Последняя пристань Николая Романова
До Тюмени царственные особы ехали в поезде, железная дорога заканчивалась на станции Тура, у одноименной реки, в черте города. Далее семью посадили на пароход «Русь» и отправили в Тобольск по воде. В Тюмени они находились с 23 часов 17 августа по 6.00 18 августа. На обратном пути из Тобольска к месту казни в Екатеринбурге семья Николая тоже останавливалась снова в Тюмени.
На какую же станцию в далеком 17-м году прибыл Николай II, что в настоящее время на этом месте?
Здание станции было построено в 1885 году, это была перевалочная железнодорожная станция. Здесь заканчивалась железная дорога из Екатеринбурга, грузы перегружали на пароходы и далее отправляли в Тобольск и другие города Сибири. Здесь же проходил и участок Великого чайного пути, из Китая по воде прибывал знаменитый китайский чай, который отправляли дальше в Европу. Первым начальником станции был назначен Кержанцов Михаил Степанович.
На переломе XIX-XX веков – набережная у станции Тура, была самым оживленным местом в городе. Здесь появилась первая в городе каменная мостовая, построенная на средства местного купечества. Напротив станции располагалось двухэтажное кирпичное здание пристанской гостиницы Ковальского, в которой в 1887 году останавливался изобретатель радио Попов А.С.
В настоящее время от станции осталось здание вокзала, которое не так просто найти, надо преодолеть переулки, собак, гаражи. И вот вокзал, в здании историческом и полузапущенном живут наши соседи и гости из азиатских стран, и конечно без прописки, кто же их пропишет в станции, которая не существует.
По понятным причинам внутрь заходить и тем более фотографировать расхотелось, после того как из дверей вывалила орда в черном, человек в пятнадцать, с заинтересованными лицами мигрантов – нелегалов.
Уважили своим посещением станции Тура, кроме последнего русского царя и изобретателя радио, летом 1889 года изобретатель и первый дегустатор русской водки Дмитрий Менделеев, кстати, это он рекомендовал продолжить железную дорогу до Тобольска и Тавды. Еще посетили станцию почетные граждане города и великие путешественники Е.В. Богданович и К.Н. Посьет.
В честь этих путешественников назван город Богданович на Трансибе и залив Посьета в Японском море.
Так получилось, что в здании вокзала, куда прибыл последний русский государь с семьей в 1917 году, сейчас проживают (наверно нелегально) потомки его бывших подданных с южных губерний Российской империи. А некогда оживленная набережная превратилась в забытый богом и заросший бурьяном склон Туры.
Но все таки возможность побывать внутри вокзала появилась к октябре.
Внутри горит свет, новая проводка, старая печь, и закрытые комнаты. Даже детская ванночка, и веревка, на которой висят вещи.Туалет во дворе, к нему тропинка. Обнаружилось, летом в траве не замеченная деревянная лестница, которая ведет на улицу Пристанскую.
Все говорит, о том что станция обитаемая, забор из сайдинга, не дает рассмотреть железнодорожные пути и реку Тура.
А к "Царской пристани" мешают подойти собаки, которые обитают тут повсеместно, в гаражах, и просто на свалках.
Участок железной дороги, по которой ехал Николай II от станции Тюмень на Транссибе до станции Тура (вдоль современных улиц Профсоюзной и Мориса Тореза), разобрали в 1988 году и построили на ее месте гаражи. На месте, где находилась пристань, сейчас стоит поклонный крест, который воздвигли монахини находящегося рядом Ильинского женского монастыря. И в здании находится небольшой музей.