Топ-100

Евреи в Тобольской губернии XIX века

Опубликовал: zampolit, 20-04-2017, 07:48, Путешествие в историю, 3 587, 0

В 1897 году впервые население Российской империи было охвачено всеобщей переписью. Ее материалы, опубликованные лишь в 1905 г., представляют собой уникальный по полноте и достоверности источник сведений, в т.ч. о жителях Тобольской губернии. Целью данной статьи является создание средствами социально-демографической статистики по возможности наиболее полного и подробного портрета еврейского населения края.

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению проблемы, отметим некоторые особенности терминологии. Они связаны с извечным вопросом — на основании какого критерия может быть определена этническая принадлежность человека. В конце XIX века в качестве таких критериев служили язык и вероисповедание, которые и послужили основой для двух основных типов классификации сведений переписи. При использовании материалов, классифицированных по тому или иному типу, будет изменяться и употребляемое нами наименование исследуемой этнической группы — иудеи и евреи соответственно.

Численность и расселение

В 1897 г. в крае проживали 2463 представителя иудейского вероисповедания, что составляло 0,17% населения Тобольской губернии. При этом число назвавших в качестве родного языка еврейский было несколько ниже — 2387 чел. Помимо этого, в губернии на момент переписи проживали 26 караимов. Следует отметить, что еврейская община Тобольской губернии занимала последнее место среди еврейских общин Сибири по своему относительному весу (в близлежащей Томской области этот показатель составлял 0,4%, в среднем по Сибири — 0,6%, по всей Российской империи- 4,1 %) и пятое место по абсолютной численности. В целом еврейская община губернии составляла 7,1% от всего еврейского населения Сибири (34477 чел.).

Вопрос о численности иудейской общины, причинах ее весьма значительных колебаний очень интересен, но пока не прояснен. Так, в «Обзоре Тобольской губернии» за 1883 г. сообщается, что евреи составляют 0,16% населения края. В «Обзорах» за 1884, 1885, 1888 гг. фигурирует цифра 0,17%.

К 1891 г. происходит значительный прирост еврейской общины, которая составляет уже 3983 чел., или 0,28% населения губернии. Но уже в «Обзоре» за 1899 г. сообщается: «на 1000 жителей распределяется ... евреев — 1,55» , то есть 2391 чел., или 0,15% от населения края.

По территории губернии иудейское население распределялось неравномерно. Большая часть его — 1966 чел. (около 80%) — проживала в городах, и только 494 чел. (20%) были приписаны к округам. Соответственно колебалась и процентная доля еврейского населения — в городах она возрастала до 2,25%, в округах снижалась до 0,04% .

Наиболее крупная иудейская община сформировалась в центральном городе губернии — Тобольске. Там проживали 1251 иудей, что составляло немногим более 6% от населения города или 50,8% иудейской общины края. Эта особенность вполне объяснима, поскольку евреи, будучи в массе своей коренными горожанами и не имея ни права, ни возможности заниматься сельскохозяйственным трудом, предпочитали селиться в наиболее крупных городах, где существовало больше свободных социальных и экономических ниш. К городам тяготели и представители других национальных диаспор, о чем упоминают сами авторы разработки материалов переписи: «Часть поляков, немцев и евреев хотя и занимается земледелием, но большинство из них предпочитает ремесла, торговлю и др. занятия».

Вторая по величине иудейская община существовала в Тюмени. Здесь проживали 262 иудея, что составляло 0,9% населения города или 10,6% от общего числа иудеев губернии. Далее шли: Ялуторовск — 105 чел. (3,1% и 4,3% соответственно), Ишим — 92 чел. (1,3% и 3,7%), Тара — 84 чел. (1,2% и 3,4%), Тюкалинск — 76 чел. (1,9% и 3%), Курган —70 чел. (0,7% и 2,8%) и Березов — 29 чел. (2,7% и 1,2%). Два города губернии и вовсе не имели населения иудейского вероисповедания — это Сургут и Туринск. Как видно из приведенных выше данных, абсолютная величина общины не всегда соответствовала ее относительной величине, весу и влиянию в данном населенном пункте.

Во всех округах губернии (без учета городов) иудейское население было немногочисленно, в Сургутском и Березовском округах оно просто отсутствовало. Лидером здесь является, как ни странно, Тюкалинский округ, на территории которого проживали 286 иудеев, что составило 0,1% населения округа и 11,6% от иудейского населения губернии. Далее шли: Тарский — 92 чел. (0,06% и 3,7% соответственно), Ишимский — 58 чел. (0,02% и 2,3%), Тобольский — 19 чел. (0,01% и 0,7%), Ялуторовский — 14 чел. (0,007% и 0,6%), Курганский — 12 чел. (0,004% и 0,5%), Тюменский — 10 чел. (0,01% и 0,4%), Туринский — 3 чел. (0,004% и 0,1%).

Половая структура

Соотношение между полами в иудейской общине края выглядело следующим образом: на 1234 мужчины приходилось 1229 женщин, что может быть представлено в процентном соотношении как 50,1% мужчин и 49,9% женщин. Среди населения губернии в целом это соотношение выглядело иначе: 49,3% мужчин и 50,7% женщин. В целом половая структура иудейского населения края была сбалансирована и почти не отличалась от общей демографической картины по губернии. Этот баланс сохраняется практически во всех населенных пунктах, исключение составляют лишь Курганский округ (без города), где проживали 11 мужчин и всего 1 женщина иудейского вероисповедания, а также Тюменский округ (без города), где проживали 7 мужчин из числа иудеев и 3 женщины. Наличие подобного баланса имело большое значение для такой дисперсной этнической группы, как российское еврейство, позволяя заключать большую часть браков внутри общины, что, в свою очередь, препятствовало развитию ассимиляционных процессов.

Язык

Родной язык — очень важный показатель для определения степени ассимиляции, а также принадлежности к той или иной субэтнической культурной группе. Интересный материал предоставляют нам данные по соотношению вероисповедания и родного языка среди евреев края. Всего по губернии признали еврейский язык в качестве родного 2387 чел. (1205 мужчин и 1182 женщины). Уровень грамотности среди них составил 52,9%, в т.ч. 62,1% у мужчин и 43,4% у женщин.

Подавляющее большинство лиц, признавших своим родным языком еврейский, принадлежало, конечно же, к иудейскому вероисповеданию: 2352 чел., то есть 98,5% от общего числа носителей языка. Соотношение полов было практически тождественным — еврейский язык назвали родным 95,9% мужчин-иудеев и 95% женщин-иудеев. Уровень грамотности среди них составил 52,8% (среди иудеев в целом — 52%).

Помимо иудеев еврейский язык назвали в качестве родного 30 чел., подпадающих под определение «православные и единоверцы» (19 мужчин и 11 женщин; в т.ч. 19 грамотных),

2 мужчин принадлежали к римско-католической общине (1 грамотный) и 3 женщины относились к караимам (все неграмотные). Очевидно, что все они (за исключением караимов) были выкрестами. Вероятнее всего, число последних было даже больше, поскольку часть их могла назвать в качестве родного иной язык. Но даже по приведенным данным можно судить о том, что общее число выкрестов было относительно невелико — 1,4% от общего числа иудеев или 1,5% от числа назвавших еврейский язык в качестве родного.

Примечательно, что новообращенных евреев не оказалось ни среди мусульман, ни среди представителей множества других конфессий. Двое евреев — членов римско-католической общины, вероятнее всего, были сосланы в Тобольскую губернию из Польши, где они и были крещены (не случайно оба этих прозелита — мужчины). Все вышесказанное еще раз подчеркивает основной мотив принятия евреями христианства в дореволюционной России — это было стремление приобрести равноправное положение и слиться с господствующим этносом посредством принятия государственной религии.

Несмотря на явное доминирование еврейского языка как родного для местных иудеев, он не был единственным в этой общине. На втором месте стоял великорусский язык, который назвали родным 78 иудеев (3,1%), 40 мужчин и 38 женщин, из которых грамотой владели только 24 (30,8%), что несколько ниже, чем среди говорящих на еврейском и среди иудеев в целом. Далее следовал немецкий язык, который в качестве родного назвали 23 иудея (0,9%), в т.ч. 8 мужчин и 15 женщин. Уровень грамотности среди них составил 60,9%, что объясняется, по-видимому, их происхождением из Германии, Прибалтики либо стран Восточной Европы, где немецкий язык также имел большое хождение, а культурный уровень был достаточно высок. Наименее распространенными среди членов иудейской общины были языки, объединенные под общим наименованием «остальные индоевропейские языки». Их назвали в качестве родных 10 чел. (0,4%), 2 мужчин и 8 женщин, из которых только 1 мужчина был грамотным.

Ни один из иудеев Тобольской губернии не назвал родным языком малорусский, в то время как великорусский оказался родным для 78 чел. И это при том, что подавляющее большинство еврейского населения империи проживало в черте еврейской оседлости, то есть на территории, населенной преимущественно малороссами (украинцами и белорусами). Объясняется этот факт, по-видимому, тем, что евреи проживали в основном в городах, малорусское население которых почти не пользовалось национальным языком. С другой стороны, процессы ассимиляции, следствием которых является принятие языка другого этноса, были затруднены в Западном крае, где проживали компактные массы еврейского населения. Поэтому наибольшее число ассимилянтов появлялось уже за пределами этой черты, в среде преимущественно великорусского населения, язык которого они и перенимали.

В округах губернии (без городов) еврейский язык назвали родным 484 чел., из которых 267 (55,2%) были грамотными, что даже несколько выше аналогичного показателя по губернии в целом. Подавляющее большинство носителей языка так же принадлежало к иудейской общине — 471 чел. (97,3%), уровень грамотности среди них составил 56,9%. 13 чел. (43,3%) из числа «православных и единоверцев» губернии, назвавших еврейский язык в качестве родного, также проживали в округах. Среди членов иудейской общины, проживавших в округах, еврейский язык считали родным 471 чел. (95,3%), великорусский — 22 чел. (4,5%), немецкий — 1 чел. (0,2%).

В городах Тобольской губернии сложилась следующая картина. В качестве родного еврейский язык назвали 1903 чел., из которых 986 чел. (51,8%) были грамотными. Большинство из них были членами иудейской общины — 1881 чел. (98,8%). Помимо этого, еврейский язык оказался родным для 17 (0,9%) «православных и единоверцев» и 2 римско-католиков (0,1 %). Среди членов иудейской общины, проживавших в городах, еврейский язык назвали в качестве родного 1881 чел. (95,7%), великорусский — 56 чел. (2,8%), 112 немецкий - 22 чел. (1,1%), остальные индоевропейские языки — 10 чел. (0,5%).

Таким образом, в языковом отношении ситуация в иудейской общине мало различалась между городами и округами губернии.

Грамотность

Образование всегда занимало высокое место в еврейской системе ценностей. В конце XIX в. продолжала функционировать испытанная столетиями система традиционного еврейского образования, через которую проходил практически каждый еврейский ребенок. В то же время набирали силу ассимиляционные и модернистские тенденции, особенно сильные на периферии расселения, где не было масс компактно проживающего еврейского населения. В этом свете особый интерес представляет ситуация, сложившаяся в Тобольской губернии.
К сожалению, мы не располагаем данными о распределении населения губернии по вероисповеданию и грамотности и потому вынуждены использовать статистику по грамотности и родному языку. Но, как мы уже убедились, подавляющее большинство носителей еврейского языка составляли члены иудейской общины, а большинство последних называли в качестве родного именно еврейский язык. Таким образом, анализируя имеющиеся данные, мы получим представление о грамотности как еврейского населения, так и иудейской общины губернии.

Напомним, что еврейский язык считали родным 2387 жителей Тобольской губернии, или 0,17% населения края. Из них 893 чел. (37,4%) владели русской грамотой, 238 чел. (10%) попадали под определение «грамотные на других языках». Среди населения губернии в целом аналогичные показатели составили 9,7% и 1%. Образование выше начального получил 131 носитель еврейского языка (5,5%), в то время как среди населения губернии в целом этот показатель едва достигал 0,5%. Таким образом, составляя всего 0,17% населения губернии, носители еврейского языка составляли 0,6% всех жителей грамотных по-русски, 1,7% грамотных на других языках и 1,6% получивших образование выше начального.

Приведенные цифры подтверждают выдвинутый выше тезис об относительно высоком уровне образованности еврейского населения. Обращает на себя внимание невысокий уровень грамотности «на других языках», где речь, по-видимому, идет преимущественно о традиционном еврейском образовании. Означает ли это, что последнее не функционировало в губернии, а процессы ассимиляции получили большое развитие? В поисках ответа на этот вопрос проанализируем уровень и тип грамотности по возрастным группам.

В возрастной группе от 1 до 9 лет уровень грамотности всех типов среди евреев вообще ниже среднего для еврейского населения губернии в целом. В последующих возрастных группах с 10 до 39 лет процент евреев грамотных по-русски значительно выше среднего уровня и доходит до 61,5% в группе от 10 до 19 лет, в то время как процент грамотных на других (вероятно, почти исключительно на еврейском) языках ниже среднего или незначительно его превышает. В возрастных группах от 40 до 60 лет и выше доля грамотных по-русски стабильно снижается, достигая минимального показателя в группе от 60 лет и выше (20,4%), в то время как доля грамотных на других языках значительно превышает средний уровень, достигая своего пика в группе от 60 лет и выше (23,6%). Аналогичная тенденция прослеживается и в отношении лиц, получивших образование выше начального. В возрастных группах от 10 до 19 лет, от 20 до 29 лет и от 30 до 39 лет процент этой категории лиц составляет соответственно 8,7%, 13% и 5,8%. В последующих возрастных группах этот показатель резко снижается и колеблется в пределах 0,5- 1,3%.скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (23)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.