Автоцистерна АЦМ-4-150 (ЗиС-150)
30 октября 1947 года была произведена установочная партия грузовых автомобилей ЗИС-150. В конструкции ЗИС-150 впервые в истории советского автомобилестроения были применены пятиступенчатая КПП с шестернями постоянного зацепления и пневматический привод тормозов.
Грузоподъемность увеличилась с трех до четырех тонн. Автомобиль получил новую кабину (из-за большого дефицита в стране тонкого стального листа она была деревометаллической: переднее оперение — стальное, двери — деревянные) с эффективной системой отопления и опускающимися стеклами дверей. Ветровое стекло состояло из двух половинок, левая половинка была сделана подъемной: она закреплялась в любом положении при помощи кулисного механизма.
Полностью завод перешел на выпуск новой модели 27 апреля 1948 года, а до этого, пока с января 1948 года, монтировался новый конвейер, продолжался выпуск ЗИС-5.
В 1950 году автомобиль подвергся модернизации: был заменен карбюратор и впускной коллектор, кабина стала полностью металлической.
В феврале 1956 года у двигателя ЗИС-150 была заменена чугунная головка цилиндров на алюминиевую, что позволило повысить до 6,2 степень сжатия и поднять до 96 л. с. мощность. Другие изменения — новые карбюратор, впускной коллектор, воздушный фильтр, усиленная рама, резиновые опоры передних рессор, гидравлические амортизаторы. Эта модификация получила наименование ЗИС-150В. Внешне она отличалась от ЗИС-150 решеткой радиатора с вертикальными брусьями и вертикальными жалюзи на боковинах капота.
В июне этого же года, после XX съезда КПСС, завод имени Сталина был переименован в завод имени Лихачёва. В связи с этим, часть автомобилей ЗИС-150В под конец выпуска получила капоты с новой выштамповкой «ЗИЛ».
Эта модернизация стала последней — в октябре 1957 года ЗИЛ-150В уступил место на конвейере новой модели ЗИЛ-164, внешне очень похожей на ЗИЛ-150В, но отличающейся некоторыми техническими нововведениями.
Модель ЗИС-150 была базовой для производства большой гаммы строительной техники — кранов, самосвалов, дорожной техники, лесовозов; специальных машин — уборочных, поливомоечных, пожарных автомобилей, цистерн. Агрегаты и комплектные шасси использовались для производства автобусов. Также грузовик использовался в армии. Туда уходили и стандартные бортовые грузовики, и шасси для спецоборудования — радиостанций, установок дегазации, топливозаправщиков и т. д.
На шасси ЗИС-150 были созданы цистерны АЦ-4-150 и АЦМ-4-150 (Грабовский завод спецавтомобилей), автокраны АК-25 (1950), АК-3ГС (1951), АК-5Г (1953), пожарный автомобиль ПМЗ-9, мусоровоз МС2 (1950), поливомоечная машина ПМ-8 (1955) и другие специальные автомобили.
Наиболее известными и распространенными послевоенными автоцистернами для перевозки светлых нефтепродуктов стали: АЦ-2,6-355 М на шасси Урал-355 М «Уральского механического завода», АЦ-3,8–150 и АЦ-4-150 «Квасиловского машиностроительного завода» и «Грабовского завода Противопожарного оборудования», АЦ-4-151 Московского завода «Котлострой». И конечно, здесь нельзя не упомянуть автомобиль-цистерну большой грузоподъемности АЦ-8-200 на шасси МАЗ-200, выпускавшегося с 1954 г. Киевским заводом «Стройдормаш».
Автоцистерны бензовозы АЦ-3,8–150 и АЦ-4-150 Красиловского, и Грабовского заводов были самыми массовыми и самыми распространенными бензовозами с 1950 по 1970 г. Эти машины снабжали горючим больше половины автомобильного парка страны и отличались неприхотливостью и простотой эксплуатации. Обе цистерны калиброванные, типа 799. Их корпуса состоят из обечаек, сделанных из стального листа толщиной 3 мм, и двух днищ толщиной 4 мм; корпус опирается на три поперечных опоры, закрепленных на лонжеронах рамы. Между лонжеронами и опорами проложены деревянные брусья. Внутри цистерн имеются поперечные и продольные волнорезы. Автоцистерны изготавливались в двух модификациях с ручным насосом и без насоса. Насос монтировали на цистерне с левой стороны автомобиля.
По наследству от машины ЗиС-150 грузовикам ЗиЛ-164 и ЗиЛ-164А перешли базовые надстройки, которые переставляли на новые шасси, модернизируя в соответствии с требованиями времени. К ним относились автоцистерны АЦ-4, топливозаправщики ТЗ-150.
АЦМ-4-150 (1948 – 1957 гг.) – топливная автоцистерна, модернизированная вместимостью 4000 л двойного назначения на шасси ЗИС-150 со сливом жидкости самотеком. Принята на вооружение в 1948 году и с 1952 года выпускалась Реутовским заводом стройоборудования. Использовалась в войсковых тыловых подразделениях для транспортировки, хранения фильтрованного топлива и механизированной заправки армейской техники. Конструктивно являлась упрощенным вариантом топливозаправщика с собственным вихревым насосом СВН-80 производительностью 500 л/мин с приводом от коробки отбора мощности автомобиля и ручным управлением из кабины водителя. В ее комплект входили фильтры, счетчик топлива, трубопроводы, раздаточные рукава с кранами, контрольно-измерительные приборы и противопожарное оборудование. Снаряженная масса машины – 5227 кг, полная – 8000 кг. Впоследствии автоцистерна выпускалась на шасси ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157.
Источники:
https://www.drive2.ru/b/1976628/
http://uncle-vova.com/card/ac-4-164-avtocisterna-na-shassi-zil-164-164a/