Улица Щербакова - с аквапарком, Парфеновской горкой и автоколонной 1228
Опубликовал: zampolit, 17-05-2017, 15:58, Маршруты путешествий, 1 157, 0
В 1966 году улицу Мостовую переименовали в улицу Щербакова, она заканчивалась на перекрестке с улицей Луговая 2-я. В 1966 году улицу продлили до бывшей деревни Парфеновой и далее к поселку Мелиораторов. Прежде участок улицы от улицы Дружбы до поселка ММС назывался Велижанским трактом.
Отрезок улицы Щербакова от Луговой 2-й до Парфеновской горки самый благоустроенный и красивый. После ремонта 1995 года улица стала широкой, вдоль нее проложили тротуары, еще в начале 1970 годов она была обсажена тополями, а в начале 90-х годов XX века слева на берегу Туры, где в 1930-40 годы располагались картофельные поля овчинно-меховой фабрики и промартели им. Горького разбили сквер с декоративными кустами и асфальтированными дорожками. Сквер получил название Парк 65-летия Победы.
Весной он нередко заливается водами Туры, которая в этом месте делает крутую излучину поперек поймы. Здесь мощный поток талых вод, разлившихся по пойме шириной в 3-3,5 км, сдерживает улица Щербакова, выполняющая роль дамбы, и направляет в русло Туры шириной 150-170 м. Течение резко усиливается и подмывает высокий правый берег, где расположился центр города. Напротив 1 –го Заречного микрорайона летом через Туру наводили понтонный мост, работала переправа. Теперь ездят через Воронинский мост на Объездной дороге.
Напротив 2-го Заречного микрорайона на берегу Туры находилось несколько улиц самовольной застройки, которые ежегодно заливались половодьем. В начале 1990-х жителей переселили, полусгнившие дома снесли.
С правой стороны улицы Щербакова поднимаются 9-16 этажные дома 1,2 и 3 Заречных микрорайонов. Здесь болотистую пойму, служившую прежде пастбищем для скота жителей Зареки, засыпали песком слоем 3-5 метров, дали ему в течение нескольких лет осесть, и с 1978 года начали застраивать панельными высотками. Стройка интенсивно шла в 1980-е годы, потом все затихло. Вернулись сюда строители в первые годы XXI века.
Под Парфеновской горкой – левым коренным берегом Туры – улица по мосту пересекает озеро Парфеновское – древнее русло Туры. В 1987 году по генеральному плану застройки Тюмени здесь намечалось построить водоотводный канал – второе русло Туры – для пропуска весеннего половодья. Ширина канала у Парфеново 150 м, у поселка Мыс – 125 м. Канал попутно мог бы понизить уровень грунтовых вод в Заречных микрорайонах, где они часто выходят на поверхность. Идея строительства оформлена в чертежах, не забыта и в годы с высоким уровнем половодья вновь и вновь будоражит умы тюменских строителей и власти надеждой, что в канале и состоит спасение, а исторического центра от обрушивания берега.
Осенью 2005 года слева от моста фирма «Туанн» приступила к строительству первого в Тюмени и области аквапарка. Был выбран котлован под искусственный речной залив, грунтом засыпаны низкие, заболоченные места. Строительство было активным еще в 2008 году, затем было остановлено и заморожено.
Второй этап возведения аквапарка «Аквамарин» начался в 2015 году. Открытие аквапарка запланировано на апрель 2018 года, он станет самым крупнейшим аквапарком в России. Вся площадь комплекса будет поделена на 4 большие зоны: оздоровительный Wellness комплекс, включающий в себя 29 бань и несколько термальных бассейнов различного вида; крытый всесезонный аквапарк, состоящий из большого количества горок различного уровня и возрастного ограничения, зон питания, детской игровой зоны и многого другого; вместительная гостиница и шикарные апартаменты.
На Парфеновской горке бойкий перекресток с улицей Дружбы, которая уходя вправо, превращается в Тобольский тракт. От перекрестка влево уходит улица Тимуровцев, названная в честь литературного героя повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».
На Парфеновской горке слева от улицы Щербакова находится крупное предприятие автоколонна № 1228. 1 июля 1959 года здесь, на 4,5 га бывших колхозных полей, расположилось вновь организованное автомобильное хозяйство (АТХ) № 3. 30 ноября 1961 года его реорганизовали в автоколонну № 1228. Своего название предприятие не меняло, хотя организационные формы его менялись: в 1990 году арендное предприятие, в 1992 году товарищество, с 1998 года открытое акционерное общество (ОАО), сейчас ЗАО (д. 117/1).
Автоколонна имела грузовые автомобили различных марок; ЗИС-5, ГАЗ-51 и 93, ЗИЛ-150 и другие, ремонтную базу. В начале 60-х годов XX века построили трехэтажное административное здание. Предприятия Тюмени и области могли заказать здесь необходимое количество грузовиков для выполнения своих работ. Были постоянные клиенты и разовые заказы. Летом часто автотранспорт использовался на сельхозработах: доставка торфа и удобрений на поля, перевозка зерна, картофеля и т.п. Зимой по зимникам доставляли грузы для нефтяников, газовиков, геологов по всей территории области до Полярного круга.
За высокие показатели в работе АТК № 1228 получала переходящее Красное знамя областного автотранспортного управления и Министерства автомобильного транспорта. В 1986 году автоколонна победила в городском социалистическом соревновании по случаю 400-летия Тюмени. Об этом факте напоминает прикрепленная у входа административного здания чугунная доска. В коллективе было много орденоносцев, победителей в различных соревнованиях. Здесь еще помнят девятого директора М.А. Ханнанова, руководившего предприятием с 1972 по 1990 годы, при котором автоколонна достигла наивысших показателей. Успешно руководил автоколонной Г.В. Хельтинен. В трудные годы экономических реформ – 1991-2001 - предприятию удалось выжить и сохраниться в рабочем состоянии, хотя резко сократился парк машин, осталось около 30 процентов работников.
Работники автоколонны № 1228, как и десятки лет назад, продолжают перевозить народнохозяйственные грузы. В бывшем административном здании АТК № 1228 (д. 117) теперь располагается холдинговая компания «Фонд», дирекция АТК ютится в маленьком помещении со стороны улицы Тимуровцев.