Первая тюменская электростанция
Опубликовал: lomsecret, 10-04-2017, 10:19, Путешествие в историю, 2 430, 0
Здание первой тюменской электростанции (13 апреля 2017 г.)
О первой электростанции Тюмени с восхищением писали путеводители и дорожные книги по Сибири в конце прошлого века. В самом городе электростанции не было. Жители в лучшем случае располагали керосиновыми лампами, а большинство - свечами или лучиной, улицы освещались газовыми фонарями. На фоне столь явного технического отставания города электрическое освещение пристаней по вечерам и в ночное время не могло не считаться достижением предпринимательской инициативы конца уходящего девятнадцатого столетия.
Рядом с зданием электростанции стояла изящно выполненная водонапорная башня с накопительным резервуаром. Такие башни обычно строились вблизи вокзалов. Низ башни — каменный, верх, вместе с крышей - деревянные. Сейчас этой башни нет. Вход в здание был со стороны улицы по уютному кирпичному крылечку. Теперь же вход заложен, а вместо дверей — два окна таких же размеров и конфигураций, что и остальные. В целом здание хорошо сохранилось, хотя и бесхозно. Станция располагала двумя генераторами постоянного тока, электроизмерительными приборами, изготовленными на фирме создателя техники трехфазного тока, русского изобретателя М.О. Доливо-Добровольского, работавшего в Германии, в Берлине. Ток был постоянный, а уже это говорило об ограниченных возможностях электростанции по передаче электроэнергии на значительное расстояние из-за существенных потерь мощности в проводах. Вот почему город не имел возможности пользоваться услугами станции.
Как вспоминал старейший житель Тюмени М.Л. Садырин, в детстве проживавший по-соседству, по вечерам, при массовом подключении потребителей, лампочки едва светились, мигали, часто подача электроэнергии прекращалась совсем — явные признаки нехватки мощности станции, несмотря на дополнительное подключение типичного для тех лет мощного аккумуляторного блока батарей. Генераторы вращались от парового локомотива с топкой. Здесь же стояли паровые насосы для перекачки воды с реки в водонапорную башню. До сих пор внутри здания сохранились фундаменты с крепежными блоками под генераторы, локомобиль и насосы.
По свидетельству старожилов города, станция работала еще в начале двадцатых годов прошлого века, затем здание переоборудовали под кухню, позже здесь располагалась военизированная охрана речного порта. В последние годы дом пустует, он заброшен и никем не используется. Кто-то, правда, пытался провести однажды восстановительные работы. Не имея информации об исторической ценности сооружения, заложили кирпичами два окна на дальнем торце здания, нарушив архитектурную цельность сооружения. Сейчас работы прекращены.
Первая в Тюмени электрическая станция была сооружена пароходовладельцем и заводчиком Иваном Ивановичем Игнатовым, жилой дом которого стоял неподалеку и освещался электричеством, впрочем, как и другие жилые дома и административные здания и склады пристани: правление пароходства И.И. Игнатова, дом пароходовладельца М.Д. Плотникова и др.
Многообещающее начало совместной пароходовладельческой и строительной деятельности Игнатова и Курбатова с конца 1860-х и в последующие годы не всегда проходило гладко. К концу девяностых годов Жабынский завод почти полностью перешел в руки Игнатова, и все хлопоты по электростанции легли на его плечи. Таким образом, И.И. Игнатова, крупного сибирского заводо- и пароходовладельца, основателя промышленного пароходства в Сибири, следует считать и первым предпринимателем, по прогрессивной инициативе которого была сооружена первая электростанция. Двумя годами раньше, в 1891 году, появились маломощные генераторы и на пароходах И.И. Игнатова для освещения пассажирских салонов и грузовых трюмов. Среди электрифицированных судов был «Святитель Николай».
Надо признать, что начало девяностых годов стало для Тюмени поворотным в использовании технических новинок с учетом опыта центральной России. Кроме электрического освещения тогда же (1894 год) в городе стала работать телефонная станция-коммутатор на 50 номеров. Телеграф пришел в Тюмень еще раньше.
Станция на Новозагородной улице сыграла и другую положительную роль. Она стала кузницей кадров электриков для будущих общегородских электростанций Тюмени, сооруженных значительно позже, в 1909—1911 годах. На станции, например, работал техник И.Н. Плотников, принимавший участие в те же годы в сооружении и обслуживании тюменских электростанций. Здесь трудился известный в Тюмени в конце XIX века изобретатель Т.П. Красильников, поразивший посетителей Тюменской промышленной выставки 1871 года своим «водогоном» — эжекторным паровым устройством для откачки воды реактивной струей пара, и многим другим.
Преимущества электрического освещения тотчас оценили и другие тюменские купцы. Они стали сооружать небольшие электростанции малой мощности для освещения купеческих домов и хозяйственных построек. В частности, екатеринбургская мещанка П.П. Воробейчикова в 1905 году обратилась в городскую Думу Тюмени с просьбой о разрешении устройства котельной в собственном доме на улице Царской. Ее примеру последовали и другие состоятельные предприниматели. Рекламная продукция тех лет свидетельствует о появлении частных контор, предлагавших установку электрических звонков, новогодних гирлянд и, как и в наше время, охранной электрической сигнализации.
Адрес: Тюмень, улица Госпаровская, д. 33