"Стальной путь" - мемориал на станции Петрокрепость
Стальной путь — мемориал на станции Петрокрепость, входящий в Зеленый пояс Славы - комплекс мемориалов, посвященный героям, сражавшимся на подступах к Ленинграду в годы Великой Отечественной войны.
Памятник состоит из стелы высотой 8 метров, на которой находятся барельефы железнодорожников и мемориальная надпись, повествующая об их подвиге в 1941—1944 годах. Рядом со стелой на вечную стоянку установлен паровоз ЭМ-721-83 1933 года постройки.
Мемориал создан в 1973 году. Авторы проекта архитектор И.Г. Явейн, скульптор Г.Д. Гликман увековечили подвиг железнодорожников, которые восстановили связь между Ленинградом и Большой Землей.
18 января 1943 года части Красной Армии прорвали блокаду Ленинграда. В полосе прорыва железнодорожники в короткий срок (за 17 дней) построили железную дорогу Шлиссельбург - Поляны, благодаря которой Ленинград получил прямое железнодорожное сообщение с Большой Землей. Этот железнодорожный путь получил название — «Дорога Победы».
На жд находилось 3 моста (через Неву, Назию и Черную) и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения. Вначале направление поездов на трассе чередовалось, и удавалось пропускать лишь 2—3 пары поездов в сутки. Для увеличения количества поездов был применен караванный способ: в одну ночь все поезда шли в Ленинград, в следующую — в обратную сторону. Интервал между поездами был сокращен; за ночь в одну сторону удавалось пропускать 16—25 составов.
Первый после прорыва блокады грузовой поезд прибыл в Ленинград 7 февраля 1943 года. В тот же день от Финляндского вокзала на Большую Землю отправился товарный поезд, груженый отливками орудийных стволов. Поезд вел паровоз ЭМ 721-83, сегодня установленный на мемориале.
Шлиссельбургскую магистраль железнодорожники называли «Коридором смерти»: каждый день грозил гибелью работавшим на ней бригадам. В 48-й паровозной колонне из 600 человек погиб каждый третий.
Шлиссельбургскую трассу разрушали 1200 раз. По три прямых попадания в день. Взрывались вагоны со снарядами и толом. Огромные воронки прерывали путь. Разбитые паровозы и вагоны лежали под откосами.
Но четко действовали восстановительные поезда и летучки – на каждый стометровый отрезок пути в ночное время завозился аварийный запас рельсов и шпал, не менее двух вагонов балласта или шлака. Сгоревшие вагоны растаскивали тракторами, опрокидывали под откос мощными домкратами, засыпали воронки – и движение возобновлялось. Если требовалось, прокладывали обводные пути.
Командование делало все возможное, чтобы транспортный поток, которого ждал город и Ленинградский фронт, не прерывался. Контрбатарейную борьбу с противником вели группы дальнобойной артиллерии, включая крупнокалиберную морскую, установленную на железнодорожных платформах. Подходы к мостам прикрывали зенитки и дымовые дивизионы. За год над трассой сбили 102 вражеских самолета.
Рядом с мемориалом находится музей «Дорога Победы», который был открыт в 1995 году в здании станции Петрокрепость. 7 февраля 2013 года в музее проведена масштабная реэкспозиция, обновлено выставочное оборудование, подключены новейшие технические средства, мультимедийное оборудование.
Вся экспозиция музея "Дорога Победы" посвящена истории строительства и строителям Дороги Победы, Шлиссельбургской трассе в годы войны и беспримерному подвигу железнодорожников работавших в составе 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС.
График работы: вторник - суббота: с 10:00 до 17:00., воскресенье - понедельник: выходной.
Контактный телефон музея: +7 921 631 66 79. Вход свободный.
Где находится: Ленинградская область, Всеволожский район, Морозовское городское поселение, поселок городского типа имени Морозова, улица Скворцова. Координаты: 59°57'41"N 31°1'45"E
О подвиге и работе железнодорожников в Вы можете прочитать на страницах сайта:
о тюменских;
об ялуторовских железнодорожниках;
об эвакуации населения в Западную Сибирь по железной дороге;
Шлиссельбургская магистраль или «Коридор смерти»;
Железнодорожники станции Маслянская в годы войны;
Тюменские памятники железнодорожникам – фронтовикам;
Персональные звания железнодорожников в годы войны;
Тюменский памятник железнодорожникам фронта и тыла;
Ишимский бронепоезд на фронтах Великой Отечественной.