Возникновение и становление национальных объединений Сибирских татар

Опубликовал: lomsecret, 23-06-2017, 19:55, Путешествие в историю, 393, 0
Возникновение и становление национальных  объединений Сибирских татар

В середине 1980-х гг. в СССР начался глубокий кризис, коснувшийся всех сторон жизни общества – политики, системы государственного управления, экономики, социальной сферы и т.д. Особую остроту в этот период сфера приобрела межнациональных отношений. Советская национальная идеологема, основанная на провозглашении единства советского народа и практическом завершении решения всех национальных вопросов в условиях социализма, при нарастании кризиса показала свою несостоятельность.
В этот период обнажились многие национальные проблемы, некоторые из которых привели к межнациональным конфликтам, включая и формы открытых вооруженных столкновений (в Нагорном Карабахе, Грузии, Молдавии, Азербайджане). Окончательным результатом системного кризиса в стране стал распад в 1991 года Советского Союза.

При актуализации национального вопроса в конце 1980-х – начале 1990-х гг. на всем советском пространстве начали формироваться национальные движения, выдвигавшие не только экономические, но и этнополитические, этнокультурные требования. Возникающие национальные организации направляли свои усилия на формирование программных документов, на выработку мер по укреплению национальной идентичности.

В Западной Сибири в этот период возникло татарское национальное движение. Оно было больше сосредоточено вокруг решения этнокультурных вопросов, проблем национального самосознания, сохранения родного языка, в том числе среди части татар Западной Сибири – сибирских татар. В него включились представители различных социальных слоев сибирских татар – ученые, преподаватели высших учебных заведений, учителя, работники государственных учреждений и культуры, рабочие, колхозники и др.

Первым президентом Всетатарского общественного центра стал М.А. Мулюков. Лидеры татарского национального движения на страницах периодической печати начали публиковать статьи на русском и татарском языках, посвященные различным аспектам возрождения татарского народа. Главным в них являлся призыв к сибирским татарам активнее действовать в направлении сохранения себя как самостоятельного этноса.

Особенно бурно эти процессы происходили в Тюменской и Омской областях. Еще в начале 1980-х гг. происходило формирование теории самостоятельного происхождения сибирско-татарского этноса, отличного от поволжско-татарского. Данная концепция была изложена в трудах Ф.Т. Валеева и Н.А. Томилова, которые научно продвигали идею сибирско-татарской самобытности.

Эта позиция наглядно видна в тезисе, изложенном Ф.Т. Валеевым: «Современные коренные татары [Сибири – З.Т., Д.И.] представляют собой самостоятельный этнос с присущими такой исторической общности устойчивыми признаками, как язык, этническая территория, этническое самосознание, конфессиональная общность, эндогамия, а в прошлом – социально-политическая общность, связанная с существованием Сибирского ханства».

Данная тенденция была подхвачена сибирско-татарской общественностью. В 1980-е гг. такие общественные деятели, как Б.В. Сулейманов, А.Г. Гаитов и другие, основываясь на концепции самостоятельного происхождения сибирско-татарского этноса и его этнокультурной самобытности, отстаивали идею необходимости национально-территориальной автономии сибирских татар. В итоге это движение сибирских татар совпало со всплеском национального самосознания народов СССР, исторически связанным с происходившими в стране демократическими реформами.

В 1988–1990 гг. в Тюменской области возник ряд татарских общественных объединений: Региональное подразделение «Татарского общественного центра» (ТОЦ), «Татарский культурный центр» (г. Тюмень), Объединение «Идегей», несколько татарских клубов (в гг. Тобольске и Ялуторовске).

В 1988 г. по инициативе татарской общественности был создан «Комитет национального возрождения сибирских татар» (далее – КНВСТ) из 10 человек во главе с Булатом Сулеймановым и Анасом Гаитовым. Он был зарегистрирован 28 сентября 1990 г., уже после участия его лидеров в работе I съезда ТОЦ в г. Казани 17–18 февраля 1989 г. В результате участия руководителей КНВСТ на данном форуме, в решениях ТОЦ было констатировано существование у сибирских татар (наряду с астраханскими и литовскими) «языковых, культурных, и исторических особенностей». При этом в программном документе ТОЦ говорилось о необходимости создания в районах компактного расселения татар национальных районов, а также автономных округов (областей), что в последнем случае подразумевало учет требований именно сибирских татар.

КНВСТ, исходя из постулата о самоопределении народа и приверженности СССР к предоставлению народам – большим и малым, автономии, ставила целью своей деятельности создание на территории Западной Сибири, где компактно проживают сибирские татары, административно-территориального образования в виде автономной республики.

Достижение данной цели предполагалось путем государственных законодательных актов, референдумов, политических дискуссий, санкционированных митингов и демонстраций. Главной задачей данной организации было заявлено получение юридического признания и включение в список народов СССР сибирских татар как самостоятельного народа, обладающего особым происхождением, языком, культурой, традицией и бытом.

КНВСТ предполагал активную работу по возрождению этнокультурных ценностей и языка путем широкой просветительской работы среди населения; подготовку совместно с государственными организациями и учреждениями учебников на «языке сибирских татар»; введение преподавания на родном языке в школах области; активное сотрудничество с другими народами, проживающими в регионе; решение вопроса о функционировании Тобольского татарского педучилища и создании факультетов татарской филологии в некоторых ВУЗах области.

В 1989 г. в г. Тобольске, а затем и в г. Тюмени, прошли «Круглые столы», на которых обсуждалась стратегия работы по предоставлению сибирским татарам статуса коренного народа Сибири и национально-территориальной автономии в рамках Российской Федерации, основанной на концепции самостоятельного происхождения сибирско-татарского этноса и его этнокультурной самобытности.

Одним из главных результатов данного этапа движения стало создание в конце 1980-х гг. в г. Тобольске «Центра сибирско-татарской культуры» (первоначальное название – «Досуг»). В июне 1990 г. в г. Тобольске прошла научно-практическая конференция, в заглавие которой впервые был выставлен этноним «сибирские татары» («Сибирские татары: история и современность»). Участниками конференции стали ученые (Ф.Т. Валеев, С.М. Исхакова, А.В. Головнев, Х.Ч. Алишина, З.А. Гафурова и др.), общественные деятели сибирских татар (Б.В. Сулейманов, А.Г. Гаитов, Р.Н. Яхина), представители общественности, интеллигенция города. По определению одного из организаторов конференции – А.В. Головнева, ныне члена-корреспондента РАН, «пожалуй, впервые сибирские татары провели самостоятельный форум, на котором их собственные проблемы излагались с их собственных позиций...».

29 сентября 1990 г. в г. Тюмени на учредительной конференции был создан оргкомитет «Ассоциации татар Тюменской области» (далее – АТТО). К этому времени уже имелся опубликованный проект программы «Ассоциация татар Сибири «Сыбыр». 24 ноября 1990 г. в печати появились проекты Устава и программы АТТО. В дальнейшем состоялось заседание оргкомитета АТТО, на котором был избран председатель оргкомитета (Р.М. Насибуллин). Был рассмотрен вопрос о сроках проведения нового съезда. Делегатами форума стали лица, выбранные на официальных собраниях, конференциях, проведенных до 10 декабря 1990 г. на предприятиях и организациях в городах, селах и деревнях области. Одновременно было опубликовано сообщение о принятом 13 ноября 1990 г. оргкомитетом АТТО решении созвать свой съезд в г. Тюмени 14–15 декабря 1990 г. (норма представительства – 1 делегат от 100 человек).

Данный форум прошел в обозначенные сроки при участии 207 делегатов (из них 48 – с высшим образованием). На съезде были приняты ряд документов: резолюция о создании АТТО; Обращение к Верховному Совету СССР; Обращение к населению Тюменской области. В «Обращении к Верховному Совету СССР» содержались пункты о признании за сибирскими татарами статуса коренного населения, о фиксации сибирских татар в графе «национальность» в паспортах как «сибирских татар».

В резолюции I съезда было определено: «этническая общность татар, формирование которой произошло на данной территории… отличается от крымских и казанских татар по происхождению, способу хозяйствования, культуре и языку. Это дает основание поставить вопрос перед Верховными Советами РСФСР и СССР о признании самостоятельного этноса – «Сибирские татары» (сыбыры)». Одновременно съезд отказался от первоначального требования относительно создания для сибирских татар национального округа, ограничившись пунктом о формировании национальных сельских советов и районов. В итоге на данном форуме возникли существенные разногласия между сибирскими и другими группами татар.

Постепенно в Тюменской области начинают активизироваться учреждения культуры, появляются новые коллективы татарской художественной самодеятельности, начинается вещание на радио, телевидении на татарском языке. Были созданы Центры национальной культуры в г. Тюмени и г. Тобольске. Появляются татарские общественные организации и во многих районах области, в том числе в городах Тюменского севера (гг. Нижневартовске, Нефтеюганске, Сургуте). Все они стали выдвигать этнополитические требования.

Так, в 1992 г. представители Ялуторовской татарской общественной организации и участники Ялуторовской районной конференции татарской интеллигенции говорили о необходимости изменения культурно-образовательной политики и учете администрацией района «специфических интересов 7-тысячного сибирскотатарского населения региона».

Наряду с этнополитической деятельностью татарские общественные организации Тюменской области большие усилия прилагали и к решению этнокультурных проблем. В г. Тюмени в 1990 г. инициативная группа (Б. Сулейманов, А. Гаитов, Г. Ниязова, И. Шарапов, И. Рафиков и др.) при поддержке администрации области начала издавать газету «Янарыш» («Обновление»). Материалы на страницах данного издания печатались на татарском (в том числе на языке сибирских татар) и русском языках. В этом же году было издано «Положение об общественных организациях Тюменской области», на основе которого было принято решение о создании единой организации, объединяющей все общественные силы региона и регулирующей их деятельность.

С начала 1990-х гг. начинают издаваться на татарском и русском языках газета «Искер», журнал «Аккалфак», начинают транслироваться областные и местные радио- и телепрограммы на татарском языке «Очрашулар», «Себер иле», «Себер дарьясы» и др.

В 1990 г. были созданы областная общественная организация «Идегей» (председатель Г.М. Ниязова), Ялуторовская татарская общественная организация «Чулпан» (председатель Р.Т. Яхин), Общественная организация национального возрождения сибирских татар Усть-Ишимского района Омской области, которая являлась филиалом Комитета возрождения Тюменской области (председатель Р.Н. Яхина).

В программном документе АТТО Сибирь объявляется «единственным местом в мире, где могут сохраняться и развиваться как этнос сибирские татары, их язык и культура». Понятия «татары и сибирские татары» в программе расходятся.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Сентябрь 2018 (66)
Август 2018 (79)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Календарь
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.