Тюменский вклад в Великую Победу
Опубликовал: zampolit, 26-07-2016, 20:25, Великая Победа, 6 352, 0
Площадь Памяти (2014 г.)
Тюмень в годы Великой Отечественной войны была глубоким тылом страны, сюда с Европейской части СССР были эвакуированы десятки предприятий, которые в труднейших условиях , порой сразу с колес начали выпуск военной продукции. Воинские части сформированные в Тюмени внесли свой вклад в дело Победы над фашизмом. Тюмень для тысяч воинов стала городом лекарем. В Тюмени помнят и гордятся воинами Великой Победы.
В городе Тюмени были сформированы:
– 368-я стрелковая дивизия в 1941 году. На Карельском фронте обороняла Оштинский рубеж по левому берегу реки Ошта между Онежским и Ладожским озерами. Освобождала Карелию, заполярный порт Петсамо (Печенга), норвежский город Киркенес.
– 175-я стрелковая дивизия сформирована в 1942 году, в составе Юго-Западного фронта (28 армия) вела бои на Харьковском направлении.
– 9-я и 10-я гвардейские истребительно-противотанковые артиллерийские бригады РГК (Резерв Главнокомандования).
В Тюмени доформировалась:
– 30-я истребительно-противотанковая бригада РГК.
Дислоцировались:
– Тюменское военно-пехотное училище.– 2-е Тюменское военно-пехотное училище.– Таллинское военно-пехотное училище.
За годы Великой Отечественной войны эти училища выпустили около 12 тысяч офицеров и до 20 тысяч курсантов, маршевыми ротами были направлены: в октябре-ноябре 1941 г. – на защиту Москвы, в январе-феврале 1942 г. – под Ржев, в феврале-марте 1943 г. – на Харьковское направление.
Разместились эвакуированные предприятия и организации:
– «Красный экскаватор» – из Киева, в августе-сентябре 1941 г., влился в завод «Механик» (с 28 марта 1942 года завод «Механик» официально стал именоваться «Завод № 762 Наркомата минометного вооружения»).
– Завод № 532 (цех по строительству торпедных катеров) – из Керчи, в августе - декабре 1941 г. влился в Тюменскую судоверфь (судостроительный завод № 639). На декабрь 1941 г. тюменский завод № 639 был «единственной базой постройки торпедных катеров для ВМФ».
– Завод строительных механизмов имени 10-летия Октября – из Одессы, в 1941 г., на площадке завода «Механик» (Станкостроительный завод).
– Завод № 341 (цех по строительству торпедных катеров) – из Рыбинска, в августе – декабре 1941 г.
– Завод имени Коминтерна (цех № 7) – из Херсона, в августе – декабре 1941 г.
– Завод № 445 – из Москвы, в августе-декабре 1941 г.
– Завод № 363 – из Ленинграда, в августе-декабре 1941 г.
– Завод № 194 (цех катеростроения) – передан Тюменской судоверфи по постановлению ГКО No 473 от 13.08.41 г.
– Камыш-Бурунский завод – из Крымской АССР. Передан Тюменской судоверфи по решению Омского облисполкома от 15.10.41 г.
– Мотоциклетный завод № 65 – из Таганрога, в ноябре-декабре 1941 г. Выехал из Тюмени в феврале 1944 г.
– Завод мотоциклетных моторов – из Москвы. Мотоциклетный завод № 65.
– Мотоциклетный завод – из Серпухова. Мотоциклетный завод № 65.
– Завод № 241 Народного комиссариата авиационной промышленности – из Раменского Московской области. В ноябре 1941 г. базировался в молочном и мясном павильонах тюменского городского рынка. Выехал из Тюмени в сентябре 1942 г.
– Химико-фармацевтический завод имени Карпова – из Москвы, в декабре 1941 г.
– завод № 39. (Тюменский химико-фармацевтический завод).
– Завод № 636 (в настоящее время завод Пластмасс) – в цехах водочного завода.
– Аккумуляторный завод – из Подольска, в ноябре 1941 г., в артели «Рекорд», (ныне Тюменский аккумуляторный завод).
– Гальвано-технический завод Народного комиссариата местпрома – из Киева, в ноябре 1941 г.
– Завод «Цепи Галля» – из Киева, в ноябре-декабре 1941 г.
– Кожевенный завод имени Серегина – из Кунцево Московской области, в декабре 1941 г.
– Протезный завод – из Киева, в декабре 1941 г. Выехал из Тюмени после освобождения Киева.
– Завод текстильного машиностроения НК легкой промышленности РСФСР – из Курска, в 1941 г.
– Завод АТЭ-2 – из Москвы, в декабре 1941 г.
– Электротехнический – из Ленинграда, в апреле-мае 1942 г. Вошел в состав завода АТЭ-2.
– Завод мотоэлектрооборудования – из Калуги, в апреле-мае 1942 г. Вошел в состав завода АТЭ-2.
– Карбюраторный завод имени Куйбышева – из Ленинграда, в августе 1942 г.
– Завод № 94 НК химической промышленности – из Москвы, в октябре-декабре 1941 г.
– завод № 636.
– Экскаваторный завод – из Дмитрова Московской области, в ноябре-декабре 1941 г. С октября 1942 г. – завод № 769.
– Завод № 14 – из Калуги, в конце 1941 г.
– Завод № 587 – выехал из Тюмени в феврале 1942 г. на ст. Юрга Томской ж.д.
– Завод № 210 – в сентябре 1941 г.
– Центральный Совет Осоавиахима.
– Наркомат мясомолочной промышленности.
– Украинский психоневрологический институт.
– Кубанский медицинский институт и др. организации.
Тюменские предприятия, артели промсоюза и коопинсоюза изготовляли и отправляли на фронт:
– Лыжи, обозы, валенки, полушубки, рукавицы, гимнастерки, бекеши, патронташи и другое обмундирование для фронта выпускали несколько тюменских предприятий: овчинно-шубный завод имени Кирова, текстильная фабрика имени Челюскинцев, швейная и сапоговаляльная фабрики, обозостроительный завод.
– Продукты питания: мука, макароны, лапша. Сливочное масло. Пряники и конфеты-«подушечки» (артель «Пищевкусобъединение», находилась на улице Челюскинцев).
– 211 минометов калибра 82 мм и 120 мм (станкостроительный завод, «Механик»).
– 165 торпедных катеров: 134 – типа «Г-5» и 31 – типа «123 бис» («Комсомолец»). Во время Великой Отечественной войны тюменские катера выполняли боевые задания на Черном и Балтийском морях, на Тихом океане. По мнению вице-адмирала А.В. Кузьмина, командира бригады торпедных катеров Балтийского флота в 1941-1945 гг. «данный тип торпедного катера (т.е. «Комсомолец») является лучшим типом ТКА прибрежного действия».
– Мотоциклы: завод № 65, созданный по решению Совета по эвакуации от 10 октября 1941 г. из слияния Таганрогского, Московского и Серпуховского мотоциклетных заводов на территории Тюменского пивоваренного завода. В 1942 году завод выпустил 187 мотоциклов АМ-600, в 1943 г. – 427. Тюменскими мотоциклами оснащались мотоциклетные роты танковых и механизированных бригад 2-й и 3-й гвардейских танковых армий генералов С.И. Богданова и П.С. Рыбалко.
– 86 десантных планеров типа «А-7» конструкции О.К. Антонова – завод № 241, созданный на базе оборудования одноименного завода и ОКБ № 31 Тушинского завода авиационной промышленности. Тюменскими планерами были оснащены два авиадесантных полка: пилоты-планеристы совершали на них боевые вылеты в район Сталинграда, доставляя вооружение, боеприпасы и продовольствие; широко применялись во время десантных операций под Ржевом, парили над водами Днепра во время форсирования.
– Первый и единственный в СССР образец крылатого танка КТ-60 («Крылья танка»). Создан также на заводе № 241. Испытательный полет состоялся на территории аэропорта «Плеханово».
– Электроаппаратура для автомобилей, танков, тракторов, мотоциклов и самолетов.
– Медицинские препараты: йод, соли кофеина, хлористый натрий (для физиологических растворов), сернокислый барий, сулема. Тюменцы полностью выполнили заказы санитарных управлений армии, флота, НКВД. Химфармзавод № 39 (до Великой Отечественной войны – Московский химико-фармацевтический имени Карпова) был размещен в помещении Тюменской мебельной фабрики «Победа».
– Авиафанера, дельта-древесина для производства самолетов ЛАГГ-3, ЯК-3, а позднее и для ЛА-5 и ЛА-7 (в годы Великой Отечественной войны – Тюменский авиафанерный комбинат № 15 НКАП, с марта 1946 г. – Тюменский фанерный комбинат Минлесхоза).
– Корпуса фугасных мин: осенью 1942 г. в адрес Тюменского авиафанерного комбината № 15 поступил срочный заказ. На помощь взрослым пришли школьники.
28 октября ученики тюменской школы № 23 Борис Ильинский, Юра Мотовилов и другие обратились с призывом к своим сверстникам: «Наши отцы и братья героически сражаются на фронте, бьют фашистов. Мы организовали бригаду и решили в свободное время работать на заводе (т.е. на комбинате). Мы работаем для фронта!». Вскоре во фронтовой бригаде юных патриотов работали 42 человека, а 5 пионеров выполняли дневную норму взрослого рабочего.
Последний залп тюменских мин был произведен в день безоговорочной капитуляции Японии.
– Смолы: бакелитовая и формальдегидная, необходимые для пропитки бронекорпусов танков и фюзеляжей самолетов. Бессменный во время Великой Отечественной войны директор завода № 636 (ныне Тюменский завод пластмасс) Георгий Ахалая первый из гражданских лиц получил боевой орден Красной Звезды.
– Поезд-баня – построен тюменским отделением железной дороги за 25 дней января 1942 г. На его строительство тюменцами было собрано 177644 рубля. 6 февраля 1942 г. поезд на фронт повел машинист Илья Тимофеевич Садаков (награжден орденом Ленина, ему присвоено звание «Почетный железнодорожник»). Боевой путь поезда: Тюмень-Москва-Тула-Сталинград-Брянск-Брест-Минск-Прага-Варшава-Берлин. В ноябре 1945 года состав прибыл в Москву и был расформирован.
Тыловая Тюмень стала центром восстановления здоровья раненых бойцов и командиров – в городе были дислоцированы 15 госпиталей, после слияния работали 14 госпиталей:
– № 1498 – с июня 1941 г.
– № 1499 – с июня 1941 г. влит в госпиталь № 1500.
– № 1500 – с июня 1941 г. по март 1943 г. передислоцирован в г. Рыбинск.
– № 2475 – с августа 1941 г. по ноябрь 1944 г. Передислоцирован в г. Клинцы.
– № 3318 – с августа 1941 г. по август 1945 г.
– № 3330 – с октября 1941 г. по март 1943 г.
– № 3336 – с октября 1941 г.
– № 3344 – из Харькова, с октября 1941 г.
– № 3346 – из Харькова, с октября 1941 г.
– № 3352 – с октября 1941 г. по апрель 1944 г.
– № 3370
– № 407 – сортировочный.
– № 3518
– № 3570 – с 1941 г.
– № 1787
Благодаря усилиям врачей и медперсонала тюменских госпиталей 65% раненых возвращались в строй.
Информационный стенд у дома № 51 по улице Республики (3 декабря 2023 г.)
– Только в городе Тюмени разместили более 6 тысяч семей эвакуированных из европейской части СССР.
– Тюмень приняла и помогла выжить детям-сиротам из блокадного Ленинграда и большого количества детских домов.
В Тюмени, в здании сельхозтехникума (ныне – сельхозакадемия), в обстановке строгой секретности с июля 1941 г. по 24 марта 1945 г. находился саркофаг с телом В.И. Ленина.
Список боевой техники, на которую тюменцы, в том числе жители города Тюмени, внесли средства в 1941-1945 годы:
– Танковые колонны:
«Омский комсомолец», «Омский колхозник», «Омский тракторист», «Омский связист», «Омский физкультурник», «Омский патриот», «Малютка», «Боевые подруги», «Тоболяк», «Комсомол Урала», имени Потребкооперации, «Госбанковец СССР», «Прокурор – фронту», «Народный учитель».
– Танки: «Сорокинский мопровец», «Вагайский путеец», «Рабочий Вагайского совхоза», «Омутинский патриот».
– Авиаэскадрильи:
«Омский комсомолец», «Омский осоавиахимовец», «Тюменский комсомолец», «Тюменцы – фронту», «Фанерщик», «Самаровский колхозник», санитарная эскадрилья.
– Самолеты:
«Тоболяк», «Ямальский комсомолец», «Тюменский мопровец», «Вагайский путеец».
– Поезда:
бронепоезд «Патриот», бронепоезд имени Мопра, поезд-баня.
– Катера:
звено боевых катеров «Тюменский рабочий», «Тюменский пионер».
– Подводная лодка «Водник Сибири».
Практически невозможно выделить вклад жителей города Тюмени из общего количества материальной помощи тюменцев фронту в 1941-1945 гг:
– 100 млн. рублей – в фонд обороны, Красной Армии, Верховного Главнокомандования,
– 20 млн. рублей – на строительство вооружений,
– 500 млн. рублей – на реализацию военных займов и билетов денежно-вещевой лотереи.
Итого – 620 млн. руб.
– 220 тысяч теплых вещей для воинов,
– свыше 100 тысяч посылок на фронт.
И самое главный вклад Тюмени в Победу – это тюменцы и жители области, воевавшие и отдавшие жизни на фронтах Великой Отечественной войны.