Масловский взвоз Тюмени и его возрождение
В июле 2017 года началась реставрация Масловского (Элеваторного) взвоза - спуска к реке от улиц 25-го Октября – Орджоникидзе – Пристанской.
На взвозе построят тротуары, водоотвод, оборудуют спуск к набережной, дорогу, которая будет продолжена сюда от Челюскинского моста. Затем будет отреставрирована водонасосная станция, контора пароходства А.В. Колмакова и склада, два каменных пакгауза и железнодорожные пути вдоль реки Туры.
Все строения на Масловской взвозе были возведены в конце XIX –начале XX веков и считаются объектами культурного наследия. В планах устроителей – организация работы молодежного центра, кафе и художественной мастерской.
Некоторые из зданий, часть из которых является частной собственностью, находятся в аварийном состоянии. Предстоит большая работа, прежде чем в них расположатся новые хозяева.
Также к концу 2017 года планируют восстановить исторический облик первой мостовой Тюмени. Ее, как раньше, выложат гранитным булыжником. Мостовая появилась в 1893 году, она проходила вдоль Масловского взвоза от бывшей станции «Тура» до пристани. Сегодня это улицы 25 Октября - Орджоникидзе - Пристанская. По проекту мостовая будет выходить к набережной Туры.
Почти всю нечетную сторону улицы Элеваторный взвоз занимает Ильинский женский монастырь, в конце (в начале) взвоза у Туры расположено старинное краснокирпичное здание (Пристанская 1 Б) где работает производственная компания «Палата Ремесел».
Один из объектов реставрации - контора пароходства и она же — склад тюменского купца, коммерции советника Антона Колмакова. Фасады этого двухэтажного кирпичного здания декорированы надоконными клинчатыми перемычками, пилястрами. Так что работать над его восстановлением реставраторам наверняка будет непросто и интересно. Кстати, его именно воссоздадут — есть такой специальный метод, при котором полностью меняют существующие конструкции, включая ленточный кирпичный фундамент. Окна и двери окрасят в цвет дуба, кровлю и трубы — в «коричневый каштан». Интерьер разработают в соответствии с интерьером традиционного промышленного здания начала XX века.
Следующий объект — здание водонасосной станции — интересен тем, что связан с появлением в Тюмени водопровода. В 1864 годуна правом берегу Туры установлена первая в Западной Сибири водокачка с паровым двигателем. Уже через год она была реконструирована: с 1865 года состояла из двух отделений — машинного и котельной. В конце XIX века водонасосная станция представляла прямоугольное одноэтажное строение с двумя пристройками. Сегодня это разрисованное граффити разрушенное здание, которое не так давно признали объектом культурного наследия и решили реставрировать. Очень важно восстановить утраченную трубу бывшей котельной, трубы бывшего машинного отделения, наружную металлическую лестницу и большое арочное окно.
У подножия Масловского взвоза находятся и два каменных пакгауза цвета красного кирпича. Оба в частной собственности. Один из них используется как жилой дом и мастерская народных промыслов. В соответствии с законом его реконструкция ляжет на плечи собственника — Юрия Брусенцева. Второй принадлежит ООО «Строитель-97», владельцы хотят организовать в пакгаузах музей, открыть гостиницу и заведения общественного питания.
Реконструкцией Масловского взвоза в Тюмени занимается компания ишимского бизнесмена, которому принадлежит местная пивоваренная компания. Заявка ишимского ООО «Стройимпульс» стала единственной на конкурсе, объявленном областными чиновниками. Работы по реконструкции и сохранению исторического Масловского взвоза в Тюмени обойдутся бюджету в 83,5 млн рублей.
Строительство тюменской набережной началось в 2008 году и организовано в три очереди. Первая очередь – от моста Влюбленных до моста по улице Челюскинцев (введена в строй), вторая – от моста по улице Челюскинцев до улицы Свердлова, третья очередь – от моста Влюбленных до устья реки Бабарынка. Общая протяженность набережной – 3 км. Основные работы ведутся по второй и третьей очереди (от устья реки Тюменки до Свято-Троицкого монастыря).
В перспективных планах – благоустройство левого берега Туры.