Маслянские железнодорожники в годы войны
Опубликовал: murashka, 17-01-2018, 10:14, Великая Победа, 1 006, 0
20 июня 1941 года еще до объявления войны, по плану весеннего призыва в ряды Красной армии со станции Маслянской, были призваны и отправлены к местам службы юноши 1922-1923 годов рождения.
Первые мобилизованные на фронт со станции Маслянской были отправлены 7 июля 1941 года. Со всех населенных пунктов района мобилизованных везли на станцию Маслянскую. Здесь между современными предприятиями - ДРСУ и Маслянской больницей - был организован сборный пункт.
Для этой цели были использованы здание Маслянской швейной мастерской: помещение освободили от швейных машин и столов, установили нары для временного жилья мобилизованных бойцов, которые через 2-3 дня уходили на погрузку в вагоны. Призывной пункт на станции Маслянской действовал до начала 1943 года. С 1943 года – мобилизованных сладковчан возили на сборный пункт в Ишиме. Вновь начала работать швейная мастерская, шили нижнее белье, гимнастерки.
На станции готовились вагоны, формировались воинские эшелоны для отправки бойцов, автомашин, тракторов, лошадей, конных повозок, фуража, продуктов питания на фронт. Вся страна работала в 12-часовом режиме, без выходных.
С первых дней на фронт ушли и не вернулись маслянцы -железнодорожники: Власов Прокопий Григорьевич, Новиков Михаил, Суров Максим Ильич, Харламович, братья Новаки, Пуртов, Пискарев Роман, Ануфриев, Пискарев (брат Романа).
Военкоматы с осторожностью призывали на фронт работников ключевых железнодорожных профессий - это грозило дезорганизацией работы транспорта. В мае 1942 года Государственный Комитет обороны принимает официальное решение прекратить призыв железнодорожников в армию.
Дисциплинарные требования к рабочим железной дороги не уступали армейским. Все рабочие объявлялись мобилизованными, и самовольный уход на другую работу расценивался как дезертирство, караемое тюремным заключением на срок до 8 лет. В апреле 1943 года на железных дорогах были введены военно-транспортные трибуналы. На железные дороги распространили дисциплинарный устав Красной Армии. Вынужденная милитаризация железной дороги привела к введению для железнодорожников персональных званий и новых знаков различия - погон.
Следует заметить, что фактов нарушения трудового режима железнодорожниками станции Маслянской не зафиксировано. Начальником станции был Пономорев Павел Алексеевич. Мастерами работали Самодуров Семен Никитич, Лапин, Грибовский. Бригадирами - Нефедов Семен Дмитриевич, Голубин. Трудились старейшие рабочие станции: Мастерских Анна Павловна, Чебенева Екатерина Егоровна, Свешников Яков Иванович, Кремнева Степанида Алексеевна, Кашарин Константин Александрович.
Дежурными по станции в годы войны были Довочкина, Кувыкина А., Алексашина Анисья Алексеевна, Хайновская М., Дубков, Заморуев Василий Иванович.
Водоснабженцы бесперебойно снабжали паровозы водой - Никонов М.Н., Коровин, Савкин.
Электромехаником с 1940 года работал Нелюбин Владимир Николаевич, в 1944 году его сменил Берниковский В. И. Электромонтеры связи - Бахилова Любовь Прокопьевна, Ударцева Галина, Павлова, Акуловская Ольга - обеспечивали устойчивую связь. Рабочим связи был Родыгин Алексей Кузьмич.
Билетный кассир - Пономарева Людмила Алексеевна. Женская бригада путевых рабочих работала круглосуточно, попеременно сменяя друг друга: Мальцева Елена Федоровна, Новикова Екатерина, Ильина, Кремнева Валентина и другие. Старшим путевым рабочим был Солодухин И.М., Козлов Г.С. - стрелочником.
За годы войны через станцию Маслянскую прошло более 100 тысяч поездов. Ценой больших усилий железная дорога работала бесперебойно.
Детали этого времени отражены в воспоминаниях Берниковского Вячеслава Иосифовича, Почетного железнодорожника Ишимской дистанции Свердловской железной дороги. Вячеслав Иосифович работал в Ишимской дистанции связи и сигнализации с 1942 года. Прошел путь от рабочего до старшего электромеханика участка СЦБ. Имел более 200 поощрений. Награжден орденом «Знак Почета», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовое отличие», «Ветеран труда», юбилейными медалями.
«Зима 1942 года была суровая, морозы доходили до 25-40 градусов, ватный бушлат, одинарные брюки, на столбе ветром продувало насквозь. Осматривали каждый провод, лежащий на изоляторе. Дело в том, что в 1940 году в мае месяце выпал сильный мокрый снег, а к вечеру подмерзло. На проводах образовался большой слой снега, гололед. От тяжелой нагрузки на провода, сильного провисания их в пролетах между столбами, не выдержав большой нагрузки, провода стали обрываться, ломаться траверсы, столбы падали один за другим по принципу «домино». Столбы упали на протяжении сто с лишним километров от Ишима до Называевской.
Все провода оказались на земле. Прекратилась всякая телефонная связь между станциями. На восстановление линии связи было мобилизовано почти все взрослое население прилегающих районов. Прибыли восстановительные поезда из Омска, Петропавловска, Тюмени, Свердловска. На утро установилась теплая, солнечная погода, снег быстро растаял, люди работали по колено в холодной воде, устанавливали столбы, распутывали лежащие на земле провода, спешили дать хотя бы временную связь. К концу мая связь временная была восстановлена. Но приведение ее в нормальное состояние продолжалось в сороковом и сорок первом годах. Капитально отремонтировать ее помешала война. Провода имели очень много ржавых скруток, которые создавали большие помехи в работе связи. Восстановленные провода в пролетах были сильно перетянуты, в мороз от натяжения обрывались. Вот эти недоделки приходилось обнаруживать и устранять. В течение двух холодных месяцев пришлось залезать на каждый столб в 40 км. Попадать на эти километры приходилось чаще пешком или с грузовым поездом, спрыгивать на ходу прямо в снег, рискуя сломать себе руки, ноги, разбить голову о невидимые предметы, лежащие под снегом. Домой возвращался уже ночью, голодный, замерзший. Утром снова на работу...»
Люди на транспорте работали как единый часовой механизм. День и ночь шли военные эшелоны, санитарные поезда, эвакуированные заводы, население. Так, в сентябре 1941 года станция Маслянская приняла эшелон № 706 с депортированными немцами Поволжья, следом шли поезда с эвакуированными детьми Ленинграда. Эвакоприемные пункты работали круглосуточно.
На уральские заводы везли Кузбасский и Черемховский уголь. Круглосуточно работали столовые, продовольственные пункты снабжали горячим питанием солдат, эвакуированное население. Припасали сено для перевозимых лошадей. Железная дорога связывала крепкими узами жителей района с фронтом. Железная дорога воевала и работала.
Вечная память фронтовикам-железнодорожникам приближавшим нашу Победу! Их имена и фамилии: Григорьев Кирилл Григорьевич, Баранцов Яков, Рыбаков Александр Дементьевич, Мастерских Сергей Андреевич, Мастерских Зинаида Андреевна, Синельникова Агафья Ивановна, Синельников Антон Иванович, Останин Степан Игнатьевич, Гордымов Петр Григорьевич, Бестолков Николай Данилович, Горюнов Степан Петрович, Башманов Владимир Григорьевич, Огнев Григорий, Бахилов Николай, Тагинцев Григорий Никифорович, Захарящев Иван Борисович, Бобков Николай Петрович, Богомолов Алексей, Заморуев Василий Иванович, Новиков Иван Федорович, Юдин Анатолий Васильевич, Плаксин Иван Александрович, Федин Николай Федотович, Соколов Егор Матвеевич.
О подвиге и работе железнодорожников в Вы можете прочитать на страницах сайта:
о тюменских;
об ялуторовских железнодорожниках;
об эвакуации населения в Западную Сибирь по железной дороге;
Шлиссельбургская магистраль или «Коридор смерти»;
Железнодорожники станции Маслянская в годы войны;
Тюменские памятники железнодорожникам – фронтовикам;
Персональные звания железнодорожников в годы войны;
Тюменский памятник железнодорожникам фронта и тыла;
Ишимский бронепоезд на фронтах Великой Отечественной.