шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
PUTI-shestvuy » Путешествие в историю » Завод АТЭ - прибыл в Тюмень из Москвы

Завод АТЭ - прибыл в Тюмень из Москвы

Автор: zampolit
25-01-2018, 10:33
Завод АТЭ - прибыл в Тюмень из Москвы

С началом ожесточенных боев под Москвой вышло постановление Совнаркома об эвакуации Московского завода АТЭ-2: «Товарищу Крупчатникову, директору завода, эвакуировать оборудование, материалы, рабочих, ИТР и членов их семей в город Тюмень».

Кроме Московского филиала АТЭ-2 в состав тюменского предприятия вошли заводы мотоэлектрооборудования из Калуги, электротехнический и карбюраторный из Ленинграда. Они выпускали родственную продукцию – электроаппаратуру для автомобилей, танков, тракторов, самолетов и мотоциклов. 31 декабря 1941 года Александр Рыбаков, назначенный директором предприятия, подписал приказ № 1 о зачислении в штат первых работников заводоуправления. Именно эта дата считается днем рождения Тюменского завода автотракторного электрооборудования (АТЭ).

О первых днях работы, становления молодого коллектива сохранились воспоминания Александра Струве, одним из первых зачисленных упомянутым приказом в штатное расписание: - «В самое трудное время войны, когда враг стоял у стен столицы, в Тюмень был эвакуирован Московский завод АТЭ-2. В Сибирь вслед за оборудованием отправились директор предприятия Александр Владимирович Рыбаков, энергичный начальник производственного отдела Владимир Яковлевич Хуторянский, главный бухгалтер Абрам Маркович Шварц. Конечно, никаких готовых производственных площадей, жилья, транспортных средств в Тюмени для эвакуированного завода не существовало.

Инструмент, часть оборудования, детали будущих изделий сгружали рядом с железнодорожным полотном. Тем не менее, следовало немедленно приступить к сборке продукции из имеющихся заделов и обеспечить в первую очередь выпуск сигналов СЖ-24, применявшихся в авиации для контроля за работой шасси самолетов. Первую партию их предприятию предписывалось изготовить уже в феврале 1942 года.

На подготовку производства отводились считаные дни. Сроки диктовались не возможностями нарождавшегося предприятия, а обстановкой на фронте, нависшей над Родиной опасностью. В лютую стужу, на санях, волоком доставляли оборудование на отведенную территорию – городскую мельницу бывшего купца Гусева, так называемую «гусиху». Устанавливали станки в холодных, неприспособленных помещениях, которые и стали цехами завода.

Надо сказать, что из оккупированных западных районов в Тюмень в это же время было эвакуировано до 20 предприятий. И провинциальный город не мог в полной мере помочь всем ни техникой, ни транспортом, ни людьми, ни топливом. Приходилось рассчитывать на собственные силы и возможности.

В январе 1942 года приехали в Сибирь первые рабочие из Москвы, за ними – калужане (май-июнь). Сложнее пришлось ленинградцам, их дороги пролегли через Ладожское озеро, под бомбежкой и обстрелами они добирались до станции Лаврово, перегружались в теплушки, и начиналось долгое путешествие на восток. Ослабленные дорогой и голодом люди почти под открытым небом начинали выпуск продукции.

Волевой Владимир Хуторянский, прекрасно знавший производство, умел расставить людей, дать им дело по плечу, увлечь личным примером. Установка, наладка и пуск оборудования шли параллельно. Как и было предписано, в феврале 42-го завод начал снабжать потребителей переключателями, конденсаторами к автомобилям ГАЗ-АА и ЗИС-5, роторами для этих же машин, кнопочными выключателями, электромагнитными гудками. То есть за неполных два месяца на Тюменской земле завод восстановил производство продукции, ранее выпускавшейся в Москве, Ленинграде и Калуге.

Первыми своими ученицами Александр Струве по праву считал Наталью Плетневу, Марию Кондрахину, Анну Толстоногову. В те трудные годы пришли на завод Лидия Перминова, Георгий Коршунов, Василий Пушников, Игорь Симонов и многие другие, да так и остались в коллективе на всю оставшуюся жизнь. 35 лет проработала на заводе АТЭ слесарем-сборщиком Зинаида Бородулина.

А сколько рабочих династий трудилось на заводе: Шустровы, Беляевы, Симоновы, Григорьевы, Велижанины. Василий Никифорович Семенец, шлифовщик инструментального цеха, сначала привел на завод братьев – Николая и Владимира, сестру Нину, жену Ирину, потом и сыновей – Сергея и Олега. Работали на предприятии жена Олега Светлана и муж Нины – Николай Солодянкин. Для обучения новичков применялись различные методы (индивидуальное прикрепление к опытным рабочим, техминимум, школы стахановцев, школы мастеров и другое).

Не хватало многого, особенно электроэнергии. В ноябре 1942 года по этой причине завод не работал 11 дней, хотя программа октября была перекрыта почти в полтора раза. Зачастую, когда электроэнергия не подавалась, приходилось вручную раскручивать маховик механического пресса и рубить из фибры небольшие детали. Только с 1943 года, когда мощность городской электростанции была увеличена в три раза, рабочие вздохнули с облегчением. Тем не менее строжайшую борьбу за экономию материалов, сырья, топлива, электроэнергии заводчане продолжили все последующие годы.

За первый год существования завод АТЭ выпустил продукции на 80 тыcяч рублей. Производство осуществлялось в восьми основных и четырех вспомогательных цехах. К июню 1942 года предприятие выпустило более 7700 единиц различного электрооборудования. Значительную помощь оказывали работники завода населению освобождаемых от оккупации районов. Для восстановления предприятий черной металлургии Донбасса они направили на Украину конденсаторы и другую электроаппаратуру. В том же году заслуги предприятия оценил Госкомитет Обороны, присудив ему переходящее Красное знамя.

С вводом в строй главного производственного корпуса в 1943 году значительно расширились ремонтный, инструментальный, штамповочный, гальванический, механосборочный, автоматный и сборочный цехи. Через год завод расширил свою территорию за счет переехавшего в город Горький мотоциклетного производства, что позволило увеличить выпуск продукции. В 1945 году завод (постоянно перевыполняя план) успешно включился в выполнение программы возрождения экономики и ликвидации последствий войны.

После Великой Победы около 200 человек, возвратившихся с фронта, пришли работать на предприятие. За пять послевоенных лет завод освоил 18 видов новой продукции. 50–60-е годы ознаменовались дальнейшим техническим перевооружением предприятия. Вводятся в строй новые производственные корпуса, одновременно разворачивается строительство жилья для заводчан.

В 2001 году Тюменский завод автотракторного электрооборудования прекратил существование. На месте, где еще недавно выпускали катушки зажигания, электробензонасосы, вырос жилой микрорайон «Александровский сад».

В 2012 году к очередному Дню города на улице Циолковского между домами № 7 и № 1 установили памятный знак. На стеле высотой 1,5 м надпись: «Труженикам завода АТЭ посвящается...»

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Архив сайта
Май 2018 (50)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (139)
Февраль 2018 (59)
Январь 2018 (117)
Декабрь 2017 (106)
Реклама
Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье
<