Николай Романов на станции Ишим
На здании вокзала станции Ишим еще нет мемориальной доски. Но наверно скоро появиться, например такая – «Здесь 28 апреля 1918 года по пути в Омск, останавливался Николай Романов, с женой и дочерью».
22 апреля 1918 года по требованию революционно настроенных солдат из охраны царской семьи в Тобольск из Центра прибыл комиссар В.В. Яковлев, с отрядом в 150 солдат и телеграфистом, для непосредственной связи с Центром.
Яковлеву, у которого мандат был подписан самим Яковом Свердловым, удалось успокоить наиболее активных и воинственных солдат из царской охраны.
25 апреля Яковлев объявил солдатам и офицерам охраны, что он имеет приказ увезти царскую семью из Тобольска. Позднее он сообщил об этом Романову. Вопрос, куда предстоит ехать – конкретно ни с кем не обсуждался.
Наследник престола- цесаревич Алексей был в то время тяжело болен и ехать не мог. Семья категорически отказывалась разлучаться. Но на семейном совете 25- 26 апреля 1918 года было решено, что с Яковлевым все же поедут царь, царица и одна из дочерей – Мария Николаевна. За остальными членами семейства Яковлев обещал вернуться в самое ближайшее время.
Утром 26 апреля Царь, Царица и Великая Княжна Мария выехали на лошадях из Тобольска. С ними было совсем небольшое количество прислуги и часть вооруженного отряда Яковлева. Ближайшим пунктом назначения была Тюмень (от Тобольска 285 верст). По пути миновали большие села Иевлево и Покровское. 27 апреля в 9 вечера прибыли в Тюмень.
Отсюда лежало два пути в Европейскую Россию: ближайший – через Екатеринбург. И по кругу – через Ишим, Омск, Петропавловск, Курган, Челябинск, Самару.
Вечером этого же дня Яковлев повез царскую семью в специальном поезде на запад, в Екатеринбург. Но в дороге выяснилось, что в Екатеринбурге царский поезд будет задержан, а Яковлев объявлен уже вне закона за попытку увезти царя. Тогда поезд поворачивает обратно в Тюмень и отправляется в сторону Омска.
Царь ехал в купе 1 класса, отдельно от супруги и дочери. Свидетели указывают, что Яковлев был почтителен к Романову. Они часто говорили о политике, спорили между собой. «Государь не бранил большевиков».
В 1989 году опубликованы дневники Николая II, «28 апреля. Воскресенье. Все выспались основательно. По названиям станций догадались, что едем по направлению на Омск, начали догадываться: куда нас повезут после Омска? На Москву или на Владивосток? Обедали на остановке, на станции Вагай в 11 часов. Очень вкусно..»
Вагай - наравне с Голышманово, самая крупная станция между Тюменью и Ишимом. Такой же большой, как и в Ишиме вокзал, только у него с «городской стороны» сохранился деревянный тамбур в стиле «модерн». Сохранилось несколько краснокирпичных домов, то же в стиле «модерн», выстроенных рядами и в «каре», две высокие водонапорные башни – тоже из красного кирпича, «оборотное депо». Одним словом, большая станция 3 –го типа, как и станция Ишим. Но Вагай, в отличии от Ишима, так и остался небольшим рабочим поселком, на котором сейчас останавливается пригородная электричка и пассажирский поезд.
Возможно, обед подали прямо в вагон. А возможно, он состоялся в здании вокзала, где вероятно был развернут (как и на любой крупной станции) «пункт питания для раненых воинов». Сейчас на станции нет даже ларька.
Поезд после Вагая снова двинулся в путь – на восток. Учитывая скорость локомотивов того времени и остановки для дозаправки водой паровоза, можно предположить, что через 4- 5 часов, то есть к вечеру того же дня 28 апреля 1918 года, царский поезд прибыл на станцию Ишим. Ишим в дневниках Николай II не указывает.
Достоверных свидетельств пребывания Николая II на станции Ишим нет, но если вспомнить организацию движения по железной дороге в то время можно предположить, что в Ишиме паровоз должен был заправляться водой.
Вагай и Ишим разделяют около 150 километров. В то время на крупных станциях всегда строились установки для дозаправки водой паровозов. Вода к ним подавалась с водонапорных башен. Следующая за Вагаем большая станция – Голышманово. В то время она называлась Катышка. В Голышманово до сих пор сохранилась внушительная водонапорная башня, такая же, как в Ишиме, и к тому же украшенная белой каменной доской с изображением эмблемы ж.д. транспорта и годом сооружения – 1912. Вероятно, после Вагая следующая дозаправка водой паровоза происходила именно здесь.
От Катышки до Ишима – еще 70 километров. Без остановки для пополнения запасов воды обойтись было нельзя. На станции Ишим высится старинная «водокачка» и даже сохранилось несколько гидроколонок. Одна из них находится к востоку от вокзала, между 1 и 2 путями, наискосок от нового 4 –х этажного административно – бытового корпуса станции. Только тогда на его месте стоял большой одноэтажный деревянный дом на фундаменте из тесанных гранитных блоков, с высокой крышей (снесен в 80-е года).
Сама гидроколонка частично была демонтирована в 1984 году при электрификации железной дороги. Но основание ее хорошо сохранилось. Скорее всего, здесь и остановился паровоз царского поезда, а ближе к вокзалу – шесть составляющих его вагонов.
Ишимский вокзал в то время был еще «новостройкой». Тогда он был краснокирпичный как и все окружающие его железнодорожные дома, расположенные по обе стороны полотна железной дороги. Со стороны перрона на здании вокзала висел медный колокол. Неизвестно, как долго простоял царский поезд на станции. Охрана в таких случаях отвечала любопытствующим, что едет «иностранная миссия».
И снова в путь – дальше на восток. Царский поезд прогрохотал по мосту через реку Ишим. Справа, у подножия лысой горы промелькнула кирпичная путейская казарма (она и поныне стоит здесь). Стальной путь обступили болота, леса. Мелькают станции Маслянская, Новоандреевская, Мангут (самый восточный населенный пункт Ишимского уезда).
По мнению Н. Соколова, поезд с царской семьей был остановлен и окружен красными на станции Куломзино. Ныне это станция Карбышево, в пределах левобережного района современного Омска. Омск уже был уведомлен Екатеринбургом, что Яковлев объявлен вне закона за попытку «увезти царя за границу». Тогда Яковлев отцепил паровоз, один поехал в Омск, пытался договориться по телефону с ЦИКом, но безуспешно, оттуда поступил приказ: ехать через Тюмень в Екатеринбург. Глубокой ночью или уже под утро, царский поезд снова проследовал через Ишим, но уже в обратном направлении.
В последнее время на волне памяти всего, что связано с почитанием царской семьи, стали возникать свидетели и документы, больше похожие на легенды о русском Царе и его деяниях. Вот и в Ишиме, рассказывают, об одном путевом рабочем Иванове, который видел Царя в окне вагона, и Николай узнал его, так как до Революции тот служил в охране Зимнего дворца.
Если и появиться табличка на вокзале Ишима с памятной надписью, то напомнит пассажирам об еще одной страницы нашей сложной истории. Ведь не сломали же на здании рядом с вокзалом мемориальную доску о первом заседании Совета. И хоть вывезли с привокзальной площади памятник Сталину, а затем и Ленину на площади у рынка стоит еще один Ильич и улица Карла Маркса – центральная в городе.
При составлении материала использовались материалы статьи Л.В. Фролова, Краеведческий альманах «Коркинска слобода» - N 2 – 2000.
Кроме статьи об Ишимском ДК ЖД, мы рассказывали о домах для железнодорожников в одной статье и затем в другой; о райкоме большевиков на площади перед вокзалом; о стеле и паровозе на Привокзальной площади; о возможной остановке бывшего императора Николая II на станции Ишим в 1918 году ; о братской могиле венгров и железнодорожников в северной стороне станции; о сквере «Ишимской правды» разбитом у вокзала в 2014 году; о бронепоезде «Патриот» построенном в 1942 году в Ишимском локомотивном депо; об истории Ишимского вокзала и локомотивного депо.
Рассказали, и показали водонапорную башню, которая после строительства путепровода через Транссиб сохранилась в усеченном виде.