Топ-100

Тюменский вклад в Великую Победу

Опубликовал: zampolit, 26-07-2016, 20:25, Великая Победа, 6 226, 0

Площадь Памяти (2014 г.)

В городе Тюмени были сформированы:
368-я стрелковая дивизия в 1941 году. На Карельском фронте обороняла Оштинский рубеж по левому берегу реки Ошта между Онежским и Ладожским озерами. Освобождала Карелию, заполярный порт Петсамо (Печенга), норвежский город Киркенес.
175-я стрелковая дивизия сформирована в 1942 году, в составе Юго-Западного фронта (28 армия) вела бои на Харьковском направлении.
9-я и 10-я гвардейские истребительно-противотанковые артиллерийские бригады РГК (Резерв Главнокомандования).

В Тюмени доформировалась:
– 30-я истребительно-противотанковая бригада РГК.

Дислоцировались:
– Тюменское военно-пехотное училище.– 2-е Тюменское военно-пехотное училище.– Таллинское военно-пехотное училище.

За годы Великой Отечественной войны эти училища выпустили около 12 тысяч офицеров и до 20 тысяч курсантов, маршевыми ротами были направлены: в октябре-ноябре 1941 г. – на защиту Москвы, в январе-феврале 1942 г. – под Ржев, в феврале-марте 1943 г. – на Харьковское направление.

Разместились эвакуированные предприятия и организации:
«Красный экскаватор» – из Киева, в августе-сентябре 1941 г., влился в завод «Механик» (с 28 марта 1942 года завод «Механик» официально стал именоваться «Завод № 762 Наркомата минометного вооружения»).
Завод № 532 (цех по строительству торпедных катеров) – из Керчи, в августе - декабре 1941 г. влился в Тюменскую судоверфь (судостроительный завод № 639). На декабрь 1941 г. тюменский завод № 639 был «единственной базой постройки торпедных катеров для ВМФ».
Завод строительных механизмов имени 10-летия Октября – из Одессы, в 1941 г., на площадке завода «Механик» (Станкостроительный завод).
Завод № 341 (цех по строительству торпедных катеров) – из Рыбинска, в августе – декабре 1941 г.
Завод имени Коминтерна (цех № 7) – из Херсона, в августе – декабре 1941 г.
Завод № 445 – из Москвы, в августе-декабре 1941 г.
Завод № 363 – из Ленинграда, в августе-декабре 1941 г.
Завод № 194 (цех катеростроения) – передан Тюменской судоверфи по постановлению ГКО No 473 от 13.08.41 г.
Камыш-Бурунский завод – из Крымской АССР. Передан Тюменской судоверфи по решению Омского облисполкома от 15.10.41 г.
Мотоциклетный завод № 65 – из Таганрога, в ноябре-декабре 1941 г. Выехал из Тюмени в феврале 1944 г.
Завод мотоциклетных моторов – из Москвы. Мотоциклетный завод № 65.
Мотоциклетный завод – из Серпухова. Мотоциклетный завод № 65.
Завод № 241 Народного комиссариата авиационной промышленности – из Раменского Московской области. В ноябре 1941 г. базировался в молочном и мясном павильонах тюменского городского рынка. Выехал из Тюмени в сентябре 1942 г.
Химико-фармацевтический завод имени Карпова – из Москвы, в декабре 1941 г.
завод № 39. (Тюменский химико-фармацевтический завод).
Завод № 636 (в настоящее время завод Пластмасс) – в цехах водочного завода.
Аккумуляторный завод – из Подольска, в ноябре 1941 г., в артели «Рекорд», (ныне Тюменский аккумуляторный завод).
Гальвано-технический завод Народного комиссариата местпрома – из Киева, в ноябре 1941 г.
– Завод «Цепи Галля» – из Киева, в ноябре-декабре 1941 г.
Кожевенный завод имени Серегина – из Кунцево Московской области, в декабре 1941 г.
Протезный завод – из Киева, в декабре 1941 г. Выехал из Тюмени после освобождения Киева.
Завод текстильного машиностроения НК легкой промышленности РСФСР – из Курска, в 1941 г.
Завод АТЭ-2 – из Москвы, в декабре 1941 г.
Электротехнический – из Ленинграда, в апреле-мае 1942 г. Вошел в состав завода АТЭ-2.
Завод мотоэлектрооборудования – из Калуги, в апреле-мае 1942 г. Вошел в состав завода АТЭ-2.
Карбюраторный завод имени Куйбышева – из Ленинграда, в августе 1942 г.
Завод № 94 НК химической промышленности – из Москвы, в октябре-декабре 1941 г.
завод № 636.
Экскаваторный завод – из Дмитрова Московской области, в ноябре-декабре 1941 г. С октября 1942 г. – завод № 769.
Завод № 14 – из Калуги, в конце 1941 г.
Завод № 587 – выехал из Тюмени в феврале 1942 г. на ст. Юрга Томской ж.д.
Завод № 210 – в сентябре 1941 г.
Центральный Совет Осоавиахима.
Наркомат мясомолочной промышленности.
Украинский психоневрологический институт.
Кубанский медицинский институт и др. организации.

Тюменские предприятия, артели промсоюза и коопинсоюза изготовляли и отправляли на фронт:
– Лыжи, обозы, валенки, полушубки, рукавицы, гимнастерки, бекеши, патронташи и другое обмундирование для фронта выпускали несколько тюменских предприятий: овчинно-шубный завод имени Кирова, текстильная фабрика имени Челюскинцев, швейная и сапоговаляльная фабрики, обозостроительный завод.
– Продукты питания: мука, макароны, лапша. Сливочное масло. Пряники и конфеты-«подушечки» (артель «Пищевкусобъединение», находилась на улице Челюскинцев).
– 211 минометов калибра 82 мм и 120 мм (станкостроительный завод, «Механик»).
– 165 торпедных катеров: 134 – типа «Г-5» и 31 – типа «123 бис» («Комсомолец»). Во время Великой Отечественной войны тюменские катера выполняли боевые задания на Черном и Балтийском морях, на Тихом океане. По мнению вице-адмирала А.В. Кузьмина, командира бригады торпедных катеров Балтийского флота в 1941-1945 гг. «данный тип торпедного катера (т.е. «Комсомолец») является лучшим типом ТКА прибрежного действия».
– Мотоциклы: завод № 65, созданный по решению Совета по эвакуации от 10 октября 1941 г. из слияния Таганрогского, Московского и Серпуховского мотоциклетных заводов на территории Тюменского пивоваренного завода. В 1942 году завод выпустил 187 мотоциклов АМ-600, в 1943 г. – 427. Тюменскими мотоциклами оснащались мотоциклетные роты танковых и механизированных бригад 2-й и 3-й гвардейских танковых армий генералов С.И. Богданова и П.С. Рыбалко.
– 86 десантных планеров типа «А-7» конструкции О.К. Антонова – завод № 241, созданный на базе оборудования одноименного завода и ОКБ № 31 Тушинского завода авиационной промышленности. Тюменскими планерами были оснащены два авиадесантных полка: пилоты-планеристы совершали на них боевые вылеты в район Сталинграда, доставляя вооружение, боеприпасы и продовольствие; широко применялись во время десантных операций под Ржевом, парили над водами Днепра во время форсирования.
– Первый и единственный в СССР образец крылатого танка КТ-60 («Крылья танка»). Создан также на заводе № 241. Испытательный полет состоялся на территории аэропорта «Плеханово».
– Электроаппаратура для автомобилей, танков, тракторов, мотоциклов и самолетов.
– Медицинские препараты: йод, соли кофеина, хлористый натрий (для физиологических растворов), сернокислый барий, сулема. Тюменцы полностью выполнили заказы санитарных управлений армии, флота, НКВД. Химфармзавод № 39 (до Великой Отечественной войны – Московский химико-фармацевтический имени Карпова) был размещен в помещении Тюменской мебельной фабрики «Победа».
– Авиафанера, дельта-древесина для производства самолетов ЛАГГ-3, ЯК-3, а позднее и для ЛА-5 и ЛА-7 (в годы Великой Отечественной войны – Тюменский авиафанерный комбинат № 15 НКАП, с марта 1946 г. – Тюменский фанерный комбинат Минлесхоза).
– Корпуса фугасных мин: осенью 1942 г. в адрес Тюменского авиафанерного комбината № 15 поступил срочный заказ. На помощь взрослым пришли школьники.

28 октября ученики тюменской школы № 23 Борис Ильинский, Юра Мотовилов и другие обратились с призывом к своим сверстникам: «Наши отцы и братья героически сражаются на фронте, бьют фашистов. Мы организовали бригаду и решили в свободное время работать на заводе (т.е. на комбинате). Мы работаем для фронта!». Вскоре во фронтовой бригаде юных патриотов работали 42 человека, а 5 пионеров выполняли дневную норму взрослого рабочего.

Последний залп тюменских мин был произведен в день безоговорочной капитуляции Японии.
– Смолы: бакелитовая и формальдегидная, необходимые для пропитки бронекорпусов танков и фюзеляжей самолетов. Бессменный во время Великой Отечественной войны директор завода № 636 (ныне Тюменский завод пластмасс) Георгий Ахалая первый из гражданских лиц получил боевой орден Красной Звезды.
Поезд-баня – построен тюменским отделением железной дороги за 25 дней января 1942 г. На его строительство тюменцами было собрано 177644 рубля. 6 февраля 1942 г. поезд на фронт повел машинист Илья Тимофеевич Садаков (награжден орденом Ленина, ему присвоено звание «Почетный железнодорожник»). Боевой путь поезда: Тюмень-Москва-Тула-Сталинград-Брянск-Брест-Минск-Прага-Варшава-Берлин. В ноябре 1945 года состав прибыл в Москву и был расформирован.

Тыловая Тюмень стала центром восстановления здоровья раненых бойцов и командиров – в городе были дислоцированы[url=http://safe-rgs.ru/3188-tyumen-gorod-gospital-dlya-ranenyh-boycov.html] 15 госпиталей, после слияния работали 14 госпиталей:[/url]
– № 1498 – с июня 1941 г.
– № 1499 – с июня 1941 г. влит в госпиталь № 1500.
– № 1500 – с июня 1941 г. по март 1943 г. передислоцирован в г. Рыбинск.
– № 2475 – с августа 1941 г. по ноябрь 1944 г. Передислоцирован в г. Клинцы.
– № 3318 – с августа1941 г. по август 1945 г.
– № 3330 – с октября 1941 г. по март 1943 г.
– № 3336 – с октября 1941 г.
– № 3344 – из Харькова, с октября 1941 г.
– № 3346 – из Харькова, с октября 1941 г.
– № 3352 – с октября 1941 г. по апрель 1944 г.
– № 3370
– № 407 – сортировочный.
– № 3518
– № 3570 – с 1941 г.
– № 1787

Благодаря усилиям врачей и медперсонала тюменских госпиталей 65% раненых возвращались в строй.

Информационный стенд у дома № 51 по улице Республики (3 декабря 2023 г.)

– Только в городе Тюмени разместили более 6 тысяч семей эвакуированных из европейской части СССР.
– Тюмень приняла и помогла выжить детям-сиротам из блокадного Ленинграда и большого количества детских домов.

В Тюмени, в здании сельхозтехникума (ныне – сельхозакадемия), в обстановке строгой секретности с июля 1941 г. по 24 марта 1945 г. находился саркофаг с телом В.И. Ленина.

Список боевой техники, на которую тюменцы, в том числе жители города Тюмени, внесли средства в 1941-1945 годы:
Танковые колонны:
«Омский комсомолец», «Омский колхозник», «Омский тракторист», «Омский связист», «Омский физкультурник», «Омский патриот», «Малютка», «Боевые подруги», «Тоболяк», «Комсомол Урала», имени Потребкооперации, «Госбанковец СССР», «Прокурор – фронту», «Народный учитель».
Танки: «Сорокинский мопровец», «Вагайский путеец», «Рабочий Вагайского совхоза», «Омутинский патриот».
Авиаэскадрильи:
«Омский комсомолец», «Омский осоавиахимовец», «Тюменский комсомолец», «Тюменцы – фронту», «Фанерщик», «Самаровский колхозник», санитарная эскадрилья.
Самолеты:
«Тоболяк», «Ямальский комсомолец», «Тюменский мопровец», «Вагайский путеец».
Поезда:
бронепоезд «Патриот», бронепоезд имени Мопра, поезд-баня.
Катера:
звено боевых катеров «Тюменский рабочий», «Тюменский пионер».
– Подводная лодка «Водник Сибири».

Практически невозможно выделить вклад жителей города Тюмени из общего количества материальной помощи тюменцев фронту в 1941-1945 гг:
– 100 млн. рублей – в фонд обороны, Красной Армии, Верховного Главнокомандования,
– 20 млн. рублей – на строительство вооружений,
– 500 млн. рублей – на реализацию военных займов и билетов денежно-вещевой лотереи.

Итого – 620 млн. руб.
– 220 тысяч теплых вещей для воинов,
– свыше 100 тысяч посылок на фронт.

И самое главный вклад Тюмени в Победу – это тюменцы и жители области, воевавшие и отдавшие жизни на фронтах Великой Отечественной войны.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +1
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.