, орденом «Знак Почета» - машинист Афанасий Александрович Бердников, начальник паровозного депо Владимир Арсентьевич Перминов, пользующийся огромной популярностью и авторитетом начальник 4-го отделения службы движения Алексей Семенович Харченко, позднее удостоенный ордена Ленина, а также Семен Константинович Пацко, которого до конца жизни железнодорожники называли «комиссаром».


Среди награжденных медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» - начальник вагонного участка Тюмени инженер – майор тяги Николай Тимофеевич Войтик, главный кондуктор Тюменского резерва Михаил Степанович Гольцов, начальник вагонного депо станции Тюмень Андрей Игнатьевич Еременко, бригадир комплексной бригады Федор Федорович Шлыков.

Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» отмечены машинист-иснтруктор паровозной бригады № 76 Василий Иванович Козлов, слесарь Марк Степанович Малыгин, и самый молодой кавалер этой награды – Иван Андреевич Рябов, выполнявший в годы войны производственные задания на 210 процентов.

Застыл на вечной стоянке у Дворца культуры железнодорожников города Тюмени паровоз-фронтовик № 21-3031 – символ боевой и трудовой славы тюменских тружеников стальных магистралей. Не забыт их подвиг!

Источник: И. Ермаков, «Тюмень тыловая», Екатеринбург, средне-Уральское книжное издательство, 1995 г.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2019 (33)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (72)
Июнь 2019 (34)
Май 2019 (50)
Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.