Железнодорожники в годы войны - персональные звания

Опубликовал: lomsecret, 21-04-2016, 12:36, Великая Победа, 2 891, 0

Двадцать второго июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В соответствии с планом молниеносной войны враг стремился парализовать работу транспорта. Утром 22 июня в Наркомат путей сообщения стали поступать тревожные новости с приграничных дорог. Нападению авиации подверглись Белостокская, Брест-Литовская, Белорусская, Винницкая, Ковельская, Кишиневская, Львовская, Литовская, Латвийская, Эстонская, Западная и Юго-Западная железные дороги.

В первые часы войны перед железнодорожниками встали сложнейшие задачи. Прежде всего, требовалось обеспечить воинские перевозки, и 23 июня 1941 года вводится воинский график движения поездов.

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 30 июня 1941 года был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным. В руках ГКО сосредоточилась вся полнота власти. Постановления ГКО имели силу законов военного времени. По решению Политбюро ЦК ВКП(б) при фронтах были введены должности уполномоченных НКПС, которые наделялись широкими правами. Они подчинялись непосредственно НКПС, а в части воинских перевозок, восстановления и заграждения дорог выполняли требования командующего фронтом. В подчинении уполномоченного находились соответствующие начальники дорог и восстановительно- эксплуатационные формирования НКПС, расположенные в пределах фронта.

Сложная обстановка, сложившаяся с связи с быстрым продвижением противника по советской земле, требовала строжайшей дисциплины.

14 февраля 1942 года ГКО и ЦК ВКП(б) принимает решение о создании Транспортного комитета при ГКО. Оперативным штабом Транспортного комитета стало центральное управление военных сообщений (ЦУП ВОСО) с соответствующими управлениями фронтов и их представителями на крупнейших узлах и станциях железных дорог. Это помогло мобилизовать ресурсы транспортной системы, обеспечило взаимодействие всех видов транспорта. Создание комитета явилось началом образования единой комплексной системы управления видами транспорта.

В конце 1942 года на военном направлении наметился коренной перелом: в конце ноября под Сталинградом Красная армия окружила главную группировку гитлеровских войск и к февралю 1943 года полностью ее разгромила; генштаб разрабатывал блокирование войск противника на Северном Кавказе.

В этот период особое значение имело поднятие духа армии, и 6 января 1943 года для личного состава Красной армии, а 15 февраля для личного состава ВМФ были введены погоны как символ верности воинскому долгу приемников славы русской армии.

4 сентября 1943 года Президиум Верховного Совета СССР издает Указ «О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта».

Во исполнение Указа Президиума 13 сентября 1943 года народный комиссар путей сообщения Л.М. Каганович подписал приказ № 711Ц, в котором говорилось: «Введение на железнодорожном транспорте персональных званий, новых знаков различия и форменного обмундирования является новым, ярким проявлением заботы Партии и Правительства и лично товарища Сталина о железнодорожном транспорте и железнодорожниках».

Указом четко определенность деление работников транспорта на высший, старший и средний, младший начальствующий и рядовой состав и подчеркивалось, что железнодорожный транспорт по своей природе является системой строго централизованной, характер и структура которой ближе всего к организации военной. Согласно Указу вводились звания генералитета. Генеральские звания высшего командного состава железнодорожного транспорта определяли роль каждого как полновластного руководителя на своем участке.

Устанавливались персональные звания: для высшего начальствующего состава – генерал-директор путей сообщения, вице-генерал-директор путей сообщения 1 и 2-го ранга, генерал-директор движения, тяги, пути и строительства, связи и административной службы – все 1, 2, 3 ранга. Для старшего состава соответствующих служб: директор-полковник, директор-подполковник, инженер-майор (например, инженер – майор связи); для среднего начальствующего состава соответствующих служб: инженер-капитан, инженер-лейтенант; для младшего начальствующего состава соответствующих служб: техник 1, 2 , 3 ранга, старший бригадный, бригадный. Всех железнодорожников, которым не присвоено персональное звание, именовали работниками железнодорожного транспорта.
Форменная одежда разделялась на парадную и повседневную, последняя в свою очередь делилась на летнюю и зимнюю.

19 апреля 1945 года народным комиссаров путей сообщения генерал-лейтенантом И.В. Ковалевым утвержден приказ № 403ц «О введении в действие Положения об общих обязанностях и взаимоотношениях личного состава железнодорожного транспорта». В одном из пунктов Положения говорилось: «Железнодорожнику воспрещается находится на службе, на улице и в общественном месте (театре, кино и пр.) в неопрятном виде или неисправном обмундировании». Приказ подтверждал ношение знаков различия на погонах. Взаимоотношения между железнодорожниками характеризовались тем, что по своему служебному положению они «разделялись на начальников и подчиненных».

«Все железнодорожники, независимо от того, где они находятся на службе или вне службы, при встрече приветствуют своих начальников и старший по званию прикладыванием правой руки к козырьку фуражки; при встрече равных по званию они обязаны взаимно приветствовать друг друга… Подчиненные и младшие по званию обязаны приветствовать первыми. При приветствии запрещается держать левую руку в кармане, курить и т.п.».

В приказе оговаривались правила ношения форменного обмундирования, согласно им парадная форма надевается в следующих случаях: для присутствия на торжественных заседаниях; при представлении руководителям партии и правительства и своим начальникам; в дни революционных праздников: для присутствия на торжественных вечерах, официальных приемах и при посещениях театров.

Согласно положению наблюдение за выполнением железнодорожных правил взаимоотношений, поведения и ношения форменного обмундирования возлагалось на «непосредственных и прямых начальников, а вне службы – также и на старших по званиям».

Во всех случаях нарушения правил Положения железнодорожником, младшим по званию, старший по званию обязан сделать нарушителю указание о допущенном нарушении, даже если младший и не является подчиненным по службе старшему. При грубом нарушении выявляется фамилия и должность и сообщается о нарушении начальнику виновного.

В конце Положения была дана программа занятий по изучению правил взаимоотношений и взаимообращений «между начальниками и подчиненными».

О подвиге и работе железнодорожников в Вы можете прочитать на страницах сайта:
о тюменских;
об ялуторовских железнодорожниках;
об эвакуации населения в Западную Сибирь по железной дороге;
Шлиссельбургская магистраль или «Коридор смерти»;
Железнодорожники станции Маслянская в годы войны;
Тюменские памятники железнодорожникам – фронтовикам;
Персональные звания железнодорожников в годы войны;
Тюменский памятник железнодорожникам фронта и тыла;
Ишимский бронепоезд на фронтах Великой Отечественной.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Ноябрь 2020 (21)
Октябрь 2020 (21)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Календарь
«    Декабрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.