Топ-100

Фанерный комбинат - фронту и тылу

Опубликовал: zampolit, 25-01-2018, 12:09, Путешествие в историю, 1 785, 0

Одним из тюменских заводов, которые с первых дней Великой Отечественной войны начали выполнять заказы для фронта, стал фанерный комбинат. В кратчайшие сроки цеха предприятия переоборудованы под производство дельта-древесины, авиафанеры и другой продукции, необходимой фронту. Предприятие получило название «Тюменский фанерный комбинат № 15».

Война застала предприятие на пике реконструкции, начатой в январе 1941-го и завершенной уже в суровом 1942-м. Секретный приказ Наркома лесной промышленности № 243с от 3 сентября 1941 года утверждал технический проект переоборудования предприятия. Для бесперебойного снабжения Тюменского комбината сырьем выделены лесные массивы по берегам реки Туры и вдоль железных дорог Свердловск – Тюмень, Свердловск – Тавда и Свердловск – Серов. Годовая потребность в сырье определена 63337 кубических метров по березе и 10000 кубических метров по кедру. Утвержденный Наркоматом план выпуска продукции в условиях военного времени предусматривал переработку 1310 тонн специальной древесины при 5 запрессовках, 200 кубометров бакелитовой авиафанеры, 800 кубометров смоляной и 954400 клеевой фанеры, а также 200 кубометров авиационного шпона.

Только за первый день боев 22 июня 1941 года ВВС РККА потеряли 1 811 самолетов, из них 1489 было сожжено на земле, а к 10 июля 1941 года в советских ВВС осталось 2 516 самолетов – одна треть от имевшихся. Потому фашистская авиация безраздельно господствовала в воздухе на всех фронтах вплоть до лета 1943 года.

Фронт требовал резкого увеличения поставок такого стратегически важного сырья, как дельта-древесина. Этот материал был необходим для производства самолетов ЛаГГ-3, Як-3, а позднее и для Ла-5 и Ла-7. С учетом этих требований вклад Тюменского фанерного комбината в перелом войны и общей победы приобретает в отечественной истории важное значение.

При достаточном количестве сырья выполнение плана оставалось под угрозой из-за острой нехватки рабочей силы. Осенью 1941 года на комбинате работало около 1 600 человек, включая 64 инженерно-технических работника, 82 служащих и 79 человек пожарно-сторожевой охраны. По приказу начальника штаба Сибирского военного округа на комбинате трудились 500 выписанных из госпиталей бойцов. Под охраной НКВД работали содержавшиеся в лагере № 93578 военнопленные немцы, венгры, румыны и итальянцы. Так, в ноябре 1943 года на предприятии их было 578. Военнопленные помогали поднимать хозяйство и после войны – на тюменских стройках они работали до 1948 года.

В трудные дни на помощь взрослым пришли подростки из заречных начальных школ № 13 и 25. 28 октября 1942 года ученики тюменской школы № 23 Борис Ильинский, Юра Мотовилов и другие обратились к сверстникам с призывом: «Ребята! Наши отцы и братья героически сражаются на фронте, бьют фашистов. Мы, учащиеся школы № 23, организовали бригаду и решили в свободное время работать на заводе (т. е. комбинате). Мы работаем для фронта». Из своего заработка ученики вносили деньги на постройку самолета «Юный патриот».

Через неделю фронтовая бригада юных патриотов насчитывала 42 человека. Вся школа потянулась на фанерный комбинат. Пятеро пионеров вместе выполняли дневную норму взрослого рабочего. А через месяц начальник школьного цеха Людмила Фатеева докладывала о том, что при задании сделать 8 920 корпусов мин ЯМ-5 ребята изготовили 11 843 штуки.

Зимой школьники помогали взрослым работать на «бирже»: мужчины вытаскивали изо льда трехметровые бревна, женщины пилили, а дети часть бревна длиной до 1 метра 40 см закатывали на транспортер по льду. Такой производственный цикл называли «цепь Галля».

– «Дети воспринимали работу со взрослыми как игру, – поделилась ощущениями тех лет Клара Валерьевна. – Придем домой, ноги мокрые по щиколотку. Мамы поставят валенки на печку, ноги протрут, и опять вперед! И как-то ведь не болели, понимаете? Потому что у людей был такой настрой».

Вместе со школьниками работали и дети специалистов Усть-Ижорского фанерного комбината, эвакуированных в Тюмень, но ближе к концу войны они вернулись на родину. Со взрослыми дети практически не общались – каждый работал на своем месте. Да и сил бегать у них не было – у каждого свои заботы, а у женщин – основных работников комбината – еще и полный двор ребятишек.

Роза Юшкова запомнила случай, когда в кинотеатре «Темп» показывали фильм, в котором советские солдаты внезапно подбили фашистские танки. В этот момент ребята, сидевшие в зале, вскочили с мест и закричали: «Наши ящички! Наши! ЯМ-5!» Многие бросали шапки вверх.

– «В то время каждый завод имел свой утренний гудок – фанерный комбинат, депо, овчинно-шубный завод, и они все были разные, – рассказала Роза Константиновна. – Дома такой холод, стены, потолок и окна в изморози. Спали одетые, в пальто. И я слышала гудки: сначала самый длинный – это депо, потом овчинно-шубный, затем фанерный... Вскакивала и сразу бежала на комбинат – без глотка воды и без крошки хлеба... Голодными бегали многие дети – не только я... Прибегала на комбинат только с одной мыслью: скорей бы кончилась война! И колотила, колотила ящики, как можно больше».

Рабочие комбината относились к школьникам как к детям, вспоминает Клара Соловьева-Девяткова: один по головке погладит, другой по спинке. Ребят и дома жалели. Тогда выдавали карточки, по которым можно было получить 300 граммов хлеба на человека. Ближе к концу войны стали выдавать участки земли в две сотки для того, чтобы горожане могли посадить картошку.

«Тогда нас было много, а сейчас ходячих осталось только трое, одна умерла, двое прикованы к постели, – пожаловалась Клара Валерьевна. – Но мы поддерживаем отношения друг с другом. У нас есть альбом с фотографиями и вырезками из газет, где упомянуты наши фамилии. Вспоминаем войну, голод, холод, как нам было плохо. Но ничего – мы пережили и стали крепче... Закалились!»

Запомнилось ветерану, как прямо на комбинат приносили похоронки, как ревели от горя женщины. Но все же самое сильное впечатление, по словам ветерана: голод. На фанерный комбинат поступал казеин для изготовления клея. В пионерском лагере на Мысу его размачивали и давали в качестве пищи. Давишься, но ешь, призналась женщина.

– «Мы были бедными, нищими, голодными, оборванными, но веселыми и добрыми по отношению друг к другу, – закончила рассказ Клара Валерьевна.

– Если у кого-то случилась беда, оплакивали все. Не так, как сейчас... Детство у нас было трудным, но счастливым. И я не обижаюсь – тогда все так жили...»

Авиафанера направлялась в отдел аэродромного строительства Военно-воздушных сил Приволжского военного округа и в действующую армию. Дельта-древесина применялась при изготовлении первого советского истребителя ЛаГГ-3. Для экономии металлов и из-за отсутствия алюминия из дельта-древесины делали части фюзеляжей и крылья истребителей Лавочкина, самолетов конструкторских бюро Илюшина и Яковлева, а также некоторые детали машин. Специалисты тогда считали, что самолеты из фанеры дельта-древесины обладают большей живучестью, чем алюминиевые.

Однако завод выпускал не только сырье для авиационной промышленности, но и корпуса фугасных мин, установки ЛМ для артиллерийских систем, ящики для упаковки мин и снарядов, спички. Главное военно-инженерное управление заказало 1815 однотонных фанерных резервуаров для воды. С учетом важности продукции предприятие было отнесено к первой категории и получило название «Тюменский фанерный комбинат № 15».

В качестве военного представителя, который должен был осуществлять контроль за качеством выпускаемой продукции, в Тюмень был направлен заместитель наркома лесной промышленности Евгений Ботвинник. 28 сентября 1943 году он стал директором комбината.

За высокие показатели в выполнении государственных заказов в годы войны коллективу комбината вручено Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР. Такие награды вручали только особо отличившимся предприятиям. Но и это далеко не полная оценка колоссального вклада тюменских тружеников тыла в долгожданную Победу на земле и в воздухе.

На завершающем этапе войны работники Тюменского фанерного комбината стали выполнять и мирные заказы. Так, для судостроительного завода «Красный моряк» из Ростова-на-Дону поставлялась древесина для восстановительных работ. Вскоре работники предприятия вместе со всеми жителями страны встретили весть о долгожданной Победе.

В 2014 году работники предприятия отмечали 80 лет со дня его основания. И бесспорно, самой яркой страницей истории завода они называли работу на победу в годы Великой Отечественной войны.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.