Ислам в Тюменской области в советский период

Опубликовал: lomsecret, 20-06-2017, 21:00, Путешествие в историю, 590, 0

Ислам в советский период в Тюменской области, как и другие традиционные конфессии, понес серьезные институциональные потери. К 1989 году на территории региона (включая автономные округа) легально действовало лишь 8 религиозных объединений трех конфессий (православие, ислам, протестантизм). Фактически не осталось получивших систематическое образование имамов (мулл), крайне незначителен был слой людей, владевших арабским языком, с 1960-х гг. в области была закрыта последняя действовавшая мечеть в селе Чикча Тюменского района.

Ислам сводился к рудиментарным практикам произнесения молитв, жертвоприношений и финансовых пожертвований, совершаемых в отдельные праздничные дни мусульманского и народного календаря, памятные семейные даты и при посещении «святых мест». В организационном плане ислам советского периода представлял собой не связанное друг с другом на религиозных основаниях множество граждан, время от времени практиковавших те или иные обряды, понимаемые ими как исламские. Эти люди представляли собой локальные, как правило, личные или территориально локальные (на уровне поселения) сети.

Какой-либо организационной связи на уровне региона не существовало. Большинство тех, кто придерживался практик, воспринимаемых как исламские, соотносили их со своей национальной культурой, и в этническом плане, определяли себя как татары.

Ислам, бытовавший у татар, в позднесоветский период, судя по имеющимся сведениям, сводился к следующему. Это были разрозненные группы верующих, преимущественно преклонного возраста, которые интегрировались вокруг самодеятельных «мулл» (знатоков ислама) и абыстай (начитанных женщин). Религиозные потребности татарского населения обслуживали незарегистрированные муллы (в документах советских органов они обозначались как «бродячие» муллы).

В Тюмени таких неподконтрольных властям мулл насчитывалось 7 человек, в Тобольске – не менее 10, несколько человек проживало в селах Ембаево и Матмасы, Юртах Андреевских.

Обряды совершались на кладбищах, в частных домах, нередко отдельные жилища выполняли роль своеобразных «неофициальных мечетей». Несмотря на противодействие властей, татарское население отмечало Уразу-Байрам, Курбан-Байрам, день рождения Мухаммеда (Мавлид). Довольно широко был распространен обряд обрезания. Проводились обряды освящения домов. Некоторые татарские семьи использовали изображения Константинополя и Мекки в качестве украшения домашнего интерьера.

Определенную роль играл культ «астана», куда даже в советские годы совершалось паломничество. В религиозных обрядах принимали участие от нескольких десятков до сотен человек. Имеются данные о благотворительной деятельности. Так в начале 1980-х гг. тюменские мусульмане собрали около 3 тыс. руб. на сооружение металлической ограды вокруг мусульманского кладбища в селе Ембаево.

В конце 1970-х гг., судя по данным источников, начался процесс возрождения ислама в среде татарского населения Тюменской области. Центрами стали Тюмень и Тобольск – основные города области, где за счет миграции из прилегающих деревень увеличивалась численность городского татарского населения, и где уже в середине 1970-х гг. проживало заметное число исламских деятелей, вокруг которых складывались более или менее устойчивые общины.

Надо иметь в виду, что важную роль в бытовании и развитии религиозных представлений играют гражданские объединения, ассоциирующие себя с определенными религиозными системами. В Тюменской области такими объединениями стали неофициальные общины Тюмени и Тобольска, сложившиеся, соответственно, вокруг Хужатуллы-абый Азаматова и А. Арангулова. Этим исламским подвижникам удалось не только официально зарегистрировать мусульманские организации, но и уже в 1980 году получить разрешение на открытие мечетей, сначала в приспособленных помещениях, а затем и на строительство новой Соборной мечети в Тюмени. Им удалось и вернуть «Историческую мечеть» в Тобольске.

Источник: Игорь Бобров, Максим Черепанов, Алена Шишелякина. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.

Для тех, кто интересуется историей религиозных организации Тюменского края мы подготовили несколько материалов:
Религия в жизни сельских и городских жителей Тюменского края в 1920-е годы;
О церковном быте зауральцев после революции ;
Об изъятии церковных ценностях в Тюменской губернии;
О возникновении старообрядчества в Тобольской губернии;
Об истории Тобольской епархии ;
О Тобольской духовной семинарии;
О конфессиональном и этнокультурном разнообразии Тюменской области;
О религии в быту жителей западносибирских городов XIX века ;
О религиозных верованиях жителей Пура ;
Об институте Астана у сибирских татар;
Об Исламе в Тюменской области в советский период;
Об истории развития протестантских общин в Тюменской области ;
Религиозные конфессии в Тюменской области в послевоенное время;
Евреи в Тобольской губернии XIX века;
Антисемитизм в Тюменском крае в 1920-х годах .

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Декабрь 2020 (3)
Ноябрь 2020 (21)
Октябрь 2020 (21)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Календарь
«    Декабрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.