Как Тобольская духовная семинария прекратила свою работу
Революции 1917 года и последствия братоубийственной гражданской войны привели к власти в России новые радикальные силы, объявившие православную веру и Церковь своими врагами.
Открыто объявив войну Церкви, один из своих первых ударов новая власть нанесла по системе подготовки церковных кадров – духовным академиям, семинариям и училищам, повсеместно их закрывая. В Тобольске, бывшей Сибирской столице, события февраля и октября 1917 года изначально никак не повлияли на устоявшийся жизненный уклад.
Главное духовное учебное заведение губернии – Тобольская духовная семинария – продолжала свою деятельность. Выпускники отправлялись к месту службы, а осенью были проведены вступительные экзамены. Пришедшие к власти большевики открытой враждебности к семинарскому руководству и ученикам не проявляли, но начавшаяся Гражданская война подтолкнула ту и другую сторону к практическим шагам, развела их по разным лагерям.
Многие воспитанники духовных учебных заведений воевали на фронтах Гражданской войны, защищая Веру и Отечество. 17 декабря 1918 года в домовой семинарской церкви был отслужен молебен и дано благословение отряду поручика Лушникова, отправлявшемуся на север «для ликвидации появившихся красногвардейцев». Треть семинаристов ушла вместе с отрядом.
После молебна к молодым воинам с напутственным словом от имени воспитанников Тобольской духовной семинарии обратился учащийся VI класса Иван Силин, который, в частности, сказал: «Идите же, чтобы не дать им выполнить их пагубное гнусное дело. Они хотят выкинуть из жизни все то, для чего до сих пор жили люди, и наш долг не дать им успеть в этом…»
Семинария была обречена. Последний ее выпуск состоялся весной 1919 года, после чего Тобольская духовная семинария прекратила свою работу почти на 70 лет.
В 1922 году под предлогом борьбы с голодом началась экспроприация церковного имущества и ценностей, а в конце 1920-х – закрытие и разрушение религиозных святынь, массовые репрессии священнослужителей.
Созданный тогда «Союз воинствующих безбожников» развернул масштабную антирелигиозную и антицерковную пропаганду: открывал антирелигиозные музеи в храмах (в том числе в Благовещенском соборе в Тюмени), занимался выпуском атеистической литературы и периодических изданий – газеты «Безбожник», журналов «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм» и других. Членами ячеек безбожников на территории современной Тюменской области в 1930-е годы стали от четырех до шести тысяч человек.
Для тех, кто интересуется историей религиозных организации Тюменского края мы подготовили несколько материалов: Религия в жизни сельских и городских жителей Тюменского края в 1920-е годы; О церковном быте зауральцев после революции ; Об изъятии церковных ценностях в Тюменской губернии; О возникновении старообрядчества в Тобольской губернии; Об истории Тобольской епархии ; О Тобольской духовной семинарии; О конфессиональном и этнокультурном разнообразии Тюменской области; О религии в быту жителей западносибирских городов XIX века ; О религиозных верованиях жителей Пура ; Об институте Астана у сибирских татар; Об Исламе в Тюменской области в советский период; Об истории развития протестантских общин в Тюменской области ; Религиозные конфессии в Тюменской области в послевоенное время; Евреи в Тобольской губернии XIX века; Антисемитизм в Тюменском крае в 1920-х годах .