Институт Астана у Сибирских татар

Опубликовал: lomsecret, 24-06-2017, 12:22, Путешествие в историю, 790, 1
Институт Астана у Сибирских татар

Сибирские татары – мусульмане, исповедают суннизм ханафитского мазхаба. Особенностью ислама сибирских татар является почитание первых исламских миссионеров – шейхов, мучеников за веру – вали, авлийа. Их мавзолеи известны среди местных жителей под названием «Астана». В суфизме астана – это места, где жили святые и проповедники или где находятся их мавзолеи. Арабский термин означает буквально «порог двери», «вход во дворец». На персидском языке – это «порог», «царский двор, дворец счастья», «место отдыха и сна», «могилы пророков и других святых людей».

В нескольких сохранившихся грамотах хранителей астаны с некоторыми вариациями описывается поход в Сибирь 366 шейхов – первых исламских миссионеров. Этот легендарный поход по разным историческим версиям мог состояться в 1394–1395 гг. или в первой половине XII в.

Так в рукописях Сагъди Вакаса-ибн-Реджеба и Кашафа-ибн-Абу-Саида, переведенных Н.Ф. Катановым, описывается, как в «священную Бухару … изо всякого рода городов восточных и западных стран» собрались 366 шейхов перед ишаном Ходжей Багаутдином. Оттуда «366 конных шейхов пришли к хану Шейбану в степях Средней орды». Шейбан-хан и его 1700 воинов присоединились к шейхам и на лошадях «спустился к реке Иртышу и учинил там великое сражение за веру».

О шейхах и воинах Шейбан-хана говорится: «сражались тут истинные храбрецы. Язычников и татар они истребили несметное количество, сражаясь так, что по берегам Иртыша не осталось ни оврага, ни речки, где бы они не бились, и тем язычникам не дали даже возможности бежать». В войне за веру 300 шейхов и 1448 воинов пали. Хан Шейбан с остатками воинов вернулся в Среднюю Орду и «стал называться вали-ханом, т.е. святым ханом». Трое шейхов остались в Сибири обучать основам веры новообращенных, а 60 шейхов отправились в Бухару. Далее из текста следует, что один из 60, оставшихся в живых и вернувшихся в Бухару шейхов, «господин ишан Ходжа Давлет-шах, сын шаха Абду-ль-Ваггаба» снова вернулся в Сибирь и открыл 18 мавзолеев. Позже из Хорезма прибыл шейх Искандер из Мамляна и открыл еще 9 мавзолеев. Еще 12 мавзолеев было открыто одним из троих оставшихся – шейхом Шерпети – младшим братом шейхов Назыра и Бирия (Искерская Астана).

В грамоте хранителя Юрумской Астаны уточняется, что к Иртышу миссионеры вышли по реке Ишим. «Известные святые разошлись от устья р. Ишима до Иртыша … Народ Прииртышья … был многочисленным ... от их враждебного отношения 360 святых приняли мученическую смерть, стали шахидами кто в поле, кто в воде, которые в болоте … остальные 60 святых вернулись в почтенную Бухару …».

Поход первых исламских миссионеров в Западную Сибирь дал толчок появлению в последующем у сибирских татар особого социально-религиозного института – института Астаны. В его основу заложен культ «святых» (авлийа) – шейхов, принявших мученическую смерть и ставших шахидами во имя ислама.

Данный социальный институт сибирских татар в течение нескольких столетий оформился в целостную систему, характеризующуюся устойчивой структурой и набором неотъемлемых элементов: мавзолеи первых исламских миссионеров (Астана), хранители мавзолеев (карауцы), грамоты хранителей (сачара, цацра), обряд поминовения (катым), пожертвования (садака), а также паломничество к мавзолеям шейхов (зиярат).

В структуре института Астаны можно выделить следующие самостоятельные комплексы:
- установки и образцы поведения (традиции почитания первых исламских миссионеров и их мавзолеев, связанные с этим этические нормы, обряд поминовения, пожертвования).
- культурные символы (грамота хранителя);
- утилитарные культурные черты (мавзолеи шейхов с традиционными сооружениями);
- социальные роли и статусы (хранитель Астаны и его обязанности).

К настоящему моменту на территории юга Западной Сибири выявлено около 80 мавзолеев первых исламских миссионеров – астана.

Самыми ранними списками священных захоронений можно считать тексты грамот хранителей Астана. Так в рукописях Сагъди Вакаса-ибн-Реджеба и Кашафа-ибн-Абу-Саида говорится: «Из Священной Бухары через этот самый Иртыш проехал господин ишан Ходжа Давлет-шах… и на берегу этого Иртыша открыл 18 мавзолеев. … Потом из города Хорезма прибыл шейх Искандер из Мамляна и открыл 9 мавзолеев. Один из оставшихся здесь для обучения вере в числе первых шейхов был почтенный Шерпети, младший брат шейха Назара и шейха Бирия. Открыв 12 мавзолеев, он лег у ног своих старших братьев».

В «Грамоте хранителя Юрумской Астаны» также описывается выявление мавзолеев: «В почтенной Бухаре жил Мавляна Джалялитдин … Когда разнесся слух о знаменитых шахидах он составил список имен погибших шахидов в тетради и послал своего мюрида Джагфар ишана в Юрт Тубыла. Этот Джагфар записал имена шахидов в книгу с прочтением молитвы. Джагфар ишан прибыл, обошел окрестности Тубыла, уточнил (могилы – прим. переводчика М.А.) 23 святых».

Инициатором поиска могил шейхов, по тексту «Грамоты хранителя Юрумской Астаны», является «Мавляна Джалялетдин» – Руми, Джалал ад-дин Бен Баха ад-дин Мухаммед аль-Бальхи (1207–1273), знаменитый суфийский мистик и поэт жанра маснави-хвани, основатель и руководитель братства Маулавийа.

В обоих текстах при перечислении обнаруженных мавзолеев шейхов упомянуты местные топонимы. Практически все они вписываются в современную географическую карту Тюменской и Омской областей. Списки из текстов и полевых этнографических материалов, собранных в течение нескольких лет, помогут локализовать захоронения шейхов.

Судя по описаниям событий в сачаре миссионеры двигались на север по реке Ишим и вышли к Иртышу на территории современного Усть-Ишимского района Омской области. Там же, у современного селения Большой Буран (Тюрмитяки), появляются первые астана. Выйдя к Иртышу, миссионеры двигались в основном в северо-западном направлении, что подтверждается наличием мавзолеев у селений Большая Тебендя, Саургачи, Малая Бича Усть-Ишимского района Омской области и далее на запад по Иртышу (Вагайский и Тобольский районы Тюменской области). Вверх по течению Иртыша они, видимо, продвинулись на незначительное расстояние – около 85 км (Кипоколлары и Кускун Тевризского района Омской области). Вниз же по Иртышу (на протяжении около 1100–1200 км от устья Ишима до селения Цингалы Ханты-Мансийского района ХМАО) и далее по его притокам нами выявлено и изучено 77 мавзолеев.

Если нанести все известные астана на карту, то получится условный четырехугольник площадью более 3000 кв. км. Его северо-восточный угол будет у селения Кускун Тевризского района Омской области, северо-западный угол у селения Цингалы ХМАО, юго-западный – у озера Андреевское в окрестностях Тюмени, и юго-восточный – у с. Аромашево Тюменской области.

Большинство астана расположены на берегах рек или же в непосредственной близости к пойме рек. Иногда они находятся в лесу или на берегу озера. Во всех случаях – это высокие не затапливаемые участки. Так, на берегу Ишима выявлено – 2 мавзолея, Иртыша – 35, Тобола – 13, Вагая – 4, Агитки (правый приток Вагая) – 6, Туры (левый приток Тобола) – 3. Вдали от рек находятся 14 мавзолеев. Большинство из них располагаются на берегах озер, расположенных в труднодоступных болотисто-лесных массивах подтаежной зоны.
По местонахождению мавзолеи можно разделить на четыре категории: 1) астана в черте поселений; 2) на кладбищах; 3) вблизи поселений; 4) вдали от поселений. Из 77 выявленных астана в черте деревень и сел находятся 11; на кладбищах – 18; в лесу, в поле и на болотах в пределах 2–3 км от населенных пунктов (в т.ч. ныне нежилых) – 23; вдали от поселений – 25 астана.

Вероятно, на выбор места захоронения миссионеров влияло множество факторов. Как описывается в текстах грамоты хранителя – иногда погребенье происходило в процессе военных столкновений, маршей. Возможно, в некоторых случаях смерть настигала шейхов в местах со сложными ландшафтными условиями (болота, тайга), что затрудняло перемещение покойного. Но можно с уверенностью говорить, что во всех случаях мавзолеи располагаются на сухих возвышенных местах, даже если находятся на берегах болотистых озер. В большинстве же случаев мавзолеи возводились по тем же принципам, что и кладбища. При этом необходимо учитывать, что некоторые астана, расположенные в черте поселений или на кладбищах, являются относительно поздними перезахоронениями.

По итогам исследований мавзолеев шейхов их можно классифицировать по статусу и выделить два типа: большие (оллы, зур) и обычные.

К первому типу относятся мавзолеи предводителей первых исламских миссионеров и их ближайших помощников. Как правило, эти астана являются общеизвестными среди всего сообщества хранителей астаны, имамов и простых мусульман региона.

Самой известной и почитаемой астаной является Баишевская Астана (мавзолей Хакимата). Существует убеждение, что если человек не имеет возможности совершить хадж в Мекку, то он может восполнить это, совершив семикратное паломничество к могиле шейха Хаким-ата. В тексте «Грамоты хранителя Юрумской Астаны» это звучит так: «Меккинские мужавиры говорили, кто посещает могилу Хаким хазрата, тот получит уважение паломника в Мекку».

Ко второму типу астана относятся мавзолеи остальных миссионеров из числа «шейхов Багаутдина», членов их семей, воинов, сопровождавших шейхов, поваров, лекарей. Отношение той или иной астаны к категории обычных (ординарных) нисколько не умаляет их значимость для местных мусульман. Среди них мавзолеи шейхов, чьи имена или имена их учителей известны во всем исламском мире. К примеру, Юрумская Астана считается мавзолеем шейха Давлет-али «из детей имама Ахмеда, из внуков Абуль-Хасана Хиркани» и Хадиджи-биби.

Иногда рядом с большой астаной известного шейха могут покоиться помощники шейхов. Так, Астана Куларовская является погребальным комплексом, где центральное место занимает мавзолей шейха Юсуфа, известный по публикации Катанова как мавзолей «господина шейха Юсуфа из внуков имама Абу-Юсуфа» «на холмах» или как «могила хазрата Юсуфа шейха газиза … из потомков имама Абуйусуфа».

По информации, записанной во время полевых исследований со слов местных жителей, рядом с мавзолеем шейха Юсуфа похоронены Кур кызлар – незамужние девушки, погибшие вместе с шейхом. На момент исследования сруб мавзолея был восстановлен (в 1995 г.) и окружен рвом, как и участок, где предположительно находятся могилы девушек (сруб отсутствует). Несмотря на то, что в комплексе находятся практически две астаны, относящиеся к двум разным типам, Куларовская Астана считается единой и относится к категории «больших».

В некоторых случаях в районе, где компактно располагаются несколько астана, может наблюдаться локальная градация, когда статус отдельных мавзолеев может оказаться выше, чем у соседних. К примеру, Астана Малоуватская–1 (Азыляр астана) –мавзолей Турсун-Али шейха, известная как мавзолей «в Увате шейх Турсун-Алий» или как «могила Турсун Гали шейха» «в Увеке» считается «большой» астаной» по отношению к другим мавзолеям – Осиновской (Большой Уват) и Вершинской Вагайского района Тюменской области.
скачать dle 12.1



Похожие публикации

Обсуждения

  1. Кур кызлар - это девушки, которых миссионеры хотели увезти с собой. Именно то что миссионеры забирали девушек из селений вызвало войну. Местные жители вели полукочевой образ жизни. Охота и рыболовство основной вид деятельности. Они не могли собраться против двухтысячной армии если б те не забирали детей. Якшилар ( хорошие люди) это могилы тех кто не хотел принимать Ислам. Из закапывали живьём. Когда будете читать в источниках игнорируйте то что пишет Казань.

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Ноябрь 2019 (31)
Октябрь 2019 (65)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (71)
Июнь 2019 (34)
Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.