Эвакуация - Тюменский аккумуляторный завод

Опубликовал: lomsecret, 9-03-2014, 19:48, Путешествие в историю, 3 966, 0

В октябре 1941 года в Тюмень из подмосковного Подольска эвакуировали аккумуляторный завод. В ноябре на станцию Тюмень прибыло 114 вагонов оборудования, сотни рабочих, инженеров с семьями. Людей разместили по квартирам местного населения, а заводу отдали здание гвоздеделательной артели «Рекорд» по улице Ямской в Затюменке. Это уже после завод развернулся лицом к улице Луначарского и занял половину квартала между улицами Луначарского- Затюменской- Ямской- Ирбитской.

Дряхлые сооружения артели не годились для завода, их сломали. Станки ставили прямо под открытым небом, и рабочие изготовляли необходимые детали. Стены и крышу возводили постепенно над работающим оборудованием и людьми. Тюменские аккумуляторы ставили на танки и военные автомобили. По плану завод должен был выдать первую продукцию в мае 1942 г., но благодаря усилиям рабочего коллектива сделано это было уже в Январе. За 1942 год завод изготовил 110 тыс. аккумуляторов, за 1943 г. – более 120 тысяч. Завод занимал передовые места по наркомату химической промышленности.

После войны завод остался в Тюмени. Рядом построили клуб, ставший заметным культурным центром Затюменки. К 1960-м гг. производство расширилось настолько, что заводу стало тесно в старых корпусах, к тому же, работая с экологически опасным свинцом, завод ухудшал санитарную обстановку в Затюменке и Заречье. Его решили вынести на окраину Тюмени, в конец ул. Ямской. Стройку завода объявили комсомольской ударной, однако комсомольцы почему-то не бросились на возведение цехов. В Тюмень уже доставили зарубежное оборудование, а устанавливать было негде.

Тогда территорию будущего завода обнесли в четыре ряда колючей проволокой, и на стройку стали привозить в переоборудованных авторефрижераторах «комсомольцев» из местных тюрем. Дело сдвинулось, и в 1971 г. завод переехал на новое место. Номенклатура выпускаемых изделий в то время состояла из четырех наименований аккумуляторов. Соседнюю улицу назвали Аккумуляторной, она идет от железной дороги до улицы Барнаульской.

Однако новое место для завода выбрали крайне неудачно. Он расположен по направлению господствующего в Тюмени юго-западного ветра, и поэтому все вредные выбросы завода снова попадали на жилые кварталы Дома обороны и Затюменки, на еще большую площадь города. Под нажимом экологов и городских властей самое опасное производство –литейный цех- вынесли за Тюмень, в район Велижанского тракта, и, как говорят экологи, обстановка в окрестностях завода стала нормальной.

В начале 1970-х гг. завод построил в роще Колокольниковых санаторий – профилакторий «Березовая роща», а на улицах Ямской, Луначарского, Белинского – жилые дома для рабочих. Аккумуляторный завод обустраивался на новом месте при директоре Александре Ивановиче Кубасове (1918 -1983), возглавлявшем предприятие с 1960 по 1970 год. «За большие заслуги перед городом в области развития народного хозяйства и активное участие в общественной жизни» А.И. Кубасову 3.11.1967 г. присвоили звание «Почетный гражданин г. Тюмени». В поселке Матмасы есть улица имени Кубасова.

В 1985 году Тюменский аккумуляторный завод впервые в стране начал производство необслуживаемых аккумуляторных батарей емкостью 55 а/ч на закупленном в Австрии оборудовании. Одновременно на заводе было организовано собственное производство моноблоков из пластмасс для этого типа батарей.

В 1987 году завод возглавил Александр Васильевич Кореляков, приглашенный с должности главного инженера Тюменского моторостроительного объединения. В этот период начался новый этап в развитии предприятия. Узкая номенклатура продукции и объемы производства не удовлетворяли потребителей. В это же время родственные заводы начали простаивать из-за инфляционных процессов происходящих в стране. Было принято решение как можно быстрее расширить номенклатуру выпускаемой продукции, увеличить объемы производства аккумуляторных батарей и начать выпуск комплектующих деталей собственного изготовления.

С 1987 по 2001 год на заводе было освоено и модернизировано 14 новых типов аккумуляторных батарей для автомобилей, автобусов и тракторов, 2 наименования аккумуляторных батарей для мотоциклетной техники, 2 типа батарей для железнодорожных тепловозов, 6 типов стационарных аккумуляторов для электростанций, узлов связи и газоперекачивающих установок, 3 типа аккумуляторных батарей для электрического напольного транспорта.

В июле 2000 г. выпущен 50-ти миллионный аккумулятор. 40,4 процента российских аккумуляторов выпускают в Тюмени. Свое 70-летие завод отметил в 2012 году.

В 2005 году в сквере у завода появились скульптуры лосей. Высота самого большого лося – чуть больше двух метров. Пример ненавязчивого использования бренда (лось – эмблема Тюменского аккумуляторного завода) в городской скульптуре. Безликий до того скверик у производственных мощностей благодаря скульптурам заиграл совершенно новым смыслом.
Адрес завода: 625001 г. Тюмень, ул. Ямская, 103
Официальный сайт завода по адресу: http://www.tyumen-battery.ru/

В 2005 году в Тюмени, бывшие работники ТАЗ открыли новое предприятие - Второй аккумуляторный завод по производству стартерных аккумуляторных батарей проектной мощностью один миллион аккумуляторов в год, если у Первого на эмблеме – Лось, то у Второго – Медведь.
Адрес этого завода: 625031, г.Тюмень, ул. Ветеранов Труда, 46
Сайт: http://www.alkor-tmn.ru/скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2019 (31)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (72)
Июнь 2019 (34)
Май 2019 (50)
Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.