От Тюмени до Голышманово на поезде

Опубликовал: zampolit, 28-12-2015, 15:54, Маршруты путешествий, 1 302, 0
От Тюмени до Голышманово на поезде

Тюмень была первой железнодорожной станцией в Сибири, в ней заканчивался рельсовый путь. В 1900 году уральские и сибирские купцы просили царское правительство разрешить построить дорогу от Тюмени до Омска, мотивируя это необходимостью вывоза в Европейскую Россию сибирского хлеба и других грузов. Кроме того, они указывали, что дорога позволит освоить свободные земли на юге Тобольской губернии. Дорогу проложили только в 1910-1913 годах, и она была одноколейной, как и все дороги того времени. На станции Тюмень имелось всего три пути и две стрелки. По современным мерках ее можно было считать разъездом.

После Великой отечественной войны начали укладку второго рельсового пути, но закончили ее только в начале шестидесятых годов XX века.

От Тюмени до Ишима уложен так называемый бархатный путь – бесстыковые рельсы длиной 800 метров. Поезда по ним идут плавно, быстро, снижается вибрация и шум в вагонах. В 1981-1985 годах участок дороги от станции Войновка до Называевской был электрифицирован.

Поезд долго идет по юго-восточной окраине Тюмени. Слева виден жилой массив у кинотеатра «Космос». Справа поднимаются высотные дома новых микрорайонов Восточного административного округа.

Станция Войновка – главная товарная сортировочная станция Тюмени. Десятки путей заняты вагонами с грузами, поступающими на стройки ХМАО и ЯНАО. В Войновке построены новые микрорайоны, и целые кварталы коттеджей. От Войновки начинается железная дорога к месторождениям нефти и газа. Отсюда 25 декабря 1965 года ушел на запад первый эшелон тюменской нефти, поданной по трубопроводу из Шаима.

За Войновкой начинаются сосновые леса, Вскоре справа встают производственные корпуса Боровской ордена Трудового Красного Знамени птицефабрики (ныне ОАО). Ее начали строить в 1959 году на окраине выработанного торфяника. В поселке Боровский возведены дома со всеми удобствами, Дворец сорта с плавательным бассейном.

Через 10 км – станция Винзили. Она построена одновременно с дорогой: тут был разъезд у моста через Пышму и установка для заправки водой паровозов. Железная дорога пересекает реки Пышму и Кыштырлу. С высокой насыпи видны луга с зарослями тальника по берегам многочисленных озер-стариц.

В этих местах в июле 1918 года малочисленные отряды Красной Армии сдерживали натиск отрядов белогвардейцев и белочехов. Десять дней у реки Пышмы длился бой. На подступах к Тюмени погибли сотни красноармейцев. 20 июля получив приказ об отступлении, части красных, взорвав мост ушли на запад.

На краю пышминской долины железную дорогу по виадуку пересекает Сибирский тракт. Вскоре, окруженный сосновым бором, появляется поселок Богандинский с одноименной станцией.

К Ялуторовску поезд идет по широкой заболоченной равнине, поросшей березовым лесом с густым подлеском из кустарников. То и дело дорога пересекает осоковые болота, тростниковые займища. Сверкают на солнце озера, зеленые луга простираются до горизонта. Справа от дороги проходит Сибирский тракт, а слева, на водоразделе рек Туры, Пышмы и Тобола, раскинулась Авазбакиевская лесная дача – сложный комплекс звонких сухих боров, березово-осиных лесов, обширных труднопроходимых болот, бескрайних лугов, многочисленных больших и малых озер.

За разъездом Кавдык виден Ялуторовск. Его вокзал построен в начале второго десятилетия XX века. На здании укреплена мемориальная доска, которая сообщает, что «Ялуторовск освобожден с боем 17 августа 1919 года Первым Путиловским стальным кавалерийским полком под командованием Е.П. Бабкина при поддержке двух батальонов 253 полка Красных орлов. Вечная память героям Красной Армии!». Проявив военную хитрость, полк внезапно ворвался в Ялуторовск, занятый колчаковцами. Захватив вокзал и железнодорожные пути, красноармейцы не дали противнику увезти ценности, вывезенные из Тюмени, и взорвать мост.

На месте, где стоит Ялуторовск, люди поселились давно. Их привлекли сюда богатые охотничьи и рыболовные угодья, река, по которой можно было проникнуть далеко на север и юг. Археологические исследования показали, что уже за 1000 лет до н.э. в окрестностях Ялуторовска жили люди. В XIV веке татары построили здесь свой городок Ялутур. В 1659 году (по другим данным – в 1639) сюда пришли тюменские пашенные крестьяне компаньоны Елисей Гилев и Петр Ульянов. Осмотрев окрестности, они подали прошение о позволении основать слободу. В том же году началось ее строительство. Вначале был возведен деревянный острог.

Е. Гилев и П. Ульянов принадлежали к зажиточному сословию, как тогда писали, «в пашенных крестьянах первые люди». Возле Тюмени они имели большие пашни, но промышляли и слободским делом. Несколько слобод в Тобольской губернии заложено ими. Ялуторовской слободой они управляли 9 лет. Дело с ее постройкой шло туго. Гилев и Ульянов приглашали к себе жителей Тюмени, но власти их не отпускали. Известна жалоба тюменского воеводы на Гилева и Ульянова. В ней говорилось, что они в новую слободу переманили много тюменцев, запустело около полусотни десятин государевой пашни. В 1782 году Ялуторовск получил статус города, а в 1822 году стал центром округа.

С 1829 года в Ялуторовске стали поселять тех декабристов, которые отбыли срок каторги. Здесь они жили до амнистии. В городе сохранилось много памятных мест, связанных с их именами. Работает музей Памяти декабристов. Позднее в Ялуторовске жили ссыльные революционеры новых поколений: народовольцы, социал-демократы, большевики.

В конце февраля 1918 года в Ялуторовске была установлена Советская власть. В июне город захватили белогвардейцы и белочехи. Советская власть была восстановлена в августе 1919 года после изгнания колчаковцев. В 1921 году город оказался в кольце кулацко-эсеровского мятежа. В тридцатые годы XX века в Ялуторовске построены промышленные предприятия – молочноконсервный завод и лесозавод. От Москвы до Ялуторовска 2213, от Тюмени – 74.

За Ялуторовском поезд пересекает Тобол. Мост через него, как и большинство других на Транссибирской магистрали, построен под руководством инженера Е.К. Кнорре. Для сооружения опор он сконструировал особый тип кессонов, за которые получил Большую медаль на всемирной выставке в Париже. В 1979 году построен второй мост (правый).

Долина Тобола изрезана старицами, заросла тальником, кое-где она распахана и засеяна. Тобол начинается в Казахской степи, на Тургайском плато. На его берегах стоят крупные города Лисаковск, Рудный, Кустанай, Курган. Все они используют воду Тобола, поэтому к Ялуторовску он приходит маловодным. В сухие годы мелеет настолько, что начинает зарастать травой. Когда –то по нему ходили суда, сплавляли лес. Потом начали строить водяные мельницы. Их было так много, что на гербе Ялуторовска было изображение «в синем поле серебряное мельничное колесо в знак того, что в округе находится многое число мучных мельниц». В XIX веке местные власти задумали восстановить водный путь по Тоболу до Кургана, чтобы оттуда возить хлеб на север. Отдали распоряжение убрать мельницы, разрушили плотины. Но из этой затеи ничего не вышло: и Тобол сал не тот, и новые суда имели более глубокую осадку, чем дощаники.

От Ялуторовска поезд идет через сильно заболоченную долину Тобола, поросшую березняком, осинником, пересекает несколько стариц. Слева от дороги вдоль реки тянется труднопроходимое Заманское болото. Вблизи Заводоуковска появляется сосновый лес. Это Падунская лесная дача – часть обширного массива хвойных лесов, заходящих в лесостепь с севера, из зоны тайги. В довоенные годы их усиленно рубили и вывозили по специально построенной железной дороге. В середине XVIII века верхотурский купец и промышленник М. Проходяшин построил на речке Ук винокуренный завод. Вокруг него возник поселок, разросшийся в большое село, названное Заводоуковским. Плодородные земли в его окрестностях позволяли собирать хорошие урожаи сельскохозяйственных культур, обильные пастбища способствовали разведению скота. В селе стали строить кустарные предприятия по переработке сельхозпродукции: мельницы, пряничные заведения, салотопки.

Жители села занимались также торговлей. Крупные ярмарки были в конце октября и начало мая. Они проходили настолько успешно, что вызывали зависть купцов Ялуторовска, в уезд которого на правах волостного села входило Заводоуковское. Сохранились неоднократные и, кстати, бесполезные ходатайства ялуторовских властей перед губернатором о запрещении ярмарок в Заводоуковском, которые-де подрывают торговлю в Ялуторовске.

В 1910 году рядом с селом прошла железная дорога, вокзал построен в 1910-1911 годах. Ранней весной 1918 года в Заводоуковском была установлена Советская власть, но вскоре наступили дни колчаковской диктатуры. Многие жители уходили в партизанские отряды, действовавшие в окрестных лесах. В августе1919 года село было освобождено от колчаковцев. В 1921 году его захватили участники крестьянского мятежа. Но ненадолго.

Во время Великой Отечественной войны в Заводоуковском находился госпиталь. На местном кладбище поставлен памятник бойцам, умершим от ран. В начале войны в село эвакуировали с запада один из заводов, он был размещен в производственных мастерских Новозаимского зерносовхоза. В 1945 году на его базе создан механический сельскохозяйственный завод Тюменьсельмаш.

Летом 1942 года в Заводоуковское переехала Первая Московская спецшкола ВВС, курсантом которой был пятнадцатилетний Володя Комаров- будущий летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Здесь он учился в 8-9 классах, работал на местном заводе и в госпитале. 12 апреля 1974 года, в День космонавтики, на здании, на здании санаторно-лесной школы, где располагался учебный корпус спецшколы, открыта мемориальная доска. Среди преподавателей спецшколы был отец советской поэтессы Юлии Друниной, в 1942 году добровольно ушедшей отсюда на фронт.

26 апреля 1960 года село Заводоуковское получило статус города. Заводоуковский район занимает всего 2,4 тыс. кв. км, но густо заселен. Он является одним из лучших в области по урожайности полей. До 1992 года на его территории было 69 населенных пунктов, они были объединены в 9 колхозов, 5 совхозов, кроме того, работали птицесовхоз «Правда» и ОПХ НИИСХ Северного Зауралья. В Заводоуковске действует водолечебница на термальных подземных водах Западно-Сибирского артезианского бассейна. В 1973 году открыт индустриально-педагогический техникум.

К востоку от Заводоуковска лесов нет, железную дорогу от снежных заносов и ветра защищают лесополосы из ели, березы, тополя. Видны просторные поля, луга, болота, кое-где березовые рощи – колки. Несколько мелких речушек струится в овражках, заросших ивняком. Слева у станции Новая Заимка, видны сооружения свинокомплекса и большое село Новая Заимка. Станция Вагай стоит на берегу одноименной речки, протекающей неподалеку. Она построена в 1911 году, когда проложили железную дорогу. В 1948 году пристанционное поселение стало называться рабочим поселком.

Обширная долина реки Вагай тянется вдоль дороги до села Омутинского. Оно расположено вдоль реки Вагай и видно слева. Омутинское имеет многовековую историю. В XVIII веке здесь, на высоком берегу Вагая, был возведен сторожевой форпост – крепость Омутная. Считают, что такое название ей дано потому, что в ее окрестностях было много омутов. Она входила в состав оборонительной военной линии русских владений в Сибири, протянувшейся от Исетского и Суерского острогов на Вьялковский и Семискульский форпосты. Однако в документах 1782 года Омутинское названо «новозаложенным», первопоселенцы пришли сюда из северных таежных деревень Агарка и Подволошной. Видимо, после того как военный гарнизон Омутной крепости был снят и переведен на Новоишимскую укрепленную линию, тут только через 10-15 лет выросло село.

Население Омутинского занималось сельским хозяйством, извозом, торговлей. Особенно расцвела она, когда через село прошел Сибирский тракт. До сих пор на улице Советской вдоль Вагая стоят приземистые кирпичные здания, в которых раньше размещались магазины и особняки местных купцов. В селе трижды в году собирались ярмарки: Иннокентьевская, Алексеевская, Спасская. Из северных волостей везли сюда лес и изделия из него: телеги, сани, колеса, дуги, рогожу, деготь, древесный уголь, а также орехи и пушнину. С юга поступало зерно, конопляное и льняное масло, мука, кожа, щетина, шерсть.

Советская власть в Омутинской была установлена весной 1918 года. Это событие связано с именем Алексея Бурдаков, местного крестьянина, прошедшего политшколу в окопах первой мировой войны. Он возглавил первый совдеп. Кулаки убили А. Бурдакова в начале лета, когда к селу подошли белогвардейские отряды. Он похоронен на площади у районного Дома культуры, на могиле – обелиск. Его именем названа улица. На берегу Вагая поставлен памятник тем, кто отдал свои жизни за Родину в боях Великой Отечественной войны.

За Омутинским железная дорога пересекает речки Каш, Солоновку, несколько ручьев. Вдоль дороги – лесополосы, поля и леса. Среди молочно-белого березняка промелькнут станции Ламенская, несколько разъездов – и опять тюменская лесостепь с ее бескрайними полями, усеянными березово-осиновыми колками. Ранней весной они белы от цветущей черемухи, а летом зарастают высоченным – в рост человека – разнотравьем.

Станция и рабочий поселок Голышманово расположены там, где когда-то стояла небольшая деревня Катышка на берегу одноименной речушки, запутавшейся в дебрях тальника. Пристанционное поселение возникло в 1912 году, когда построили железную дорогу. На водонапорной башне установлен знак с годом ее сооружения. В 20 км от станции, на Сибирском тракте, находится село Голышманово. Рассказывают, что по проекту железная дорога должна была пройти через него. Но местные купцы, не поняв выгоды «чугунки», воспротивились этому и смогли «воздействовать» на строителей. Однако, вскоре, поняв свою ошибку, они переселились на станцию, построили здесь пекарню, прачечную, первую «заезжую» - гостиницу на два места.

В середине двадцатых годов пристанционный поселок стал центром района. В 1948 году он получил статус рабочего поселка. Во время Великой Отечественной войны в нем находился госпиталь, а во многих окрестных селах – детские дома. В районе жило много населения, приехавшего из оккупированных фашистами областей. В центре поселка поставлен памятник воинам, не пришедшим с войны. У здания вокзала, на братской могиле красноармейцев и местных активистов, погибших за Советскую власть, установлен обелиск.

Использован материал из «Путеводителя по Тюменской области», А. С. Иваненко, Свердловск, 1984 г.

Расписание поездов от Тюмени до Голышманово здесь
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Ноябрь 2019 (33)
Октябрь 2019 (65)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (71)
Июнь 2019 (34)
Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.