Топ-100

Евреи в Тобольской губернии XIX века

Опубликовал: zampolit, 20-04-2017, 07:48, Путешествие в историю, 3 811, 0

В 1897 году впервые население Российской империи было охвачено всеобщей переписью. Ее материалы, опубликованные лишь в 1905 г., представляют собой уникальный по полноте и достоверности источник сведений, в т.ч. о жителях Тобольской губернии.

Численность и расселение

В 1897 г. в крае проживали 2463 представителя иудейского вероисповедания, что составляло 0,17% населения Тобольской губернии. При этом число назвавших в качестве родного языка еврейский было несколько ниже — 2387 чел. Помимо этого, в губернии на момент переписи проживали 26 караимов. Следует отметить, что еврейская община Тобольской губернии занимала последнее место среди еврейских общин Сибири по своему относительному весу (в близлежащей Томской области этот показатель составлял 0,4%, в среднем по Сибири — 0,6%, по всей Российской империи- 4,1 %) и пятое место по абсолютной численности. В целом еврейская община губернии составляла 7,1% от всего еврейского населения Сибири (34477 чел.).

Вопрос о численности иудейской общины, причинах ее весьма значительных колебаний очень интересен, но пока не прояснен. Так, в «Обзоре Тобольской губернии» за 1883 г. сообщается, что евреи составляют 0,16% населения края. В «Обзорах» за 1884, 1885, 1888 гг. фигурирует цифра 0,17%.

К 1891 г. происходит значительный прирост еврейской общины, которая составляет уже 3983 чел., или 0,28% населения губернии. Но уже в «Обзоре» за 1899 г. сообщается: «на 1000 жителей распределяется ... евреев — 1,55» , то есть 2391 чел., или 0,15% от населения края.

По территории губернии иудейское население распределялось неравномерно. Большая часть его — 1966 чел. (около 80%) — проживала в городах, и только 494 чел. (20%) были приписаны к округам. Соответственно колебалась и процентная доля еврейского населения — в городах она возрастала до 2,25%, в округах снижалась до 0,04% .

Наиболее крупная иудейская община сформировалась в центральном городе губернии — Тобольске. Там проживали 1251 иудей, что составляло немногим более 6% от населения города или 50,8% иудейской общины края. Эта особенность вполне объяснима, поскольку евреи, будучи в массе своей коренными горожанами и не имея ни права, ни возможности заниматься сельскохозяйственным трудом, предпочитали селиться в наиболее крупных городах, где существовало больше свободных социальных и экономических ниш. К городам тяготели и представители других национальных диаспор, о чем упоминают сами авторы разработки материалов переписи: «Часть поляков, немцев и евреев хотя и занимается земледелием, но большинство из них предпочитает ремесла, торговлю и др. занятия».

Вторая по величине иудейская община существовала в Тюмени. Здесь проживали 262 иудея, что составляло 0,9% населения города или 10,6% от общего числа иудеев губернии. Далее шли: Ялуторовск — 105 чел. (3,1% и 4,3% соответственно), Ишим — 92 чел. (1,3% и 3,7%), Тара — 84 чел. (1,2% и 3,4%), Тюкалинск — 76 чел. (1,9% и 3%), Курган —70 чел. (0,7% и 2,8%) и Березов — 29 чел. (2,7% и 1,2%). Два города губернии и вовсе не имели населения иудейского вероисповедания — это Сургут и Туринск. Как видно из приведенных выше данных, абсолютная величина общины не всегда соответствовала ее относительной величине, весу и влиянию в данном населенном пункте.

Во всех округах губернии (без учета городов) иудейское население было немногочисленно, в Сургутском и Березовском округах оно просто отсутствовало. Лидером здесь является, как ни странно, Тюкалинский округ, на территории которого проживали 286 иудеев, что составило 0,1% населения округа и 11,6% от иудейского населения губернии. Далее шли: Тарский — 92 чел. (0,06% и 3,7% соответственно), Ишимский — 58 чел. (0,02% и 2,3%), Тобольский — 19 чел. (0,01% и 0,7%), Ялуторовский — 14 чел. (0,007% и 0,6%), Курганский — 12 чел. (0,004% и 0,5%), Тюменский — 10 чел. (0,01% и 0,4%), Туринский — 3 чел. (0,004% и 0,1%).

Половая структура

Соотношение между полами в иудейской общине края выглядело следующим образом: на 1234 мужчины приходилось 1229 женщин, что может быть представлено в процентном соотношении как 50,1% мужчин и 49,9% женщин. Среди населения губернии в целом это соотношение выглядело иначе: 49,3% мужчин и 50,7% женщин. В целом половая структура иудейского населения края была сбалансирована и почти не отличалась от общей демографической картины по губернии. Этот баланс сохраняется практически во всех населенных пунктах, исключение составляют лишь Курганский округ (без города), где проживали 11 мужчин и всего 1 женщина иудейского вероисповедания, а также Тюменский округ (без города), где проживали 7 мужчин из числа иудеев и 3 женщины. Наличие подобного баланса имело большое значение для такой дисперсной этнической группы, как российское еврейство, позволяя заключать большую часть браков внутри общины, что, в свою очередь, препятствовало развитию ассимиляционных процессов.

Язык

Родной язык — очень важный показатель для определения степени ассимиляции, а также принадлежности к той или иной субэтнической культурной группе. Интересный материал предоставляют нам данные по соотношению вероисповедания и родного языка среди евреев края. Всего по губернии признали еврейский язык в качестве родного 2387 чел. (1205 мужчин и 1182 женщины). Уровень грамотности среди них составил 52,9%, в т.ч. 62,1% у мужчин и 43,4% у женщин.

Подавляющее большинство лиц, признавших своим родным языком еврейский, принадлежало, конечно же, к иудейскому вероисповеданию: 2352 чел., то есть 98,5% от общего числа носителей языка. Соотношение полов было практически тождественным — еврейский язык назвали родным 95,9% мужчин-иудеев и 95% женщин-иудеев. Уровень грамотности среди них составил 52,8% (среди иудеев в целом — 52%).

Помимо иудеев еврейский язык назвали в качестве родного 30 чел., подпадающих под определение «православные и единоверцы» (19 мужчин и 11 женщин; в т.ч. 19 грамотных),

2 мужчин принадлежали к римско-католической общине (1 грамотный) и 3 женщины относились к караимам (все неграмотные). Очевидно, что все они (за исключением караимов) были выкрестами. Вероятнее всего, число последних было даже больше, поскольку часть их могла назвать в качестве родного иной язык. Но даже по приведенным данным можно судить о том, что общее число выкрестов было относительно невелико — 1,4% от общего числа иудеев или 1,5% от числа назвавших еврейский язык в качестве родного.

Примечательно, что новообращенных евреев не оказалось ни среди мусульман, ни среди представителей множества других конфессий. Двое евреев — членов римско-католической общины, вероятнее всего, были сосланы в Тобольскую губернию из Польши, где они и были крещены (не случайно оба этих прозелита — мужчины). Все вышесказанное еще раз подчеркивает основной мотив принятия евреями христианства в дореволюционной России — это было стремление приобрести равноправное положение и слиться с господствующим этносом посредством принятия государственной религии.

Несмотря на явное доминирование еврейского языка как родного для местных иудеев, он не был единственным в этой общине. На втором месте стоял великорусский язык, который назвали родным 78 иудеев (3,1%), 40 мужчин и 38 женщин, из которых грамотой владели только 24 (30,8%), что несколько ниже, чем среди говорящих на еврейском и среди иудеев в целом. Далее следовал немецкий язык, который в качестве родного назвали 23 иудея (0,9%), в т.ч. 8 мужчин и 15 женщин. Уровень грамотности среди них составил 60,9%, что объясняется, по-видимому, их происхождением из Германии, Прибалтики либо стран Восточной Европы, где немецкий язык также имел большое хождение, а культурный уровень был достаточно высок. Наименее распространенными среди членов иудейской общины были языки, объединенные под общим наименованием «остальные индоевропейские языки». Их назвали в качестве родных 10 чел. (0,4%), 2 мужчин и 8 женщин, из которых только 1 мужчина был грамотным.

Ни один из иудеев Тобольской губернии не назвал родным языком малорусский, в то время как великорусский оказался родным для 78 чел. И это при том, что подавляющее большинство еврейского населения империи проживало в черте еврейской оседлости, то есть на территории, населенной преимущественно малороссами (украинцами и белорусами). Объясняется этот факт, по-видимому, тем, что евреи проживали в основном в городах, малорусское население которых почти не пользовалось национальным языком. С другой стороны, процессы ассимиляции, следствием которых является принятие языка другого этноса, были затруднены в Западном крае, где проживали компактные массы еврейского населения. Поэтому наибольшее число ассимилянтов появлялось уже за пределами этой черты, в среде преимущественно великорусского населения, язык которого они и перенимали.

В округах губернии (без городов) еврейский язык назвали родным 484 чел., из которых 267 (55,2%) были грамотными, что даже несколько выше аналогичного показателя по губернии в целом. Подавляющее большинство носителей языка так же принадлежало к иудейской общине — 471 чел. (97,3%), уровень грамотности среди них составил 56,9%. 13 чел. (43,3%) из числа «православных и единоверцев» губернии, назвавших еврейский язык в качестве родного, также проживали в округах. Среди членов иудейской общины, проживавших в округах, еврейский язык считали родным 471 чел. (95,3%), великорусский — 22 чел. (4,5%), немецкий — 1 чел. (0,2%).

В городах Тобольской губернии сложилась следующая картина. В качестве родного еврейский язык назвали 1903 чел., из которых 986 чел. (51,8%) были грамотными. Большинство из них были членами иудейской общины — 1881 чел. (98,8%). Помимо этого, еврейский язык оказался родным для 17 (0,9%) «православных и единоверцев» и 2 римско-католиков (0,1 %). Среди членов иудейской общины, проживавших в городах, еврейский язык назвали в качестве родного 1881 чел. (95,7%), великорусский — 56 чел. (2,8%), 112 немецкий - 22 чел. (1,1%), остальные индоевропейские языки — 10 чел. (0,5%).

Таким образом, в языковом отношении ситуация в иудейской общине мало различалась между городами и округами губернии.

Грамотность

Образование всегда занимало высокое место в еврейской системе ценностей. В конце XIX в. продолжала функционировать испытанная столетиями система традиционного еврейского образования, через которую проходил практически каждый еврейский ребенок. В то же время набирали силу ассимиляционные и модернистские тенденции, особенно сильные на периферии расселения, где не было масс компактно проживающего еврейского населения. В этом свете особый интерес представляет ситуация, сложившаяся в Тобольской губернии.

К сожалению, мы не располагаем данными о распределении населения губернии по вероисповеданию и грамотности и потому вынуждены использовать статистику по грамотности и родному языку. Но, как мы уже убедились, подавляющее большинство носителей еврейского языка составляли члены иудейской общины, а большинство последних называли в качестве родного именно еврейский язык. Таким образом, анализируя имеющиеся данные, мы получим представление о грамотности как еврейского населения, так и иудейской общины губернии.

Напомним, что еврейский язык считали родным 2387 жителей Тобольской губернии, или 0,17% населения края. Из них 893 чел. (37,4%) владели русской грамотой, 238 чел. (10%) попадали под определение «грамотные на других языках». Среди населения губернии в целом аналогичные показатели составили 9,7% и 1%. Образование выше начального получил 131 носитель еврейского языка (5,5%), в то время как среди населения губернии в целом этот показатель едва достигал 0,5%. Таким образом, составляя всего 0,17% населения губернии, носители еврейского языка составляли 0,6% всех жителей грамотных по-русски, 1,7% грамотных на других языках и 1,6% получивших образование выше начального.

Приведенные цифры подтверждают выдвинутый выше тезис об относительно высоком уровне образованности еврейского населения. Обращает на себя внимание невысокий уровень грамотности «на других языках», где речь, по-видимому, идет преимущественно о традиционном еврейском образовании. Означает ли это, что последнее не функционировало в губернии, а процессы ассимиляции получили большое развитие. В поисках ответа на этот вопрос проанализируем уровень и тип грамотности по возрастным группам.

В возрастной группе от 1 до 9 лет уровень грамотности всех типов среди евреев вообще ниже среднего для еврейского населения губернии в целом. В последующих возрастных группах с 10 до 39 лет процент евреев грамотных по-русски значительно выше среднего уровня и доходит до 61,5% в группе от 10 до 19 лет, в то время как процент грамотных на других (вероятно, почти исключительно на еврейском) языках ниже среднего или незначительно его превышает. В возрастных группах от 40 до 60 лет и выше доля грамотных по-русски стабильно снижается, достигая минимального показателя в группе от 60 лет и выше (20,4%), в то время как доля грамотных на других языках значительно превышает средний уровень, достигая своего пика в группе от 60 лет и выше (23,6%). Аналогичная тенденция прослеживается и в отношении лиц, получивших образование выше начального. В возрастных группах от 10 до 19 лет, от 20 до 29 лет и от 30 до 39 лет процент этой категории лиц составляет соответственно 8,7%, 13% и 5,8%. В последующих возрастных группах этот показатель резко снижается и колеблется в пределах 0,5- 1,3%.

Эти данные свидетельствуют о том, что в среде еврейского населения губернии в конце XIX в. продолжали развиваться ассимиляционные тенденции, главным проводником которых стала молодежь. Более половины говорящих на еврейском в возрасте от 10 до 29 лет владели русской грамотой, в то время как еврейской грамотой владели только около 10% представителей данной возрастной группы. Более того, среди евреев этого возраста прослеживается устойчивое стремление к продолжению образования на более высоком уровне.

Впрочем, эти тенденции зародились на треть века раньше, что видно из показателей, характеризующих еврейское население губернии в возрасте от 40 до 49 лет. В этих возрастных группах процент получивших образование по-русски также достаточно высок и превышает число получивших традиционное образование. В группе от 40 до 49 лет это соотношение выглядит как 33,9% и 17,5%, в группе от 50 до 59 лет — 32,9% и 9,7%. Среди еврейского населения старше 60 лет это соотношение радикально меняется и представляется как 20,4% и 23,6%. Именно евреи в возрасте от 40 до 49 лет и стремились дать своим 10-29-летним детям современное образование на русском языке, желательно выше начального.

Поскольку известно, что система традиционного еврейского образования в Тобольской губернии в то время уже существовала, остается предположить, что она охватывала не все еврейское население, а лишь около 10% его. Стабильность последнего показателя в возрастных группах до 39 лет говорит о наличии некоего неассимилированного «ядра» в среде еврейского населения губернии, которое продолжало сохранять национальные традиции.

Интересны также данные о соотношении полов среди говорящих на еврейском языке жителей губернии, получивших то или иное образование. Соотношение мужчин и женщин среди грамотных по-русски выглядит как 60% и 40%, среди получивших традиционное образование — 73% и 27%, среди получивших образование выше начального — 42% и 58%. Эта тенденция прослеживается и по возрастным группам: среди еврейского населения от 1 до 29 лет грамотного по-русски разрыв между полами относительно невелик и составляет не более 2,5% в пользу мужчин. Среди получивших образование выше начального женщин просто подавляющее большинство — до 75,5% в группе от 20 до 29 лет. Среди получивших традиционное образование во всех без исключения возрастных группах наблюдается значительное преобладание мужчин, что еще раз подчеркивает его традиционалистский, патриархальный характер. Добавим также, что в целом система образования в Тобольской губернии конца XIX в. сохраняла достаточно патриархальный характер: соотношение мужчин и женщин среди всех жителей губернии грамотных по-русски выглядело как 80,5% и 19,5%, среди получивших образование выше начального — 54,2% и 45,8%.

В округах все названные тенденции сохраняются и даже приобретают более широкое развитие. Обусловлено это, по- видимому, тем, что еврейское население проживало в округах очень дисперсно, состояло по большей части из представителей более ассимилированной интеллигенции (врачи, учителя, аптекари), наконец, просто имело меньше возможностей для обучения детей в еврейских школах. Потому процент грамотных по-русски среди еврейского населения округов был выше среднего по губернии и достигал 46%, получивших традиционное образование ниже — 8,3%, получивших образование выше начального также незначителен — 2,7%. Соотношение полов в основном совпадало со средним по губернии.

В городах губернии, где проживали компактные массы еврейского населения и функционировали общинные институты, процент грамотных по-русски снижается до 35,2%, получивших традиционное образование возрастает до 10,4%, получивших образование выше начального — 6,2%19.

Возрастная структура

Возрастная структура иудейского населения губернии почти полностью совпадает с общими показателями по губернии. Исключение составляют группы до 29 лет, по которым процентное соотношение иудейского населения губернии и населения в целом выглядит следующим образом: до 1 года — 3,4% иудейского и 3,6% населения в целом, от 1 до 9 лет — 24,3% и 22%, от 10 до 19 лет — 23,3% и 20,3%, от 20 до 29 лет — 16,5% и 14,4%. В последующих возрастных группах начиная с 30 лет соотношение меняется в пользу населения в целом. Подобное явление может быть объяснено воздействием двух факторов.

Во-первых, уровень гигиенической и медицинской культуры иудеев был выше среднего по стране, вследствие чего большее число детей доживало до взрослого возраста . Это подтверждается и приведенными выше цифрами: если первоначально этот разрыв незначителен (в группе до 1 года он составляет всего 0,2%), то по мере увеличения возраста эта разница также стабильно растет, достигая 2-3% в группах от 10 до 29 лет. При этом следует учесть, что уровень рождаемости у еврейского населения губернии был ниже, нежели у других этнических и религиозных групп. Так, в 1902 г. естественный прирост иудейского населения составил 6,4 чел. на 1 000 душ, в то время как у православного населения он достиг 9,5 чел. на 1 000 душ.

Во-вторых, иудейское население губернии формировалось во многом за счет миграции, в которой могли принять участие в первую очередь молодые и мобильные граждане в возрасте от 16 до 30 лет. Это также объясняет приведенные выше статистические данные.

Семейное положение
В еврейской традиции существует особое отношение к семье, к браку в целом. В европейской традиции вступать в брак принято только в том случае, если существуют гарантии обеспеченности новой семьи. Традиции еврейского народа определяют создание семьи как долг каждого еврея — вне зависимости от уровня его доходов. В общинах, как правило, существовали специальные благотворительные сборы — на приданое бедным невестам.

В связи с этим некоторое удивление вызывает относительно невысокий уровень брачности среди еврейского населения губернии в конце XIX века. Состоявшими в браке числились только 35,7% мужчин и женщин (среди русского населения — 38,4%), холостых и девиц было 58,9% (среди русского населения — 46,7%). На причину этого, на наш взгляд, косвенно указывает соотношение мужчин и женщин, состоящих в браке, — 426 и 426. Это позволяет с большой долей уверенности утверждать, что все или, по крайней мере, большая часть браков были заключены между членами еврейской общины. Стремление к своеобразной эндогамии значительно тормозило развитие ассимиляционных процессов, однако имело и негативную сторону: несмотря на сбалансированное соотношение полов, не всегда легко было составить супружескую пару исключительно из представителей еврейского населения губернии — немногочисленного и рассеянного по обширной территории. Это еще раз показывает, что к концу XIX века последнее было в малой степени ассимилировано, преобладало стремление к сохранению национальной самобытности.

Другой особенностью, характеризующей семейное положение еврейского населения губернии, был значительно более высокий процент разведенных (0,4%) в сравнении с тем же показателем у русского населения (0,06%)22. Вероятно, это обуславливается тем, что 80% евреев проживало в городах и испытывало на себе влияние модернизированной европейской культуры, секулярной по своей сути. Кроме того, сам институт развода был санкционирован иудаизмом, что облегчало совершение данной процедуры — в сравнении с христианским или мусульманским населением. Следует отметить, что статистика семейного положения евреев Тобольской губернии в целом почти не отличалась от аналогичных показателей по всему еврейскому населению Российской империи.

Физическое здоровье
Опубликованные материалы переписи не содержат подробных данных о физическом здоровье еврейского населения губернии. Нам известно лишь то, что процент лиц, имеющих физические недостатки (инвалиды, умалишенные), был среди евреев края таким же, что и в целом по губернии - 0,5%.

Занятия

Общая численность самодеятельного еврейского населения составила 745 чел., или 31,2% от общины в целом. 86% работающих были мужчинами, в то время как среди иждивенцев (статья «члены семей») доля мужчин составила всего 34,3%. За редким исключением мужчины преобладают во всех группах занятий. Диапазон сфер деятельности, в которых проявляли себя евреи края, очень широк. Из 64 выделенных в опросе групп занятий невостребованными оказались только 14, то есть 21,9%, включая такие, как «богослужение православного вероисповедания» и «лесоводство и лесные промыслы».

Среди занятий еврейского населения лидируют ремесла — ими занимались 256 чел., т.е. 34,4% всего самодеятельного населения. Если добавить к ним членов семей, то эта цифра несколько понизится — до 32,9% от еврейского населения в целом. Наиболее популярным среди ремесел было изготовление одежды — этим занимались 120 чел. (16,1% всего самодеятельного населения, 46,9% ремесленников). Далее шли: устройство, ремонт, содержание жилья и строительные работы — 31 чел. (4,2% и 12,1% соответственно), обработка металлов — 18 чел. (2,4% и 7%), полиграфическое производство — также 18 чел., инструменты физические, оптические, хирургические, часы, игрушки — 14 чел. (1,9% и 5,5%), обработка растительных и животных питательных продуктов — 13 чел. (1,7% и 5%), обработка волокнистых веществ — 12 чел. (1,6% и 4,7%; из них 8 женщин), обработка дерева -- 9 чел. (1,2% и 3,5%), ювелирное дело, живопись, предметы культа, роскоши и т.д. — 5 чел. (0,7% и 1,9%), обработка животных продуктов, минеральные вещества (керамика), винокурение, пиво- и медоварение — по 4 чел. (по 0,5% и 1,6%), производства химическое и связанные с ним, а также прочие напитки и бродильные вещества — по 2 чел. (по 0,2% и 0,8%).

На втором месте по популярности среди еврейского населения губернии стоит торговля всех видов — ею занимались 223 чел., или 29,9% самодеятельного еврейского населения. С членами семей этот процент доходил до 38,9% от общины в целом. Наиболее распространенной была торговля «остальными сельскохозяйственными товарами» (не живым скотом и не зерновыми продуктами) — 87 чел. (11,7% самодеятельного населения и 39% всех занятых в торговле).

В целом же торговлей сельскохозяйственными товарами занималось 42,6% всех евреев губернии, занятых в торговле, что отражает преимущественно аграрный характер экономики края в то время.

Следом за ней шла торговля: вообще, без точного определения — 47 чел. (6,3% и 21% соответственно), тканями и предметами одежды — 42 чел. (5,6% и 18,8%), разносная и развозная — 27 чел. (3,6% и 12,1%), живым скотом и зерновыми продуктами — по 4 чел. (по 0,5% и 1,8%), торговля металлическими товарами, машинами и оружием, кожами, мехами и т.п., остальными предметами — по 3 чел. (по 0,4% и 1,3%), предметами домашнего обихода — 2 чел. (0,2% и 0,9%), предметами роскоши, наук, искусств, культа и т.д. — 1 чел. (0,1% и 0,4%).

Третьим по популярности среди еврейского населения губернии был извозный промысел — им занимались 33 чел. (в т.ч. 2 женщины), то есть 4,4% самодеятельного еврейского населения края.

На четвертом месте стояло земледелие — 31 чел. (в т.ч. 2 женщины), или 4,2% самодеятельного населения. Вместе с членами семей число евреев, связанных с земледелием, возрастало до 119 чел. (5% общины). Еврейское земледелие в крае — интересная, но малоизученная тема. Пока трудно сказать, как оно возникло и были ли это обособленные поселения либо отдельные еврейские семьи входили в состав крестьянских обществ. Однако сам тот факт, что в Сибири, за тысячи верст от черты оседлости, евреи занимались земледельческим трудом, очень интересен и требует дальнейшего изучения.

На доходы от капитального и недвижимого имущества, средства родителей и родственников существовали 40 чел. самодеятельного еврейского населения (5,4%). 25 чел. (3,3%) работали в качестве прислуги или поденщиков. 18 чел. (2,4%) проходят по статье «средства от казны, общественных учреждений и частных лиц». Учебной и воспитательной деятельностью занимались 12 чел. (1,6%; в т.ч. 2 женщины), врачебной и санитарной — 6 чел. (0,8%; в т.ч. 1 женщина), по статье «чистота и гигиена тела» проходили 7 чел. (0,9%). 9 евреев (1,2%) служили в вооруженных силах. Все прочие виды занятий не привлекали более 1% самодеятельного еврейского населения края.

Примечательными являются сведения об 1 проститутке, проживавшей в Тобольске, членами семьи которой числились 12 женщин. Возможно, мы имеем дело с одним из случаев фиктивного занятия проституцией, когда соответствующий документ («желтый билет») добывался с целью получения разрешения на жительство за пределами черты оседлости. К самодеятельному населению было отнесено и 48 чел. (6,4%) из числа «лишенных свободы и отбывающих наказание». Судя по тому, что у этих людей не было семей в Тобольской губернии и все они были мужчинами, речь, по-видимому, идет о ссыльных и каторжниках из центральных областей страны. Косвенно это подтверждается тем, что 30 из них (62,5%) проживали в Тобольске, вероятно, в тюрьме.

К «богослужению нехристианских исповеданий» относился 1 чел., по-видимому, это был раввин тобольской синагоги. Еще 5 чел. относились к «лицам при церквах, кладбищах, и т.п. — прислуга и сторожа». Из них 2 проживали в Тобольске, 1 — в Ишиме, 1 — в Тюмени, 1 — в Ялуторовске. Как уже отмечалось выше, эти города губернии обладали наиболее крупными еврейскими общинами с соответствующей инфраструктурой — молитвенными домами, миквами (резервуарами для омовения), кладбищами. Однако на всю губернию в то время был всего один раввин. В 1896 г. это был челябинский мещанин Аарон Яковлев Фридьев.

Приведенные выше данные опровергают многие из существующих в массовом сознании и отчасти исторической науке мифов в отношении занятий еврейского населения.

Более трети евреев Тобольской губернии занималось ремеслом, торговля же стояла на втором месте. Каждый двадцатый был связан с земледелием, в то время как такие «традиционно еврейские» занятия, как медицина, наука и культура, преподавательская деятельность, привлекли менее 1% самодеятельного населения каждое, в таких же сферах, как юридическая практика, кредитные и коммерческие учреждения, евреи вообще не были представлены. Наконец, пресловутой «питейной торговлей» занимались всего 6 чел., или 0,8% самодеятельного еврейского населения губернии.

Распределение по занятиям значительно разнится между городами и округами губернии. В округах к самодеятельному еврейскому населению относились 144 чел., или 19,3% всех трудящихся евреев губернии. Среди занятий явно лидирует торговля — ею занимались 59 чел., или 41% всех занятых в округах евреев, в то время как ремесленным трудом занимались лишь 26 чел. (18%), из них изготовлением одежды занимались 8 чел., то есть 30,7% всех евреев-ремесленников, проживающих в округах. Там же проживало все земледельческое еврейское население губернии — 31 чел. (21,5%).

А теперь проанализируем занятия еврейского населения по отдельным местностям, что позволит составить представление о структуре еврейских общин конкретных городов и округов.

Тобольский округ

В Тобольском округе на момент переписи проживали 6 чел. самодеятельного еврейского населения, в т.ч. 1 женщина. Из них 3 чел. занимались обработкой растительных и животных питательных продуктов (в т.ч. 1 женщина), 2 были лишены свободы и отбывали наказание и 1 существовал на доходы с капитального и недвижимого имущества либо на средства родителей и родственников.

Тобольск

В Тобольске было сосредоточено 50,8% еврейского населения губернии, в т.ч. 408 чел. (54,8%) самодеятельного населения, из них 342 мужчины и 66 женщин. Однако по многим показателям удельный вес тобольской еврейской общины был еще выше. Так, учебной и воспитательной деятельностью занимались 9 чел. (75% всех евреев губернии, занятых в этой сфере), 8 евреев (88,8%) служили в вооруженных силах. Также в Тобольске проживали 13 из 18 полиграфистов (72,2%), 4 из 6 содержателей питейной торговли (66,6%), 21 из 31 занимавшихся устройством, ремонтом, содержанием жилья и строительными работами (61,6%), 28 из 33 занятых извозом (84,8%; в т.ч. 1 женщина).

Остальная часть самодеятельного еврейского населения города распределялась следующим образом: ремеслами занимались 148 чел. (36,3% от занятых в городе, 57,1% от общего числа еврейских ремесленников по губернии), торговлей — 107 чел. (26,2% и 48% соответственно), причем в Тобольске было сосредоточено 65,5% еврейских торговцев «прочими сельскохозяйственными товарами». 14 чел. (56% от общего числа по губернии) служили в качестве частной прислуги и поденщиков, 20 чел. жили на доходы с капитального и недвижимого имущества либо на средства родственников, 11 чел. (61,1%) существовали на средства от казны, общественных учреждений и частных лиц, 2 (100%) работали на водном сообщении, еще 2 попали в статью «чистота и гигиена тела». В администрации, суде и полиции, а также на общественной и сословной службе числились по 2 чел., в сферах науки, литературы и искусства, а также врачебной и санитарной деятельностью занимались по 1 члену еврейской общины, 6 чел. были обозначены как «лица неопределенных занятий».

Березов

Еврейское население этого города полностью состояло из лиц, занимающихся торговлей сельскохозяйственными товарами (кроме зерновых и живого скота), и членов их семей — 6 (4 мужчины и 2 женщины) и 23 чел. соответственно.

Ишимский округ

В этом округе на момент переписи проживали 17 чел. самодеятельного еврейского населения, в т.ч. 14 мужчин и 3 женщины. Среди них были 2 мужчины-земледельца и 3 женщины из числа членов их семей. Также в округе было 5 еврейских ремесленников, 5 торговцев и 1 извозчик. 1 женщина существовала на средства от казны, общественных учреждений и частных лиц, 1 мужчина проходил по статье «чистота и гигиена тела» и 1 женщина не смогла указать своих занятий.

Ишим

Самодеятельное еврейское население города состояло из 20 мужчин. Из них 8 чел. (40%) занимались ремеслами (изготовление одежды, обработка дерева, полиграфическое производство, инструменты — по 2 чел.), 3 чел. (15%) — торговлей, на средства от казны, общественных учреждений и частных лиц, а также на доходы от устройства, ремонта, содержания жилья и строительных работ существовали по 2 чел. По 1 чел. числились на общественной и сословной службе, службе частной прислугой и поденщиками, на извозе. 1 чел. числился «при церквах и кладбищах», еще 1 не имел определенных занятий.

Курганский округ

В округе проживали 8 чел. самодеятельного еврейского населения, все мужчины. 4 из них (50%) занимались торговлей тканями и предметами одежды, еще 3 (37,5%) были земледельцами, при которых жили 2 члена их семей (также все мужчины). 1 еврей числился на общественной и сословной службе.

Курган

Самодеятельное еврейское население города состояло из 17 чел. — 15 мужчин и 2 женщин. Из них 10 чел. (58,8%) занимались ремеслами, в т.ч. 5 — изготовлением одежды. 2 занимались торговлей, 1 — врачебной и санитарной деятельностью (женщина), 1 — устройством, ремонтом, содержанием жилья и строительными работами, 1 работал в сфере «чистоты и гигиены тела». 1 еврейский житель города не имел определенных занятий, а 1 был лишен свободы и отбывал наказание.

Сургут

Этот город просто не имел самодеятельного еврейского населения. Во всем Сургуте был лишь один еврей — женщина, которая была членом семьи, существовавшей на средства от казны, общественных учреждений и частных лиц.

Тарский округ

К самодеятельному еврейскому населению округа относился 21 чел., все мужчины. Торговлей занимались 9 чел. (42,8%), земледелием — 6 чел. (28,6%), членами семей последних состояли 30 чел. На доходы с капитального и недвижимого имущества, средства родителей и родственников существовали 3 чел., ремеслами занимались 2 чел. (керамика и изготовление одежды), добычей руд и копий — 1 чел. (100% от общего числа по губернии).

Тара

В г. Таре проживали 23 чел. самодеятельного еврейского населения, в т.ч. 19 мужчин и 4 женщин. 9 из них (39,1%) занимались торговлей, 6 — ремеслами (26%), в т.ч. 3 — обработкой металлов и 3 — изготовлением одежды (из них 2 женщины). По 1 чел. существовали на средства от казны, общественных учреждений и частных лиц, на доходы с капитального и недвижимого имущества, средства от родителей и родственников, а также на доходы от устройства, ремонта, содержания жилья и строительных работ. 1 мужчина проходил по статье «служба частной прислугой и поденщиками», а 1 женщина занималась извозом. Также в городе проживали 3 еврея из числа лишенных свободы и отбывающих наказани .

Туринский округ

Все еврейское население округа состояло из 1 мужчины, который был лишен свободы и отбывал наказание.

Тюкалинский округ

Самодеятельное еврейское население округа было многочисленно и состояло из 82 чел. (70 мужчин и 12 женщин). Из них торговлей занимались 37 чел. (45,1%), в т.ч. торговлей вообще — 17 чел. (45,9%) и торговлей тканями и предметами одежды — 12 чел. (32,4%). На втором месте шло земледелие, которым занимались 18 чел. (21,9%), в т.ч. 2 женщины; членами семей земледельцев были 48 чел. В округе также проживали 12 еврейских ремесленников (14,6%), в т.ч. 3 занимавшихся винокурением, пиво- и медоварением (75% от общего числа по губернии). К частной прислуге и поденщикам относились 5 чел., учебной и воспитательной деятельностью занимались 3 чел. В таких группах занятий, как извоз, железнодорожный транспорт, устройство, ремонт, содержание жилья и строительные работы, а также торговля питейная, было представлено по 1 члену еврейской общины округа. Еще 1 еврей существовал на доходы с капитального и недвижимого имущества, средства родителей и родственников, а 1 не смог указать своих занятий.

Тюкалинск

Еврейское население города вообще было немногочисленно, в т.ч. самодеятельное население составляло 17 чел., все мужчины. Из них 10 чел. (58,8%) занимались торговлей, 5 чел. (29,4%) — ремеслами, 1 существовал на доходы с капитального и недвижимого имущества, средства родителей и родственников, а еще 1 служил в вооруженных силах.

Тюменский округ
В округе проживали всего 10 евреев, в т.ч. 5 самодеятельных (из них 1 женщина). 2 из них были ремесленниками (обработка животных продуктов и 1 женщина — изготовление одежды), 1 торговал тканями и предметами одежды, 1 занимался врачебной и санитарной деятельностью, а 1 был лишен свободы и отбывал наказание.

Тюмень

В Тюмени на момент переписи проживали 82 представителя самодеятельного еврейского населения, в т.ч. 10 женщин. Ремеслами занимались 28 чел. (34,1%), в т.ч. изготовлением одежды 18 чел. (64,2%). Также в городе проживали 16 еврейских торговцев (19,5%), из которых 10 чел. (62,5%) торговали тканями и предметами одежды. 12 тюменских евреев (14,6%) были лишены свободы и отбывали наказание. Врачебной и санитарной деятельностью занимались 3 чел., еще 3 служили в качестве прислуги или поденщиков, столько же существовало на средства от казны, общественных учреждений и частных лиц.

2 еврея проходили по статье «чистота и гигиена тела», еще 2 занимались устройством, ремонтом и содержанием жилья и строительными работами, по 1 было представлено в таких группах занятий, как администрация, суд и полиция, лица при церквах и кладбищах, железная дорога, извоз, питейная торговля. Занятия 4 евреев остались неопределенными, а 1 не смог их указать.

Ялуторовский округ

Самодеятельное еврейское население округа состояло из 4 мужчин. Из них 3 (75%) занимались торговлей и 1 — изготовлением одежды.

Ялуторовск

В самом Ялуторовске проживали 28 представителей самодеятельного еврейского населения. Из них 12 чел. (42,8%) занимались ремеслами, в т.ч. изготовлением одежды 9 чел. (75%). Еще 9 чел. (32,1%) занимались торговлей, из них 7 чел. (77,7%) торговали «прочими сельскохозяйственными товарами». Помимо этого, 3 чел. существовали на доходы с капитального и недвижимого имущества, средства родителей и родственников, 1 служил частной прислугой или поденщиком, по 1 проходило по статьям «лица при церквах и кладбищах», «трактиры, гостиницы, меблированные комнаты, клубы» и «устройство, ремонт, содержание жилья и строительные работы».

Распределение по сословиям и состояниям

Очень показательно распределение еврейского населения губернии по сословиям и состояниям. Оно дополняет данные распределения по занятиям и позволяет составить более полное представление о той социальной нише, которую занимало еврейское население края.

Как и по всей Российской империи, подавляющее большинство евреев оказались приписанными к мещанскому сословию. По Тобольской губернии число евреев-мещан достигало 1739 чел. (879 мужчин и 860 женщин), что составляло 72,8% еврейского населения края (средний показатель по губернии — 3,2%). Вторая по величине группа евреев была приписана к крестьянскому сословию — 516 чел. (242 мужчины и 274 женщины), что составило 21,6% (среди всего населения губернии — 89,6%).

Примечателен тот факт, что число евреев, приписанных к крестьянскому сословию, на 4,3% превышало число евреев, проживающих в округах, и на 77% — общее число евреев, занимающихся земледелием либо являющихся членами семей земледельцев. Очевидно, что крестьянское состояние нужно было преимущественно для преодоления юридических ограничений на жительство и занятия либо являлось переходным этапом для евреев-ссыльнопоселенцев, впоследствии переходивших в мещанство или купечество. Это подтверждается архивными документами, содержащими многочисленные сообщения о евреях-«крестьянах», постоянно проживающих в городах.

Общая численность евреев-купцов и членов их семей по губернии достигала 76 чел. (35 мужчин и 41 женщина), что составило 3,2% всего еврейского населения. Этот, на первый взгляд, незначительный в абсолютном отношении показатель тем не менее в 35,5 раза превышал аналогичный показатель по губернии в целом (0,09% от всего населения).

Помимо этого, среди еврейского населения края значилось 6 чел. из числа потомственных и личных почетных граждан и членов их семей (5 мужчин, 1 женщина), что составило 0,2% всех евреев края. Процент этого состояния среди еврейского населения был в 2,5 раза выше среднего показателя по губернии (0,08%). Возможно, что евреи были и среди дворянского сословия: 1 чел. (мужчина) проходил по категории «дворянство личное, чиновники не из дворян и их семьи». Еще 1 еврей, также мужчина, относился к числу иностранных граждан. 44 чел. не принадлежали ни к одному из перечисленных сословий (39 мужчин, 5 женщин), 4 чел. не указали своей сословной принадлежности. Среди потомственных дворян и членов их семей, лиц духовного звания христианских вероисповеданий и членов их семей, а также войскового казачества, инородцев и финляндских уроженцев евреи полностью отсутствовали, что вполне закономерно.

К городам было приписано 89% евреев-мещан (1548 чел.), 86,8% купцов и членов их семей (66 чел.), 46,5% крестьян (240 чел.) и 93,2% лиц, не принадлежащих ни к одному из сословий (41 чел.).

Интересно, что в Тобольске проживало 61,1% евреев-мещан (1 061 чел.) и всего лишь 15,8% еврейских купцов и членов их семей (12 чел.) от общего числа по губернии (1% от еврейского населения города). К Тобольску же было приписано и 23,6% евреев-крестьян. В то же время еврейская община Березова, насчитывавшая всего 29 чел., на 37,9% (И чел.) состояла из купцов и членов их семей. Остальное еврейское население города было приписано к мещанскому сословию, за исключением 1 женщины-крестьянки. Относительно крупные группы евреев купеческого сословия проживали в Ялуторовске — 13 чел., то есть 13,3% городской общины, Тюкалинском округе — 8 чел. (2,8%), Ишиме — 7 чел. (7,3%).

Несмотря на свои небольшие абсолютные размеры, очень представительной была еврейская община Тюмени. Среди ее членов насчитывалось 4 чел., проходивших по категории «потомственные и личные почетные граждане и их семьи» (66,6% от общего числа по губернии), и 23 чел. из числа купцов и членов их семей (30,3% от общего числа по губернии и 9,3% от еврейского населения города). Крестьяне составляли 23,9% (59 чел.) еврейской общины города. В Тюмени же проживал и единственный еврей иностранного подданства.

В Тюменском округе число евреев-купцов и членов их семей составляло 2 чел. (20%). В Кургане и Тюкалинском округе числилось по 1 еврею, относившемуся к числу потомственных и личных почетных граждан и членов их семей.

Из приведенных выше данных видно, что наибольшее (как в абсолютном, так и в относительном выражении) число еврейских купцов проживало не в столичном городе Тобольске, где сосредоточилось около половины всего еврейского населения губернии, а в небольших окружных центрах вроде Тюмени, Ялуторовска или Ишима. Причина этого, вероятно, заключается в том, что в столице губернии социальное продвижение евреев было затруднено вследствие жесткой конкуренции с преобладающими этническими группами. В периферийных же центрах потребности в собственном купеческом сословии оставались большими, а конкуренция была значительно менее жесткой. Этим и обусловлен тот факт, что наиболее состоятельные представители еврейского населения губернии стремились получить купеческие документы на окраинах, где это было легче сделать, с тем, чтобы впоследствии, по возможности, перебраться в более крупные города либо в сам Тобольск.

Караимы

Число караимов в Тобольской губернии было крайне невелико — 26 чел., что составляло 0,001% от населения губернии в целом. Изучение положения этой категории затрудняется тем, что во многих случаях данные по населению губернии представлены в материалах переписи на основе классификации по языковому, а не религиозному признаку. Тем не менее по имеющимся у нас сведениям уже можно составить общее представление о караимской общине края.

Половая структура караимского населения была несколько несбалансирована — мужчины составляли 61,5% (16 чел.). Уровень грамотности также оставлял желать лучшего: грамотными числились лишь 4 чел. (15,4%), из них всего 1 женщина. Подавляющее большинство караимов — 21 чел. (80,8%) — назвали в качестве своего родного языка великорусский (на нем говорили и все 4 грамотных), еще 1 мужчина — малорусский. 3 женщины говорили на еврейском языке (11,5%), 1 мужчина проходил по статье «татарский» язык.

Большинство караимов проживало в округах — к ним были приписаны 22 чел. (84,6%), в т.ч. все грамотные, а также практически все (15 чел. из 16) мужчины. Интересно, что в округах не было ни одного караима, говорившего по-еврейски. В городах проживали 4 караима, из них 3 женщины. Все женщины говорили на еврейском языке, мужчина — на великорусском.

Возрастной диапазон караимского населения губернии — от детей до 1 года до лиц 70-79 лет. Соотношение было следующим: дети до 1 года — 1 чел., от 1 до 9 лет — 5 чел., от 10 до 19 лет — 6 чел., от 20 до 29 лет — 1 чел., от 30 до 39 лет — 3 чел. (11,5%), от 40 до 49 лет — 4 чел. (15,4%), от 50 до 59 лет — 3 чел. (11,5%), от 60 до 69 лет — 2 чел. и от 70 до 79 лет —1 чел.

В Ишимском округе проживали 3 караима (2 мужчины и 1 женщина). Судя по составу (мальчик 10-19 лет, мужчина 30-39 лет и женщина 50-59 лет), эго была одна семья. Более крупная группа караимов — 7 чел. (6 мужчин и 1 женщина) — проживала в Курганском округе. По-видимому, это также была трехпоколенная семья (2 мальчика 1-9 лет, 2 мальчика 10-19 лет, 1 мужчина 20-29 лет, 1 женщина 40- 49 лет и 1 мужчина 50-59 лет).

В Тарском округе числились 4 караима (1 мужчина и 3 женщины), вероятно, также одна неполная трехпоколенная семья (девочка до 1 года, 2 женщины 40-49 лет и мужчина 70-79 лет). 3 мужчины-караима были приписаны к Туринскому округу. Примечательно, что это были дети: 2 мальчика 1-9 лет и 1 мальчик 10-19 лет. В Тюкалинском округе проживали 2 мужчины-караима, не исключено, что это были отец и сын (возраст 30-39 и 60-69 лет соответственно). В Тюменском округе жила девочка-караимка в возрасте 10- 19 лет. В Ялуторовском округе проживали 2 караима (мужчина и женщина), вероятно, женщина с сыном (возраст 30- 39 и 1 -9 лет соответственно). Все городское караимское население губернии сосредоточилось в Тюмени. Не исключено, что они также состояли между собой в каком-то родстве (мальчик 10-19 лет и женщины 40-49, 50-59 и 60-69 лет соответственно).

Источник: Белов Станислав Леонидович. Еврейские сюжеты: записки краеведа / Стас Белов. — Тюмень: Мандр и Ка, 2009. — 308 с. + 1 с. ил. — Приложение к журналу «Лук & Чок»: Тюмень полосатая.

Для тех, кто интересуется историей религиозных организации Тюменского края мы подготовили несколько материалов:
Религия в жизни сельских и городских жителей Тюменского края в 1920-е годы;
О церковном быте зауральцев после революции ;
Об изъятии церковных ценностях в Тюменской губернии;
О возникновении старообрядчества в Тобольской губернии;
Об истории Тобольской епархии ;
О Тобольской духовной семинарии;
О конфессиональном и этнокультурном разнообразии Тюменской области;
О религии в быту жителей западносибирских городов XIX века ;
О религиозных верованиях жителей Пура ;
Об институте Астана у сибирских татар;
Об Исламе в Тюменской области в советский период;
Об истории развития протестантских общин в Тюменской области ;
Религиозные конфессии в Тюменской области в послевоенное время;
Евреи в Тобольской губернии XIX века;
Антисемитизм в Тюменском крае в 1920-х годах .

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Декабрь 2024 (11)
Ноябрь 2024 (57)
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Июль 2024 (49)
Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.