Госпаровская улица - заброшенная старина
Улица Госпаровская - бывшая Новозагородная. Свое новое имя она получила в начале двадцатых годов XX века по случаю национализации речного пароходства и преобразования в государственную компанию «Госпар» (государственное пароходство).
Район, лежащий вдоль набережной реки Туры, можно назвать музеем под открытым небом. Улица Госпаровская начинается с примечательного, построенного еще в прошлом веке и внушительного для этого времени сооружения - двухэтажного каменного правления речного пароходства И.И. Игнатова (Госпаровская, 3). Противоположным фасадом дом своей дюжиной окон смотрит на реку и забор. До берега совсем немного: несколько десятков метров через железнодорожные пути. В начале XX века на крыше стояла вывеска с крупными буквами «Правление». Она была видна издалека со всех плавающих средств. К сожалению и позору власть имущих, Тюмень — речные ворота Сибири — со стороны Туры не имеет приличного здания речного вокзала. Хотя бы в этом отношении Тюмень - уникальный и единственный за Уралом город на реке. Только в начале прошлого века речной вокзал-дебаркадер, пусть и деревянный, но достаточно удобный, украшал город, реку и ласкал взоры пассажиров.
Когда-то правление было одним из самых известных зданий города, как, впрочем, и его хозяин — знаменитый сибирский пароходовладелец. Одно время часть здания - пристрой, наиболее интересный в архитектурном отношении, арендовало уральское пароходство Богословского горного округа заводовладелицы М. Половцевой (гг. Надеждинск, Турьинские рудники, Богословск и др.). Над зданием красовалась наблюдательная башня. К башням у Игнатова была неукротимая любовь и слабость. Сейчас башни нет. В остальном же сооружение сохранилось неплохо благодаря надежной кирпичной кладке. Кое-где и сейчас видны затейливые кирпичные узоры на стенах и углах дома, без которых трудно представить себе каменную архитектуру конца прошлого столетия.
Здание известно еще и тем, что здесь в 1891—1897 годах служил заведующим технической частью пароходства инженер М.П. Сажин (1845—1934 гг.) — защитник Парижской коммуны 1871 года, участник русского, итальянского и французского революционного движения XIX столетия.
В пятидесятые годы здание было взято под государственную охрану, что позволяет местным властям потребовать от правления Тюменского речного пароходства, нашедшего в свое время немалые средства для сооружения своего небоскреба по улице Пароходской, принять меры для сохранения исторического здания. Неплохо бы разместить здесь и мемориальную доску с упоминанием имени И.И. Игнатова.
Сегодня в здании размещается Музей «Царская пристань», туристическая компания «Астрея-тур», ООО «Сембад».
Рядом с правлением Игнатова до недавнего времени стояло еще одно замечательное каменное двухэтажное сооружение - бывшая контора тобольского купца первой гильдии Ивана Николаевича Корнилова - миллионера и пароходовладельца, главы солидной торговой фирмы, основанной в 1865 году (Госпаровская, 5). Спустя несколько лет, в 1872 году, он создал собственное пароходство и судостроительную верфь—одни из крупнейших в Сибири. После кончины купца вся фирма и пароходство перешли в руки наследницы Корниловой Ф.В., дальней родственницы Д.И. Менделеева по матери. При посещении Тобольска в 1899 году Д.И. Менделеев останавливался в доме Корниловой.
Купчиха первой гильдии Корнилова Фелицитата Васильевна владела пароходством с конца восьмидесятых годов прошлого и в начале XX столетия. К 1895 году ей принадлежало 11 буксирно-пассажирских пароходов, 28 барж и множество других мелких судов. Речной флот Корниловой совершал рейсы до Омска, Томска, Ачинска, Бийска, Ново-Николаевска, Барнаула, Семипалатинска, Обдорска и даже до Ирбита. В Ирбите также размещалась контора по Торговой улице близ знаменитого здания пассажа. В составе флота работали такие крупные пароходы, как «Михаил», «Дмитрий», «Стефан», «Отец», «Сибиряк», «Екатеринбург», «Полезный». По грузообороту из 16 пароходных фирм, базировавшихся в Тюмени, торговый дом Корниловых в навигации 1909 года занимал второе место после «Товарищества пароходства по рекам Сибири» И.И. Игнатова, а по количеству судов уступал лишь ему и торговому дому «М. Плотников и сыновья».
Поначалу главная контора пароходства торгового дома «Корнилов Н.И. и наследница» размещалась в Тобольске, а в Тюмени существовало лишь ее отделение. Ко времени постройки железной дороги Екатеринбург—Тюмень в 1885 году и с расширением объемов перегружаемых с железной дороги грузов на торговые пароходы главная контора переместилась в Тюмень (на современных картах дома № 5 на карте Тюмени нет).
Позади этих двух зданий в сторону набережной реки Туры хорошо сохранились склады и пакгаузы конца XIX - начала XX веков. Они принадлежали И.И. Игнатову и отличаются неповторимым архитектурным обликом, характерным для промышленных и складских помещений, возведенных на стыке двух столетий, надежностью, удачным и рациональным сочетанием объемов каменного и деревянного материалов, использованных умельцами тех лет для строительства.
Далее по улице практически до Профсоюзного моста – административные здания. Исключения составляли два здания № 23 и 27. Это были малоэтажные жилые дома. Дом № 27 включен в список на реставрацию, он примечателен тем, что является примером жилой застройки, для семей работников речного порта. В здании планируют открыть центр просвещения, где планируется место для художников, творческие студии, мастерские и частный детсад.
Дом № 29 - построен в XIX веке тобольским купцом I гильдии, владельцем судостроительного завода, ряда фабрик и пристаней в Тюмени Михаилом Даниловичем Плотниковым. Сейчас он под охраной государства, несколько лет назад на аукционе продан в частные руки. Реставрацией занимается ООО «Капиталстройинвест». В исторической усадьбе купца появятся бутик-отель, ресторан итальянской кухни, бар и теплица на прилегающем земельном участке.
Дом № 33 признан памятником архитектуры. Это здание первой тюменской электростанции, в нем расположен офис строительной компании «Брусника».
За Профсоюзным мостом на улице сохранились частные жилые дома. Здесь находятся развалины жилого дома Игнатова, от которого остались фрагменты стен, часть фундамента и заросший липовый сад. Фасадом дом выходил на Туру, и с наступлением весны Игнатов каждое утро на лодке переезжал на левый берег Туры, где строился, а потом работал его завод.