Модификация ЗИС-5 Уральского автозавода
ЗИС-5 или («трехтонка») — советский грузовой автомобиль грузоподъемностью 3 т; второй по массовости (после ГАЗ-АА) грузовик 1930-40-х, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны.
Выпускался с 1933 по 1948 годы на автомобильном заводе имени И.В. Сталина. Во время войны упрощенную военную модификацию ЗИС-5В (военный) выпускали заводы ЗИС (1942—1946), УльЗИС - Ульяновск (1942—1944) и УралЗИС - Миасс (1944—1947).
В начале 1943 года на автомобиле ЗИС-5, были применены облегченная на 124 кг кабина из фанеры и дерева («вагонки»). Доски обшивки крепились гвоздями. Крыша кабины изготавливалась из деревянных реек, поверх которых натягивался дерматин. Крылья были сделаны методом простой гибки из обычного листового проката вместо штампованных с глубокой вытяжкой на довоенной модели, тормоза оставлены только на задних колесах, бортовая платформа с одним задним откидным бортом и единственная фара (левая). Обод рулевого колеса изготовлялся из дерева. Ряд штампованных деталей заменялся более дешевыми литыми из чугуна.
Технические характеристики:
За время Великой Отечественной войны было выпущено 84100 шт. автомобилей.
Где можно увидеть ЗИС – 5В:
Россия — Музей отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области;Тюмень – в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанская, 69, стр.3 (Музей закрыт).
Тольятти - музей имени К.Г. Сахарова (фото)
Белоруссия — Гомельский областной музей военной славы, город Гомель.