Из истории развития протестантских общин в Тюменской области

Опубликовал: murashka, 21-05-2020, 16:26, Путешествие в историю, 134, 0
Из истории развития протестантских общин в Тюменской области

Прежде всего, необходимо отметить, что в истории развития протестантских общин в регионе можно выделить три периода, характеризующихся активными процессами разделения протестантских общин: 1970 – 1980- е годы; первая половина 1990-х годов; 2000- е годы.

Рассмотрим их поподробнее и обозначим основные объекты и причины расколов, а также особенности, свойственные каждому периоду.

1. 1970 – 1980е годы

В этот период церковный раскол коснулся общин евангельских христиан - баптистов юга Тюменской области. При этом, в отличие от европейской части России и некоторых близлежащих регионов, движение «инициативников» в Тюменской области, по имеющимся данным, стало развиваться лишь в конце 1970-х –начале 1980-х годов, в то время как в Алтайском крае, Новосибирской, Омской и Кемеровской областях к тому времени уже прошли аресты и суды над «раскольниками», а само движение «инициативников» переживало определённый спад.

О разделении тюменской баптистской общины можно говорить с рубежа 1979 – 1980 годов, что нашло отражение и в СМИ того времени. Чуть позже раскол произошёл и в ишимской общине. Другой отличительной особенностью движения «инициативников» в регионе можно считать его немногочисленность. В отличие от общин «раскольников» в близлежащих регионах, данные по которым приводит А. В. Горбатов, счёт прихожан в общинах юга Тюменской области вёлся лишь на десятки. В целом это объясняется немногочисленностью баптистского движения как такового.

Так, среди документов Комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о культах и по гражданским обрядам (далее – Комиссия) отложились сведения о самой крупной – тюменской общине ЕХБ: в период с 1970 по 1979 годы среднее количество её членов составляло 111 человек, с максимумом в 115 в 1975 году и минимумом в 107 – 1974 и 1979.

2. Первая половина 1990-х годов.

Этот период развития протестантских общин в России очень часто наделяется пасторами церквей различными положительными характеристиками и идеализируется, с точки зрения религиозной свободы и состояния государственно-конфессиональных отношений. Во многом такая точка зрения связана с высокой оценкой Закона СССР «О свободе совести и религиозных объединениях», давшего верующим реальную возможность открыто распространять своё учение.

Время до середины 1990-х годов отмечено в России широкими евангелизационными кампаниями. В Тюменской области (вместе с округами) они затронули преимущественно юг региона, в то время как, пожалуй, единственным крупным мероприятием в автономных округах была миссионерская экспедиция «Евангелие – народам Сибири». С другой стороны, по свидетельству отдельных религиозных лидеров из северной части региона, в крупных населённых пунктах масштабные евангелизации не были замечены.

В целом период конца 1980 - х – 1995 годов характеризуется протестантскими пасторами как время наибольшего роста общин за всю историю их существования в Тюмени.
Однако обращение к абсолютным цифрам вносит значительные коррективы в эти оценки. Так, пастор церкви «Духовное Возрождение», о которой шла речь выше, отмечает, что численность общины в 1997 году составляла 60 человек, в то время как в 1990 году этот показатель находился на уровне 100 человек. В. Витюк отмечает, что первоначальный рост нижневартовской пятидесятнической общины до 650 человек сменился спадом, во время которого количество прихожан уменьшилось вдвое.
Обозначенная ситуация, как представляется, может быть объяснена тем фактом, что рассматриваемый период был не только временем быстрого роста общин, но и временем церковных расколов.

По нашей информации, с 1991 по 1996 годы расколы на юге Тюменской области пережили 3 – 4 крупные протестантские общины (в Тюмени и Тобольске), результатом чего стало образование ещё четырёх церквей.

Главным объектом церковных расколов в конце 1980-х – начале 1990-х стала церковь «Духовное Возрождение». Полученная ей в 1946 году регистрация привлекла в общину значительное количество верующих, не желавших по тем или иным причинам посещать незарегистрированные собрания. В таких условиях в рамках одной общины собирались верующие с разными религиозными взглядами, которые с наступлением религиозной свободы посчитали возможным выйти из состава баптистской общины и присоединиться к другим протестантским группам.

Процессы разделения усилились и с увеличением религиозного многообразия в регионе и, как следствие, конкуренции между отдельными направлениями протестантизма и общинами. Отдельные группы верующих за пятилетний период, с 1991 по 1995 годы, могли посещать две-три общины с различным вероучением и стилем богослужения. В качестве ярких примеров может быть приведён ряд прихожан нынешних Тюменской христианской пресвитерианской церкви «Святая Троица» и «Христианского собрания» п. Каскара. Такому переходу из общины в общину, свойственному в целом для описываемого периода, способствовали частые проповеди миссионеров из других городов и стран, по-разному интерпретирующих те или иные аспекты христианского вероучения, а также не сформировавшиеся и не устоявшиеся на тот момент вероучение и особенности богослужения отдельных общин.

3. 2000- е годы

Последние десять лет в Тюменской области отмечены активным образованием новых протестантских общин. Так, в областном центре из 23 церквей около половины начали действовать в период с 2000 -го года. Эти процессы, однако, не сопровождались расколами, как это наблюдалось в первой половине 1990-х годов, так как темпы роста количества прихожан в таких общинах на протяжении десятилетия оставались достаточно низкими: численность ни одной из них в настоящий момент не превышает 50 человек.

Таким образом, произошедшие за это время расколы коснулись протестантских общин, образовавшихся в регионе до 2000 года. Можно выделить две главных причины этого процесса, часто взаимосвязанные между собой и неотделимые друг от друга: догматические разногласия и конфликт между лидерами общины.

Результатом разногласий по вопросам вероучения стало образование в Тюмени группы последователей учения Вочмана Ни и Уитнеса Ли, выделившейся из Тюменской христианской церкви «Свет миру» в начале десятилетия; в 2007 году из состава пресвитерианской общины вышла группа прихожан вместе с недавно избранным пастором, причиной конфликта стали слишком строгие требования, предъявлявшиеся последним к внешнему виду женщин, посещающих богослужения, и не принятые большей частью верующих.

В качестве примеров личностного конфликта можно привести расколы середины 2000-х годов в Сибирской церкви евангельских христиан «Великая Благодать» и в Церкви христиан веры евангельской «Благая Весть». Что касается последней общины, то, как предполагает автор, причиной раскола могли стать и догматические разногласия: отколовшаяся от пятидесятнической церкви группа прихожан в настоящее время действует под названием церкви евангельских христиан-баптистов «Христа Спасителя».

В 2000-е годы автором были зафиксированы случаи перехода верующих из незарегистрированных общин в зарегистрированные церкви, относящиеся к той же деноминации. В частности, группа прихожан незарегистрированной пятидесятнической общины при Миссии евангелизации и благотворения «Примиритель» г. Ялуторовска образовала отдельную общину, перешедшую под окормление одной из тюменских пятидесятнических (зарегистрированных) церквей. Были случаи перехода в другие церкви прихожан общины «инициативников» г. Тюмени.

Таким образом, в 2000-е годы наблюдается процесс, обратный событиям советского времени: в отсутствие открытых и явных преследований со стороны государства, верующие изменяют своё отношение к нему и склоняются к официальной регистрации церкви, что противоречит идеалам незарегистрированных пятидесятнических и баптистских общин.

Какая бы община и в какой бы период не переживала потерю заметного числа прихожан, эти процессы оказывают заметное влияние на развитие церкви. В первую очередь, это отражается на её количественных характеристиках. Так, анализ динамики численности отдельных протестантских общин показывает, что церковные расколы являются одним из важнейших факторов, определяющих динамику численности религиозного сообщества.

Подтверждение нашему предположению о влиянии церковных расколов на динамику численности общин находим и в архивных документах. Как уже отмечалось выше, средняя численность прихожан церкви «Духовное Возрождение» в 1970-х годах составляла 111 человек. Документы Комиссии свидетельствуют об уменьшении количества прихожан со 107 в 1979 году до 91 – в 1980 и 90 –в 1981 – 1982 годах. Снижение численности общины происходило на фоне конфликта между двумя членами церковного совета, завершившегося выводом одного из них из его состава. В результате часть верующих перешла в общину «инициативников». За последующее десятилетие община не восстановила прежней численности даже на фоне активной деятельности пресвитера А. Ф. Иванова по привлечению молодёжи в церковь: количество новых прихожан лишь компенсировало потери общины в результате смертей пожилых верующих.

Как показывают наши данные, отколовшиеся религиозные группы также испытывают последствия разделения: ни одна из существующих ныне общин «раскольников» не превышает по численности прихожан 20 – 25 человек. Это объясняется тем фактом, что, как правило, такие общины не ведут активного распространения своего вероучения, в связи с чем приток новых верующих к ним ограничен. За последние 4 – 5 лет лишь тюменская община баптистов - «инициативников» стала заметнее работать в этом направлении, преимущественно посредством распространения религиозной литературы на улицах города.

Негативная динамика численности прихожан довольно болезненно воспринимается пасторами общин. Происходит это ещё и потому, что для тюменского протестантского сообщества, не свойственен свободный переход верующих из общины в общину. Пасторы, как правило, с трудом припоминают тех, кто пришёл в их церковь из другого собрания.

Приводимые ими редкие примеры относятся к семейным парам, в которых супруги ранее посещали богослужения разных церквей. На этом фоне неудивителен тот факт, что с «раскольниками», как правило, разрываются отношения. В особенности это касается тех общин, где существует система санкций за «отход от веры».

Разрыв отношений происходит, прежде всего, на личностном уровне, который имеет два измерения: общение между религиозными лидерами и общение между рядовыми прихожанами, с одной стороны, и религиозными лидерами, и прихожанами, ушедшими в раскол, с другой стороны. Прерванное по причине церковного раскола общение между лидерами общин восстанавливается редко и нескоро. Из всех упомянутых в данной статье случаев, общение в какой-то мере восстановлено лишь в двух: между пасторами тюменской общины «Свет миру» и тобольской церкви «Новое поколение» (через много лет после возникших разногласий), а также между руководителем тюменской общины «инициативников» и пастором церкви «Духовное Возрождение» по инициативе последнего – в преддверии скорого празднования 95-летия баптизма в Тюмени. В Ишиме зарегистрированная и незарегистрированная общины баптистов не имеют контактов, несмотря на то, что их молельные дома находятся буквально через дорогу друг от друга.

Рядовые прихожане иногда сохраняют взаимоотношения с «раскольниками», но эта информация ими не афишируется. Разрыв отношений на личностном уровне сопровождается прекращением контактов на уровне сообщества. Так, ни одна община «раскольников» не входит в состав Конгресса религиозных объединений Тюменской области (КРОТО) – форума, созданного протестантскими, мусульманскими и иудейской общинами в 2006 году для координации совместных действий по разрешению проблемных ситуаций в государственно-конфессиональных отношениях. Даже на фоне консолидации протестантского сообщества на юге Тюменской области, наблюдающегося в настоящий момент, религиозные лидеры не спешат привлекать «раскольников» к поиску путей достижения общих целей и взаимодействию с органами государственной власти при решении возникающих проблем. С другой стороны, в настоящее время в Тюменской области отсутствуют какие-либо внешние факторы, которые могли бы подтолкнуть стороны к примирению или воссоединению.

Основанная на примере ряда церковных расколов в протестантских общинах юга Тюменской области периодизация показывает, что для каждого выделенного промежутка времени: конец 1970-х –начало 1980-х годов, конец 1980 – первая половина 1990-х годов, 2000-е годы – характерны различные причины и факторы разделений, что объясняется разными условиями, в которых они возникали.

Сквозной причиной расколов для всех периодов является, безусловно, личностный конфликт между религиозными лидерами. Такое большое влияние на эти процессы оказали догматические разногласия, особенно актуализировавшиеся в начале 1990-х годов – время формирования догматической и практической сторон вероучения многих общин. Для советского времени и 2000-х годов характерной причиной церковных разделений стало отношение к государственной регистрации: если в 1970 – 1980-е годы наблюдалось несогласие верующих с этим требованием, то в последние годы ряды незарегистрированных общин редеют по причине перехода верующих в церкви, имеющие государственную регистрацию.

Основным видимым результатом церковных расколов является снижение темпов роста протестантских общин: как отколовшихся, чьи количественные характеристики после раскола колеблются вокруг одного значения, так и «материнских», переживающих после разделения значительный спад в численности прихожан. Кроме того, расколы, как представляется, снижают степень консолидации протестантского сообщества региона.

В целом изучение расколов на микроуровне позволило скорректировать датировки и масштабы общероссийских событий (выделение «инициативников» из баптистского движения) и расширило возможности анализа религиозной ситуации, в особенности межконфессиональных отношений на уровне отдельного региона.

Источник: Р. О. Поплавский (Коробк?), Церковные расколы в истории протестантских общин г. Тюмени (XX – XXI вв.), Весник КемГУ.

В 2009 году были зарегистрированы следующие протестантские общины в Тюменской области:
Тюмень

1. Религиозная группа «Евангелическо-лютеранская община»
Руководитель: пастор Матиас Браун. Адрес: ул. Республики, 83. Телефон: 8-904-490-84-50.

2. Религиозная организация «Церковь евангельских христиан-баптистов «Духовное возрождение».
Руководитель: пресвитер Мочалкин Павел Николаевич. Адрес: ул. Д. Бедного, 54. Телефон: (3452) 26-53-50. Электронная почта: paveln@tmn.ru.

3. Религиозная организация «Церковь христиан адвентистов седьмого дня»
Руководитель: пресвитер Медвидь Василий Васильевич. Адрес: ул. Димитрова, 9. Телефон: 8-912-396-53-30. Электронная почта: medvid59@mail.ru.

4. Религиозная организация «Церковь евангельских христиан «Преображение»
Руководитель: пастор Бойченко Александр Иванович. Адрес: ул. Щербакова, 58. Телефон: (3452) 25-54-72. Электронная почта: tmnchurch@mail.ru.

5. Урало-Западносибирский региональный управленческий центр Новоапостольской церкви
Руководитель: Настоятель Ведерников Виктор Анатольевич. Адрес: ул. Харьковская, 74. Телефон: (3452) 41-61-65.

6. Религиозная организация «Церковь христиан веры евангельской пятидесятников «Тюменская христианская церковь «Свет Миру»
Руководитель: епископ РОСХВЕ по Тюменской области Лавренов Сергей Эдуардович. Адрес: ул. Республики, 204а, строение 1. Телефон: (3452) 21-05-95, 21-39-92, 21-42-45. Электронная почта: office@svetmiru.com.

7. Религиозная организация «Церковь христиан веры евангельской пятидесятников «Тюменская христианская церковь»
Руководитель: пастор Бродовский Леонид Иванович. Адрес: ул. 30 лет Победы, 111. Телефон: (3452) 35-43-19. Электронная почта: tcchurch@mail.ru.

8. Религиозная организация (Централизованная религиозная организация) «Союз Миссий Христиан Веры Евангельской»
Руководитель: председатель Правления, начальствующий пресвитер Шестаков Евгений Николаевич. Адрес: ул. Кондинская, 2а. Тел/факс. (34535) 3-17-60, 8-922-269-14-14. Электронная почта: shestakov_e@mail.ru.

9. Централизованная религиозная организация «Ассоциация Миссий Христиан Веры Евангельской Тюменской области «Ковчег»
Руководитель: президент Ассоциации, пресвитер Новицкий Михаил Леонидович. Адрес: ул. Кондинская, 2а.
Телефон: 8-950-493-63-60.

10. Религиозная организация «Миссия благотворения и евангелизации христиан веры евангельской «Стефан»
Руководитель: президент Миссии, пресвитер Осинцев Федор Александрович. Адрес: ул. Кондинская, 2а. Телефон: (3452) 49-18-63, 49-17-60.

11. Религиозная организация «Церковь христиан веры евангельской пятидесятников «Благая Весть»
Руководитель: пастор Княжев Андрей Викторович. Адрес: ул. 30 лет Победы, 111. Телефон: 8-909-188-81-97. Электронная почта: leo_m4s@mail.ru.

12. Религиозная организация «Пресвитерианская церковь «Святая Троица»
Руководитель: пастор Курмангашинов Вадим Аскарбекович. Адрес: ул. Мельникайте, 102. Телефон: (3452) 20-54-35. Электронная почта: rightforlife@mail.ru.

13. Религиозная организация «Объединенная методистская церковь «Спасение»
Руководитель: пастор Зубкова Екатерина Валерьевна. Адрес: ул. 30 лет Победы, 111. Телефон: (3452) 42-92-22. Электронная почта: zoubkovk@mail.ru.

14. Религиозная организация «Церковь евангельских христиан «Великая Благодать»
Руководитель: пастор Гайланс Павел Александрович. Адрес: ул. 30 лет Победы, 111. Телефон: (3452) 39-06-65. Электронная почта: ggwotyumen@mail.ru.

15. Религиозная организация «Церковь христиан веры евангельской пятидесятников «Краеугольный камень»
Руководитель: пастор Эсауленко Максим Евгеньевич. Адрес: ул. Республики, 204а, строение 1. Телефон: 8-906-874-17-36. Электронная: kk-tyumen@mail.ru.

16. Религиозная организация «Свидетели Иеговы»
Руководитель: старейшина Белявин Сергей Петрович. Адрес: ул. 30 лет Победы, 115, строение 1. Телефон: (3452) 30-19-68.

17. Религиозная организация «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней»
Руководитель: президент Ворожцов Николай Валерьевич. Адрес: ул. Сургутская, 11, корп. 3. Телефон: 8-909-739-80-39.
г. Тобольск

1. Религиозная организация «Церковь евангельских христиан «Слово жизни»
Руководитель: епископ по УрФО Олейник Тимофей Борисович. Адрес: ул. Ремезова, 88. Телефон: (3456) 25-97-05. Электронная почта: danpol@mail.ru.

2. Религиозная организация «Церковь евангельских христиан «Новое поколение»
Руководитель: пастор Ищимцев Сергей Петрович. Адрес: ул. Ленина, 51. Телефон: 8?912?926?93?87. Электронная почта: ngt@nm.ru.
г. Ишим

1. Религиозная организация «Церковь евангельских христиан-баптистов»
Руководитель: Болдышев Алексей Викторович. Адрес: ул. Электрическая, 18. Телефон: 8-909-187-92-11.

2. Религиозная организация «Миссия Евангелизации и Благотворения христиан веры евангельской «Благая весть» г. Ишима»
Руководитель: президент Миссии Еськов Александр Кузьмич. Адрес: ул. Кирова, 79. Телефон: (34551) 6-67-74, 8-922-48-49-838.

3. Урало-Западносибирский региональный управленческий центр Новоапостольской церкви
Руководитель: настоятель Витязев Геннадий Михайлович. Адрес: ул. К. Маркса, 19а.

4. Религиозная организация «Церковь христиан адвентистов седьмого дня»
Руководитель: Носов Владимир Михайлович. Адрес: ул. Красина, 54. Телефон: 8-906-87-33-849.
г. Заводоуковск

1. Религиозная организация «Миссия Евангелизации и Благотворения христиан веры евангельской «Возрождение» г. Заводоуковска»
Руководитель: пресвитер Новицкий Михаил Леонидович. Адрес: ул. Фрунзе, 59. Телефон: 8-950-493-63-60.

2. Религиозная организация «Церковь христиан адвентистов седьмого дня»
Руководитель: Крафт Виктор Адамович. Адрес: ул. Революционная, 91.

3. Религиозная организация «Церковь евангельских христиан баптистов «Живое слово»
Руководитель: Семников Евгений Антонович. Телефон: 8?902?812?44?60.

г. Ялуторовск

1. Религиозная организация «Миссия евангелизации и благотворения христиан веры евангельской «Примиритель» г. Ялуторовск»
Руководитель: начальствующий пресвитер Шестаков Евгений Николаевич. Адрес: ул. Чкалова, 1. Телефон: (34535) 3-7-60, 8-922-269-14-14. Электронная почта: shestakov_e@mail.ru.

2. Религиозная организация «Церковь евангельских христиан-баптистов «Возрождение»
Руководитель: пастор Голышев Геннадий Георгиевич. Адрес: ул. Чкалова, 1с. Телефон: 8-922-269-26-38.

Социальные учреждения религиозных организаций

1. Некоммерческое объединение «Ассоциация тюремных служителей»
Руководитель: Мкртумян Армен Робикович. Телефон: 8 922?268?79?50. Адрес: 625019, г. Тюмень, ул. Республики, д. 204а, строение 1. Телефон: (3452) 21?05-95, 21?39–92, 21?42?45. Электронная почта: armentyumen@mail.ru.

2. Тюменская региональная общественная организация Центр адаптации и профилактики наркомании «Соль земли»
Адрес: г. Тюмень, ул. Республики, д. 148а/1 (1 этаж) РЦ «Соль земли». Телефон: (3452) 20?12?36. Электронная почта: centr@solzemli.ru. Интернет страница: www.solzemli.ru. Запись на реабилитацию по телефону 8-919-959-00-03. Директор: Барашков Андрей Анатольевич. Телефон: (3452) 70-71-61.

3. Некоммерческая организация Центр дневного пребывания детей и подростков «Дорога к жизни»
Директор: Велижанина Елена. Адрес: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, д. 63а. Телефон: (3452) 41-03-80. Электронная почта: alexvel72@yandex.ru. Интернет страница: www.light-world.ru. Часы работы центра: 10-00 до 13-00 (летнее время), 9?00 до 16?00 (во время учебного года).

4. Кормление бездомных.
Один раз в день по будням в 12?00 (кроме субботы воскресенья) в сквере по ул. Пермякова напротив автовокзала.

5. Тюменский областной общественный фонд социальный реабилитационный центр «Путь в жизнь».
Директор: Морозов Михаил Владимирович Адрес: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 111. Телефон: (3452) 35-43-19, 8-908-868-99-96. Электронная почта: tcchurch@mail. ru.

6. Служение «Центр духовно-нравственного воспитания для лиц, страдающих нарко- и алкозависимостью «Новая жизнь во Христе»
Руководитель: Карлов Михаил Геннадьевич. Адрес: г. Тюмень, ул. Республики, д.204а, строение 1. Телефон: (3452) 707-900. Интернет страница: www.narko-net.ru.

7. Всемирное движение анонимных алкоголиков
Руководитель: Ионов Сергей Геннадьевич. Адрес: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 102/3. Телефон: (3452) 20-54-35. Электронная почта: tmncec@gmail.com.

8. Центр «Право на жизнь» программа для профилактики абортов
Руководитель: Романова Виктория Алексеевна. Адрес: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 102/3. Телефон: (3452) 20-54-35. Электронная почта: rightforlife@mail.ru, tmncec@gmail.com.

Источник: «Государственно-конфессиональные отношения и религиозные объединения в Тюменской области (справочник)» под ред. В.П. Клюевой.

Для тех, кто интересуется историей религиозных организации Тюменского края мы подготовили несколько материалов:
Религия в жизни сельских и городских жителей Тюменского края в 1920-е годы;
О церковном быте зауральцев после революции ;
Об изъятии церковных ценностях в Тюменской губернии;
О возникновении старообрядчества в Тобольской губернии;
Об истории Тобольской епархии ;
О Тобольской духовной семинарии;
О конфессиональном и этнокультурном разнообразии Тюменской области;
О религии в быту жителей западносибирских городов XIX века ;
О религиозных верованиях жителей Пура ;
Об институте Астана у сибирских татар;
Об Исламе в Тюменской области в советский период;
Об истории развития протестантских общин в Тюменской области ;
Религиозные конфессии в Тюменской области в послевоенное время;
Евреи в Тобольской губернии XIX века;
Антисемитизм в Тюменском крае в 1920-х годах .

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2020 (19)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Календарь
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.

7210aeac9ee07fa16e96a9807b47ab4c9bdeec4c.txt