Топ-100

Тюменские корабелы в годы Великой Отечественной войны

Опубликовал: zampolit, 25-01-2018, 11:26, Путешествие в историю, 2 322, 0


За время войны тюменские корабелы построили 165 торпедных катеров. 341 работник Тюменского судостроительного завода и 32 сотрудника Байкальской сборочной верфи, прикомандированные к заводу, удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». За заслуги в обеспечении Советской армии и Военно-Морского Флота 4 мая 1985 года Тюменский судостроительный завод награжден орденом Отечественной войны первой степени.


В первые дни войны ушли на фронт лучшие рабочие, мастера, чьи имена прославляли судоверфь в годы становления предприятия – в героические тридцатые годы. Среди них знатные токари – Иван Хусаинов, Павел Паршуков, мастер Михаил Патрин и другие высококвалифицированные специалисты. Еще недавно тюменские корабелы радовались отплытию от пирса новых буксиров: сколько их, речных красавцев, построили в последние годы! Любовно назвали именами русских писателей: «Пушкин», «Лермонтов», «Тургенев», «Грибоедов», «Герцен», а на стапелях готовили к закладке новую «литературную флотилию». И вот война.


Быстрое наступление вермахта заставило изменить планы. Тюменская судоверфь перешла из ведения Народного комиссариата речного флота СССР в подчинение Народного комиссариата судостроительной промышленности страны. Старейшее предприятие Тюмени начало выпуск продукции для фронта. Никогда ранее тюменские корабелы не чувствовали такого единения, каждый был готов «за троих налегать на работу». Об этом просили коллег судостроители, уходящие на фронт.


На производстве все подчинялось интересам фронта. Взамен ушедших на фронт мужчин к станкам становились женщины, подростки и люди старшего поколения. Многие из них никогда ранее не держали в руках инструмента, не имели понятия о техническом процессе изготовления боевой техники и вооружения. Но у них было огромное желание трудиться во имя победы над врагом. Стало законом: каждый ушедший на фронт в последние дни работы старался сделать как можно больше продукции, подготовить себе замену. Для новичков на судоверфи организовали курсы «Для вновь пришедших к станку». В конце каждого дня подводили итоги: «Что ты сделал для фронта?» Рабочие рапортовали: «На обточку детали требуется более десяти часов, я затратил шесть, что позволило дополнительно обработать еще десять втулок». «На ковку боллера требуется две смены. Отковал за одну». И так далее.


Гремели бои. Страшные. Долгие. На крайнем пределе сил. Поднимались в атаку и вчерашние тюменские корабелы, чьим сердцам хотелось любить и радоваться. В редкие минуты затишья они писали письма домой и коллегам по работе. Письма передавали из рук в руки по всем цехам. По поручению рабочих и служащих Тюменской судоверфи молодые корабелы писали в ответ на передовую: «Своими успехами на фронте вы вселяете в нас новый прилив трудового энтузиазма. Обещаем вам работать еще лучше!» 


Слова с делом не расходились. Несмотря на то, что опытных рук не хватало, к началу сентября 1941 года верфь увеличила выпуск продукции. Производительность труда возросла в два-три раза.


В то время как на фронтах Великой Отечественной войны Красная армия пыталась удержать врага, из прифронтовых и фронтовых территорий в тыл прибывали эшелоны с оборудованием. Эвакуация проводилась в основном в июле-августе и октябре 1941 года. Первый эшелон с оборудованием на Тюменскую судоверфь прибыл со станции Понтонной из-под Ленинграда. Эвакуированных расселили по квартирам тюменцев. Уставшие в пути корабелы, испытавшие налеты фашистских самолетов, сразу же приступили к работе: разгружали станки для механического цеха, вместе с сибиряками ставили их на временные фундаменты.


Не успели ленинградцы еще обустроиться, подошел новый эшелон с оборудованием и рабочими из Херсона. Они привезли недостроенные торпедные катера. Вслед за ними прибыли судостроители из Керчи, Николаева, Феодосии и Рыбинска. Все эвакуированные предприятия, объединенные на базе Тюменской судоверфи, получили название «Тюменский завод № 639».


Вновь образованный завод получил задание – производство торпедных катеров, буксиров, барж, изготовление деталей к снарядам М-13 для «катюш». Ввод в эксплуатацию и пуск завода планировали на 15 декабря 1941 года. Ускоренными темпами началась реконструкция производственных площадей судоверфи и ремзавода, а также строительство цехов. Особенно торопились устроить цех стапелей, монтажный и торпедный. В недостроенных и недооборудованных цехах завод начал производственную деятельность – изготовляли катера марки Г-5-Х1-бис конструкции Андрея Туполева.


Из протокола партсобрания заводчан от 29 декабря 1941 года: «Заканчивается 1941 год, один из труднейших в истории завода, но наш коллектив в прямом и переносном смысле сражается с фашистской чумой».


В декабре текущего года со стапелей сняли три катера и заложили четвертый. Сумма валовой продукции составила 1 081,8 тысячи рублей. Но судостроителям было не до радости, план выполнен немногим больше 25 процентов. К началу 1942 года трудовой коллектив насчитывал 840 человек, в том числе 617 рабочих.


Решением № 646-а исполкома Тюменского городского Совета депутатов трудящихся о порядке использования жилфонда по Тюмени в городе установили норму площади на одного человека – 4 квадратных метра. На излишки жилой площади подселяли эвакуированных.


Одновременно со строительством производственных цехов на заводе велось строительство и ремонт жилых бараков. Однако эти квадратные метры не всегда соответствовали требованиям СанПиНа.


Несмотря на бытовые неудобства, в заводских цехах круглосуточно кипела работа. В январе 1942 года с фронта прибыли первые разбитые в боях катера. Перед судостроителями встала задача наладить их ремонт. Сделать это было непросто. Приходилось переучиваться. Ранее корабелы работали только со стальными деталями, а тут легкий дюралюминий, требующий иного подхода. В короткий срок построили деревянный цех, трубогибочную мастерскую, селитровые ванны для термообработки металла. Литейщики осваивали литье новых деталей, с которым до этого никто не имел дела. Отливку бронзовых гребных винтов начали Иван Толстых, Владимир Пирогов, Иван Богданов и другие мастера. Поскольку специального оборудования не было, металл они плавили в тиглях.


К марту 1942 года была разработана вся проектная документация постройки боевых катеров нового проекта. К маю четыре торпедных катера были готовы к испытаниям. Они начались на реке Туре в районе совмещенного моста, близ нынешней улицы Мельникайте. Катера показали скорость 27 узлов вместо 47-48 узлов по проекту. Вдобавок произошло ЧП. Два катера натолкнулись на топляк и пропороли днище. Третий потерял торпеду. Пропажу искали, но не нашли. О происшествии доложили в Москву. Ответ не заставил себя долго ждать: «Искать и не сдаваться». Забегая вперед, отметим, что торпеду до сих пор не нашли.


Поврежденные катера вернули на завод, испытания запретили: фарватер Туры для них оказался мелким. С этого момента их отправляли по железной дороге в город Молотов (Пермь) на завод № 344. Первый акт на приемку серийного боевого катера Г-5 подписан 30 сентября 1942 года.


Несмотря на поздний час, проводы боевых кораблей были волнующими. Играл духовой оркестр, произносили речи, напутствия морякам. Ведь им через несколько недель придется встретить стремительный ветер боевой атаки. А моряки клялись жестоко мстить врагу, громить его, не щадя сил и жизни. Многие катера назвали именами тех, на чьи деньги строились. К примеру, по инициативе учащихся тюменской школы № 25 все школьники области «построили» торпедный катер «Тюменский пионер».


Тон в работе задавали фронтовые бригады. К концу 1942 года тюменские судостроители приступили к поточному производству торпедных катеров. По распоряжению инженера-контр-адмирала Исаченкова 4 корабля отправили во Владивосток, 13 единиц с установками РСМ-8-М – в Горький в Волжскую военную флотилию. Еще 6 катеров законсервировали и оставили в Тюмени до весны 1943 года.
2 января 1943 года на завод пришла правительственная телеграмма, в которой была выражена благодарность коллективу предприятия за боевую помощь Красной армии и Военно-морскому флоту. В связи с этим тюменские судостроители в письме Иосифу Сталину дали клятву: «Удвоить выпуск оборонной продукции».


К этому времени на заводе насчитывалось 215 стахановцев, 168 ударников производства и 59 двухсотников. Лучшими являлись строгальщик Александр Белобородов, сборщик Михаил Голубев, мастер Геннадий Новиков и другие. Коллектив технологов завода разработал по новому проекту более пяти тысяч различных приспособлений, штампов, сборочных щитов. Все это давало экономию материалов, повышало качество продукции, сокращало время на их обработку.


Выдающимся событием стало изобретение инженеров Андреева и Шумского. Они в литейно-кузнечном цехе разработали и внедрили центробежный способ отливки бронзовых гребней винтов в металлический кокиль взамен формовки и отливки в земляные формы. Изобретение дало 365 тысяч рублей экономии в год.


28 марта 1944 г ода нарком Носенко премировал мастера пятого цеха, отмечая его ценное изобретение. Впервые в стране было разработано и выполнено приспособление к строгальному станку для обработки гребных винтов. Приспособление механизировало тяжелый ручной труд винторубщиков, а скорость обработки увеличилась в 5-6 раз.


В декабре 1943-го и марте 1944 года Наркомат боеприпасов СССР присылал поздравления коллективу в связи с перевыполнением фронтовых заказов. На что тюменские корабелы, а это сибиряки и еще вчерашние корабелы Ленинграда, Херсона, Николаева, Керчи, Москвы и Рыбинска, отвечали: «Работаем для фронта!»


В 1944 году завод продолжил строительство торпедных катеров для действующего флота. В первый день нового года на завод поступило американское вооружение по ленд-лизу и новая система автоматического управления курсом «Янтарь». На следующий день на первом торпедном катере «Комсомолец» была установлена двуствольная турельная установка «Кольт-Браунинг» калибра 12,7 мм.


В марте 10 катеров приняла Первая Севастопольская бригада Черноморского флота. Через два дня 14 катеров принял командир Второй Новороссийской бригады капитан второго ранга Виктор Проценко. Вслед за черноморцами пожаловали балтийцы. Они приняли 15 новых Г-5. На четырех катерах вместо торпедных аппаратов были установлены реактивные установки М-8-М.


Предприятие работало круглосуточно. Дополнительно к производству торпедных катеров получили новое задание на изготовку «25-й детали» –боеголовки для реактивных снарядов калибра 82 мм. По итогам года предприятию вручили переходящее Красное знамя обкома ВКП(б) и облисполкома. Завод также завоевал третье место во Всероссийском социалистическом соревновании за 1944 год.


Новый 1945 год завод встретил с новым директором. Василия Евграфова сменил Израйль Крысов, который трудился здесь с июня 1942 года в должности механика. На 1 января 1945 года на заводе работало 2 400 человек. Предприятие полностью перешло на производство катеров типа «Комсомолец».


В феврале текущего года со стапелей были спущены два катера – ТКА-270 и ТКА-271. Их срочно отправили на Балтийский флот. Вскоре балтийцы получили еще два торпедных катера. Все остальные торпедные катера планировалось отправить для пополнения Тихоокеанского флота (с 274 по 283-й). Темп работы оставался прежним – по две двенадцатичасовые смены в сутки.


9 мая 1945 года, после сообщения Юрия Левитана об окончании войны, тюменские корабелы собрались вместе, чтобы отпраздновать Великую Победу. Завод перешел на производство мирной продукции – пассажирских судов, сухогрузных теплоходов и рефрижераторов. В годы освоения нефтегазовых богатств Западной Сибири построена плавучая электростанция «Северное сияние», за что судостроители получили Государственную премию СССР.


Быстрые, маневренные торпедные катера, построенные на Тюменской судоверфи, действовали внезапно и сокрушительно. Большой неожиданностью для врага стало вооружение наших катеров реактивными установками «катюшами». Они достойно участвовали в освобождении Новороссийска, Керчи, Севастополя. И среди многих памятников мужеству и героизму катерников есть в Севастополе один, который очень дорог тюменцам. На каменной волне навечно застыл боевой торпедный катер.


Тюменские торпедные катера после Победы установлены в городе Варне, в бывшей главной базе гитлеровцев на Балтике – в порту Пиллау (ныне российский порт Балтийск). В бухте Золотой Рог на Тихом океане поставлен на вечную стоянку торпедный катер из Тюмени ТКА-271, а в Петропавловске-Камчатском – ТКА-580. На территории международного детского центра «Артек» планируется установить памятник советскому торпедному катеру. Он затонул во время Великой Отечественной войны у берегов Крыма.


И только в Тюмени, в центре военного судостроения торпедных катеров, пока нет памятника торпедному катеру. Хотя идея увековечить его у ветеранов Тюменского судостроительного завода возникла давно.

22 октября 2018 года, в столетний юбилей Петра Потапова, в сквере его имени был открыт памятник торпедному катеру «Комсомолец», которые в годы Великой Отечественной войны выпускали на Тюменском судостроительном заводе.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.