Топ-100

На поезде от Тюмени до Нового Уренгоя

Опубликовал: zampolit, 28-12-2015, 15:38, Маршруты путешествий, 4 944, 2

В 1870 году тоболяк К.Н. Николаев уже разработал проект рельсового пути от Перми до Тобольска. Его отвергли. Когда в Тюмень стали ходить поезда, губернские власти ходатайствовали о том, чтобы связать ее с Тобольском, но тоже получили отказ. В начале XX века на трассе начали было изыскательские работы, но дальше села Иевлева дело не пошло. В острой конкурентной борьбе победило мнение, что Тобольску дорога не нужна.

При Советской власти начиная с 1920 года не раз обсуждался вопрос о проведении железной дороги к Тобольску. Последний вариант рассматривался в 1940 году, но реализовать его помешала война. В связи с разработкой нефтяных и газовых месторождений Среднего Приобья строительство дороги стало насущной проблемой. Были проведены необходимые изыскания, и в 1965 году приступили к укладке рельсов. В октябре этого года в Тюмень прибыли путейцы - строители с только что законченной дороги Абакан - Тайшет. Они составили основу созданного в 1966 году коллектива «Тюменьстройпуть».

Со станции Войновка - восточной окраины Тюмени, начинается отсчет километров стального меридиана. Дорога круто поворачивает на север и идет через березняки зеленой зоны и поля пригородных хозяйств, пересекает Сибирский и Старый Тобольский тракты. За Турой через нее перекинут виадук, по которому проходит Тобольский тракт. Справа, у станции Туринская (20-й км) видны сооружения Тюменской птицефабрики.

За станцией простираются поля и луга, созданные на осушенной южной окраине Тарманских болот, а вскоре начинаются болота и многочисленные озера. Они неглубокие, на дне имеются мощные отложения ила сапропеля. Зимой в них обычно бывает замор и поэтому, кроме карася, другой рыбы не водится. У разъезда Торгили (37-й км) Тарманские болота заканчиваются. Появляются леса: то сплошные заросли, то редкие, как парки, заросшие густой травой. Около 40% железнодорожного полотна от Тюмени до Тобольска проложено через болота, еще около 20% - по сильно увлажненным местам.

За Торгилями железная дорога пересекает реку Иску. Она течет по заболоченной равнине в основном в пределах Нижнетавдинского района и впадает в реку Тобол ниже села Ярково. На 50-м км дороги именем реки назван разъезд.

Рядом с железнодорожным полотном проложена грунтовая дорога. По ней возили грузы для строителей железной дороги, а теперь используют для местных перевозок. По откосам тянутся заросли розового иван-чая (кипрея- узколистного), цветущего почти все лето. Он быстро заселяет свободные от других растений места. Вдоль железной дороги заходит далеко на север от обычных мест произрастания.

Станция Картымская (68 км).Основателями станции Картымской являются семьи Валентина Яковлевича и Зои Степановны Кепец, Леонида Сергеевича и Тамары Александровны Безматерых, которые начинали ее строительство в 1967-1969 гг. На основании общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления от 11 июля 2001 года станция Картымская переименована в поселок Картымский. На территории поселка Картымский проживает Минфатих Минфатихович Салманов. Он награжден медалью «За освоение Транссибирской магистрали». Большой вклад в работу железной дороги вносят вагонники, связисты, механики, энергетики, дежурные по станции, возглавляемые начальником станции Татьяной Семеновной Шамсутдиновой. Работают путейцы, которые выполняют нелегкий труд, независимо от погодных условий. Это: Светлана Викторовна Сидорова, Тлеулес Шакенович Байкаданов, Венера Файдулхановна Касимова.

В 1981 году в поселке проживало 335 человек в 94 хозяйствах. Трудоспособное население работало на Свердловской железной дороге. В 1991 году проживало 367 человек в 130 хозяйствах. В поселке имелась начальная школа, ФАП, почта. В 2008 году в поселке проживало 318 жителей в 122 хозяйствах. Имели скот: КРС-14 голов, в том числе коров-8, свиней – 57, овец – 54.

После станции Картымская местность становится выше, почти исчезают болота. У дороги встречаются разреженные березняки и сосняки, заросшие высокой травой. Кое-где видны поля.

Остановочный пункт 80 км - Новотроицкое (октябрь 2022 г.)

Мелькают разъезды Наумково (82-й км), Абаевский (97-й км), Банчунский (114-й км). В этих местах растут липовые леса, малинники.

У Абаевского начинается Ярковский район. В 18 км к востоку от Абаевского находится районный центр - Ярково, туда ведет бетонная дорога.

Станция Усть-Тавда (июль 2022 г.)

Станция Усть – Тавда (130-й км) построена недалеко от впадения реки Тавды в Тобол. Широкая, всегда полноводная Тавда величаво несет свои воды навстречу Тоболу. Сюда приезжают тюменские рыбаки на заветные места. К северу от Тавды начинается таежная зона области, простирающиеся почти до Полярного круга.

За разъездом Большесельским (147-й км) вновь появляются поля. На горизонте справа виден высокий берег Тобола, на котором установлена мачта ретранслятора села Сорокино. Через него проходит Тобольский тракт. У 151-го км поезд останавливается прямо в поле. Здесь в 1,5-2 км на берегу озера стоит деревня Мазурова, где с 1966 года находилась база СМП-269, жили строители железной дороги, проложившие участок пути со 135-го по 174-1 км. Ими же возведены поселки от Абаевского до Тахтаира. Теперь в Мазуровой расположена учебная база биологического факультета Тюменского государственного университета. Эта деревня – родина Героя Советского Союза А.Н. Волохова.

Между 151 –м км и разъездом Тахтаир проходит граница Тобольского района. Вблизи Тахтаира (163-й км), в лесах, вдоль дороги появляются первые кедры. Их легко узнать по густой темно-зеленой хвое и бурым корявым стволам. За Тахтаиром поезд долго идет через огромное болото, заросшее низкой кривой сосной, осокой, болотным миртом и багульником. Его называют Еланским. Оно славится отменной клюквой. Осенью жители окрестных деревень, Тобольска и Тюмени приезжают сюда собирать эту ценную ягоду.

На 178-м км находится станция Сетово, за нею дорога пересекает реку Суклемку, приток Тобола. На 195-м км стоит разъезд Суклемский. Между Сетово и Суклемским на полотне железной дороги Тюмень-Тобольск было уложено последнее звено- «красный стык».

Справа между березовыми перелесками уже виден Тобольск. Поезд приближается к нему по большой дуге, обходя болотистые места. Виден железнодорожный мост через Иртыш. Его начали строить в декабре 1967 года, а в марте 1969 установили последний пролет. Ширина Иртыша здесь 700 метров.

Когда поезд выезжает на мост, слева видны речной порт, элеватор, справа – песчаные кручи, поросшие сверху сосной, кедром, елью. Это один из памятников природы окрестностей Тобольска – Сузгунская сопка. Она изрезана широкими логами, оврагами, заросшими темнохвойным таежным лесом из кедра, ели, пихты с подростом из липы, рябины, шиповника.

Станция Тобольск (2018 г.)

29 марта 1969 года в Тобольск прибыл первый пассажирский поезд, в котором приехали строители дороги и моста. Вокзал был построен в 1970-1974 годах головным ремонтно-восстановительным поездом № 38 по проекту коллектива архитекторов во главе с В.П. Авксенюком. Он украшен изображением старинного герба Тобольска – родины многих великих людей, принесших славу России.

За Тобольском, почти на протяжении 100 км, до реки Туртас, железная дорога проложена по правому коренному берегу Иртыша. Он имеет широкую пойму и блуждает по ней, то проходя близко от железной дороги у сел Нижние Аремзяны и Слинкино, то удаляясь от нее влево на десятки километров. Среди хвойных лесов и болот изредка встречаются поля. Вдоль Иртыша по обоим берегам тянется узкая полоса освоенной под пашню тайги. Здесь расположено несколько сельскохозяйственных организаций. Это одно из самых старых земледельческих мест в Тюменской области. Почвы таежной зоны мало плодородны, но при хорошем уходе и применении удобрений дают довольно высокие урожаи зерна, картофеля и овощей.

У поселка Менделеево железная дорога пересекает старую сухопутную дорогу, идущую вдоль Иртыша на север, к селам Уват, Демьянскому, городу Ханты-Мансийску. Она была построена еще в начале XVII века и обслуживалась ямщиками. В последние годы эту дорогу начали реконструировать, покрывать асфальтом. Она соединит Тобольск с городами Среднего Приобья.

Разъезды Аремзяны, Шестаково (назван в честь комсомольца - тоболяка, погибшего в 1969 году при охране восточной границы СССР), Ильдар, Ингаир находятся на территории Тобольского района, а разъезд Слинкино (282 км) - в Уватском районе. Он является самым северным в сельскохозяйственной зоне области и занимает 48,4 тыс.кв.км. На его территории поместилась бы вся Дания. Район расположен по обоим берегам Иртыша и вытянут на восток вдоль рек Туртаса и Демьянки. Леса занимают половину района, 45% - болота. Пахотных земель очень мало, и они тянутся вдоль Иртыша, где расположены почти все населенные пункты. Пространство справа от железной дороги практически не заселено: на тысячах квадратных километров можно встретить только несколько леспромхозов и крошечных таежных деревушек.

Железную дорогу до Сургута помогали строить студенческие отряды Украины, Азербайджана, РСФСР. Они рубили в тайге просеку, возводили железнодорожные объекты и пристанционные поселки.

На 313 км, на левом берегу таежной речки Туртас, расположена станция Юность Комсомольская. В окружении тайги стоит современный поселок. Вначале станция, как и река, называлась Туртас. В 1975 году ее переименовали в честь пятилетия дружбы молодежного журнала «Юность» и комсомольцев управления «Тюменьстройпуть».

На стройку не раз приезжали специальные студенческие и ученические отряды, организованные «Юностью». Студенты-художники оформляли клубы, кафе, детсады, столовые в поселках у трассы, студенты- актеры выступали с концертами, организовывали художественную самодеятельность. Ученики старших классов помогали ремонтировать школы, учебные пособия. По призыву «Юности» московские школьники собрали более 5 тысяч книг для библиотек строителей. Частыми гостями на железной дороге были журналисты, поэты и прозаики. Для молодых транспортных строителей, победителей социалистического соревнования, учрежден вымпел «Юности».

На станцию Юность Комсомольская в 1975 году сооружен монумент, символизирующий союз труда и литературы. От станции можно проехать по автодороге к Иртышу и переправиться на пароме в районный центр село Уват. Между станциями Юность Комсомольская и Демьянская (403 км) железная дорога проходит по заболоченному водоразделу крупных рек Туртаса и Демьянки, где раньше не было постоянного населения. Теперь на этом отрезке трассы построены разъезды Выйский, Карачайка, Чумбулыт, Черный Сор и другие.

Реки Туртас (длина 240 км) и Демьянка (1200 км) – равнинные, начинаются они в болотах у границы Уватского района с Омской областью. Текут медленно, очень извилисты, образуют много излучин с великолепными пляжами. В их поймах много стариц, проток. Междуречье сильно заболочено, часто встречаются рямы – верховые болота, поросшие мхом- сфагнумом, корявой болотной сосной, мелким кустарником. На гривах и островах среди болот попадаются чистые сосновые боры, разреженные кедрачи. В лесах много ветровальных участков: ель, пихта сильно поражаются древесными грибами, а ветер и снег ломают ослабленные деревья.

За Демьянкой построена одноименная станция. В 1969 году здесь обосновались строители, отсыпавшие полотно дороги. Рельсы к станции пришли в марте 1971 года. Основательно стала застраиваться Демьянская, когда сюда переехал СМП-269. Теперь здесь построен современный поселок. Среди окрестной тайги встали пятиэтажные дома со всеми коммунальными удобствами, магазины, школы, больницы. Есть теплицы, выращивающие овощи.

Миновав Демьянку, железная дорога поворачивает на северо-восток, к Сургуту. На протяжении 100 км она идет по междуречью Салыма и Демьянки. Вокруг заболоченная пихтово – еловая тайга вперемежку с великолепными сосновыми борами и кедровниками. Железная дорога проложена тут почти прямо. Она уже не петляет так, как между Тобольском и Юностью Комсомольской в поисках сухих мест – их тут почти нет. Разъезды устроены на гривах у берегов рек- притоков Салыма.

Между разъездами Немич (468 км) и Кинтус (481 км) железная дорога пересекает границу Ханты-Мансийского автономного округа. Он протянулся с востока на запад на 1500 км, а с севера на юг – на 820 км. Площадь его 534,8 тыс.кв.км. 44% округа занято лесами, среди которых преобладают ценные хвойные породы: сосна, ель, кедр, лиственница, пихта. 31% территории- болота с глубиной торфяной залежи до 12 метров и более. 7% покрыто водой озер и рек. 7 тыс. га пашни используется в основном под картофель и овощи. В последние годы промышленные предприятия создают подсобные хозяйства, строят теплицы.

Богат и разнообразен животный мир округа. Здесь обитают более 50 видов млекопитающих, 20 видов промысловых рыб, много птиц и других животных. Считают, что название народа манси произошло от племени «мось», а в ханты от «хонт» - войско.

Станция Салым (510-й км) начала застраиваться с 1970 года. Она находится на месте хантыйского селения Кинтус, где жили рыбаки и охотники. Пристанционный поселок расположен между речками Айега, Вандрас и озером Сырковым. Обе речки – притоки Салыма, протекающего в нескольких километрах севернее станции. Салым берет свое начало в болотах Среднеобской низменности, длина реки более 900 км. Это типичная равнинная таежная река, неглубокая, извилистая. На Салым, почти до истоков, распространяется весенний подпор воды с Оби. Когда она разливается, Салым течет к верховьям, наполняя болота и таежные озера, а во второй половине лета- обратно в Обь. К западу от станции находится Верхнесалымское месторождение нефти, а в устье Салыма – Правдинское и Салымское. На Салымском месторождении впервые в мире нефть была получена из глинистых слоев.

Вновь тайга обступает с обеих сторон тоненькую линию железной дороги. Дорога идет прямо на северо-восток. Местность тут сплошь заболоченная, и чтобы построить насыпь, применяли гидронамыв. В ближайшие реки ставили земснаряды и от них по трубам подавали песок. Почти половина пути от Тобольска до Юганской Оби построена на нем.

Между станциями Салым и Усть-Юган дорога пересекает несколько мелких речек и две крупные – Малый и Большой Балык. Именами речек названы разъезды Сывых-ях (531 км), Куть-ях (556 км), Инг-ях (582 км), Пыть-ях (662 км) («ях» с ханты – речка).

Дорога строилась одновременно от Тобольска и Юганской Оби. На всей трассе в ее насыпь уложили почти 50 млн. куб. м грунта, построили 395 мостов и водоотводов. 3 декабря 1973 года на 575 км между разъездами Кетм- Игый (568 км) и Юнг- ях (582 км) был забит «серебряный костыль». Почетное поручение выполнили рабочие СМП-384 и редактор журнала «Юность» писатель Б. Полевой. Сразу же на север отправился первый грузовой поезд.

Станция Усть-Юган (650 км) построена недалеко от впадения Большого Югана в протоку Оби – Юганскую Обь. Большой Юган берет начало у границы с Омской областью и течет по заболоченной южной части Среднеобской низменности. Длина реки 1063 км, в нее в верховьях найдены Ай-Яунское и Тайлакское месторождения нефти. В двух километрах ниже устья Большого Югана через Юганскую Обь построен железнодорожный мост длиной 1 км.

На правом берегу Юганской Оби, в 40 км ниже моста, расположен город Нефтеюганск, основанный в 1967 году возле небольшого рыбацкого поселка Усть-Балык. Здесь в октябре 1961 года было открыто первое нефтяное месторождение. От станции Островная (677 км) к Нефтеюганску построена автодорога с твердым покрытием. Имя будущему городу придумали известные геологи Ю. Эрвье, Ф. Салманов, М. Биншток и Л. Ровнин.

Железнодорожный мост на Оби у поселка Белый Яр начали сооружать в марте 1971 года. Работали коллективы мостоотрядов № 29 и 15. Летом 1975 года мост был построен. Его длина два километра. Это один из самых больших мостов в стране. Он возведен на буровых сваях, погруженных в дно реки на глубину 40 метров. Металлоконструкции для моста поставляли заводы Воронежа и Улан- Удэ. На правом берегу Оби железная дорога рассекает Барсовую гору – уникальный археологический памятник, протянувшийся почти на 8 км вдоль реки. Раскопки показали, что люди здесь жили пять тысяч лет назад. На остатках стоянок найдены различные предметы быта, оружие из камня, костей животных, бронзы, тигли для плавки металла. Здесь очень живописные места, построено несколько баз отдыха сургутян.

От поселка Белый Яр дорога круто поворачивает на восток, к Сургуту (698 км). Город расположен между Обью и железной дорогой. Сургутское отделение Свердловской железной дороги создано в 1978 году.

Вдоль правого берега Оби железная дорога проложена к городу Нижневартовску. До него от Сургута 215 км, от Тюмени- 913 км. На 870-м км находится станция Мегион.

В 1976 году начали строить железную дорогу к новым нефтяным и газовым месторождениям у Полярного круга. Новая дорога начинается в 57 км к востоку от Сургута, от станции Ульт-Ягун (755-й км от Тюмени).

В день Ленинского субботника, 17 апреля, бригада рабочих путейцев из СМП-522, руководимая Героем Социалистического Труда В. Молозиным, уложила первое звено.

До станции Ноябрьская (956-й км) дорога проходит по северной части Ханты-Мансийского автономного округа через бассейн реки Тромъеган, имеющий много притоков. Они начинаются на южном склоне небольшой возвышенности – Сибирских увалов- и текут на юг, к Оби. Территория здесь сильно заболочена. Глубина болот от 3 до 7 метров.

В долинах рек много озер, проток, заросших лесом логов. Лишь вдоль речек на песчаных гривах есть светлые сосновые боры. На заболоченных местах растут ель, пихта, ольха, береза, ива, осина, на болотах – чахлая сосна, багульник. Встречаются болота, покрытые плавающими мхами и другими растениями. К северу, где дорога поднимается на Сибирские увалы, местность становится суше, глубина болот уменьшается до 2 м. Часто попадаются кедровники.

Станция Ульт-Ягун расположена на берегу одноименной речки, недалеко от озера Вачлор. Длина реки всего 75 км, она неширокая, мелкая, течет медленно. В январе 1976 года на это место прибыли первые строители. Вокруг шумела тайга, до у озера стояло несколько землянок геологов. Теперь построен большой поселок. Строители СМП-547 возвели вокзал, Дом культуры, магазины, столовые и другие объекты.

Между разъездами Вачлор («длинное озеро») и Ингу-Ягун дорога пересекает реку Тромъеган. На ее берегу стоит поселок Юбилейный, где жили рабочие мостоотряда № 29, построившие самый длинный мост на трассе. Тромъеган – правый приток Оби. Река очень извилистая, глубокая, длина ее 581 км. Дорога пересекает реку в 74 км от устья.

За мостом, с 26-го до 100-го км, дорога идет вдоль левого берега реки Ингу-Ягун, самого большого притока Тромъегана, его длина 250 км. Река мелкая, ширина летом около 80 м. В ее пойме много озер-стариц, проток, болот. В этих местах в названиях рек обычно присутствует «еган», «ягун», «юган». Все это на разных диалектах хантыйского языка обозначает одно- «река». Первая же часть названия описывает ее признаки: цвет воды, извилистость, наличие рыбы.

На 846-м км, возле берега реки Ингу-Ягун, находится станция Коголымская. Прежде здесь тысячелетиями шумела тайга. В мае 1976 года сюда прибыли первые строители- 13 человек. Жили в палатках, срубили временный поселок. Летом им помогали студенческие отряды из Харькова. Сюда можно было попасть только вертолетом, лишь позже построили взлетную полосу для АН-2.

По пути к станции Ноябрьская местность постепенно повышается. Приближаются Сибирские увалы. На 884-м км дорога пересекает реку Ортъягун в 52 км от ее истока. Длина реки 199 км, ширина 10-14 м, глубина летом около метра. Это приток Тромъегана. На 144-м км встречается река Айортъегун длиной всего 38 км, а на 162 км – река Айкаеган. Длина этой реки 162 км, ширина всего около10 м. Дорога пересекает ее в 33 км от истока, ниже она становится немного многоводнее и шире.

Летом 1923 года здесь прошла первая научная экспедиция, возглавляемая известным советским ученым- ботаником тоболяком Б.Н. Городковым. Лесные ненцы из рода пяков помогли Городкову и его спутникам спуститься к низовьям реки Пур. Экспедиция могла стереть одно из «белых пятен» на карте Тюменского Севера, описав не только природу, но и обычаи, особенности лесных ненцев, ранее почти неизвестных науке.

В 13 км от станции Ноябрьская дорога пересекает границу Ямало-Ненецкого автономного округа. Его площадь 768,8 тыс.кв.км, что равно сумме территорий Франции и Испании. С востока на запад округ протянулся на 1130 км, с севера на юг – на 1200 км. 9% округа покрыто лесами, 4% заболочено, 18% занимают реки и озера. Остальная территория представляет собой лесотундру и тундру. На их просторах пасется второе, после чукотского, оленье стадо страны – более 400 тысяч голов.

Пятьдесят лет назад в округе в основном занимались оленеводством, рыболовством, охотой. В 1962 году были открыты первые газовые месторождения. Выяснилось, что в заледенелой тундре находятся богатейшие в мире залежи газа. Сейчас построены газопроводы, по которым газ поступает в европейскую часть страны, на Урал, за границу.

Участок Западно-Сибирской низменности между средним течением Оби и Ледовитым океаном разделен на две части невысокой возвышенностью – Сибирскими Увалами. От Сургута дорога сначала поднимается на них. У станции Ноябрьская находится самая высокая точка трассы – 150 м над уровнем моря. Затем идет плавный спуск к Уренгою. Вдоль трассы – невысокие холмы, поднимающиеся на 20-30 метров над окружающей местностью. Расположены они беспорядочно и покрыты хвойным лесом. Часто встречаются почти чистые заросли березы, осины, других лиственных пород. Много речек, ручьев, озер. Берега их круты, обрывисты. До постройки дороги здесь не было постоянного населения, сюда приезжали охотиться на пушных зверей и боровую дичь. В районе Увалов проходит южная граница распространения мерзлоты в Тюменской области.

Станция Ноябрьская (956-й км) и разъезд Ханто (970-й км) расположены на Сибирских Увалах. Строители начали здесь работы зимой 1976 года. 20 мая 1978 года на Ноябрьскую пришел первый грузовой поезд, а в канун 1981 года – пассажирский. 28 апреля 1982 года поселку дан статус города. Построены школы, магазины, бани, столовые. Шефами города были украинские строители. Создано объединение «Ноябрьскнефтегаз» - первое в Ямало-Ненецком округе. Оно осваивало ближайшие Холмогорское, Карамовское, Суторминское, Муравленсковское, Тарасовское месторождения.

В поселке Ханто жили нефтяники, разрабатывающие Холмогорское месторождение, и рабочие, обслуживающие газопроводы с Уренгоя. Его окрестности очень красивы: холмы, хвойные леса, прозрачное таежное озеро Ханто. Летом 1981 года строители с Украины возвели в поселке первые пятиэтажные жилые дома, рассчитанные на суровые сибирские морозы. Их изготавливали домостроительные комбинаты Кременчуга, Купянска, а в Ханто строительно-монтажный поезд «Укртюменьжилстрой» собирает панели и ставит их на фундамент.

От Ноябрьской до города Новый Уренгой железная дорога проходит по территории Пуровского района ЯНАО. На пути к следующей станции – Ханымей (1034-й км) дорога пересекает несколько мелких речек: Хасаяха, Кагаяха и другие. Речки принадлежат бассейну Пура, берут начало на северном склоне Сибирских Увалов. Между разъездами Топумей и Чучуяха находится отметка, свидетельствующая о том, что до Тюмени ровно тысяча километров.

Станция Ханымей расположена на сухой песчаной гриве. 10 марта 1977 года сюда прилетел самолет и высадил первых рабочих. Мороз был под 40 градусов. Люди поставили палатку, столб с названием будущей станции и стали рубить временный поселок для будущих строителей дороги и станции. Сюда пробили зимник, по которому возили грузы.

Ханымей по-ненецки означает «жертвенное место». Когда-то ненцы-язычники совершали тут свои обряды, хоронили умерших, приносили в жертву деревянным божкам, установленным в избушке, пушнину, убитых зверей.

За Ханымеем дорога идет по высокой пойменной террасе слева от реки Вынгапур. Терраса сильно пересечена: в Вынгапур здесь впадает много речек, ручьев. Он начинается на Сибирских Увалах и впадает в реку Пякупур у станции Пурпе (1141 км). Длина реки около 300 км. Ее именем названо крупное газовое месторождение, откуда газ поступает на Южный Урал. После разъезда Пякупур (1124 км) дорога пересекает одноименную реку. Длина Пякипура около 400 км, течет он с Сибирских Увалов по сильно заболоченной местности и принимает в себя много притоков. В этой части Ямало-ненецкого округа живут лесные ненцы, или пяки, как они себя называют.

На месте будущей станции Пурпе (1141 км), расположенной у слияния рек Пякупура и Вынгапура, 23 февраля 1978 года в тайге высадили первый десант. Это были три комсомольца, которым поручалось приготовить площадку для вертолетов. Они оказались в 14 км от места назначения. Им пришлось пешком в мороз три дня добираться к Пурпе. Вначале жили в палатке. В марте по зимнику пришли первые автомобили с продуктами и строительными материалами. Поселок и дорогу на Тарко-Сале построили коллективы СМП-565, 522, 611.

Слева от Пурпе расположено Губкинское месторождение газа. В январе 1965 года на берегу реки Пякупур начали бурить скважину, а в феврале с глубины 770 метров из нее ударил фонтан газа и воспламенился. Только в конце августа удалось погасить факел. На его месте образовалось озеро диаметром более 560 м и глубиной более 30 метров. Оно соединяется с рекой узкой протокой.

До станции Тарко-Сале (1210 км) дорога проложена по левой береговой террасе Пякупура, пересекает реку Пурпе (1171 км) и несколько рек поменьше. Станция расположена на левом берегу реки, в 14 км от старого одноименного поселка городского типа, построенного на правом берегу. По-ненецки Тарко-Сале означает «поселение на мысу между рек». Действительно, поселок находится неподалеку от слияния рек Пякупур и Айваседапур. С 1965 года в этом поселке работает геологическая экспедиция.

Осенью 1976 года на месте будущей станции высадился с вертолета десант самого северного тогда СМП-565, которому предстояло строить поселок, прорубать просеку для железной дороги и ЛЭП. Позднее сюда прибыл коллектив СМП-522. В нескольких километрах ниже поселка Тарко-Сале от слияния рек Пякупур и Айваседапур образуется река Пур (по-ненецки «ржавая»), вдоль берега которой идет железная дорога дальше на север. Длина реки 389 км, ширина от 200 до 800 метров.

Станция Пур 1251 км) расположена между реками Тыдыотта («кедровая») и Ягенетта («илистая»). Обе реки имеют длину около 150 км и берут начало на западном водораздельном склоне Пура. Поймы рек залесены, преобладают темнохвойные леса из ели, кедра с небольшой примесью сосны, лиственницы, березы. Много места занимают торфяные болота, поросшие белым мохом- сфагнумом.

На левом берегу Пура построена станция Коротчаево (1332-й км). Она названа в честь Д.И. Коротчаева, начальника управления Тюменьстройпуть. Уже в 1981 году здесь жило около 13 тысяч человек. Рядом со станцией строится Уренгойская ГРЭС- энергетический центр Приполярной зоны Тюменской области. Она будет работать на газе и снабжать электроэнергией близлежащие газовые промыслы. На противоположном берегу Пура находится старый поселок Уренгой (по – ненецки – «обгорелый холм»).

27 декабря 1980 года на станцию Коротчаево пришел первый поезд. В этот день бригадир монтеров пути СМП-522 В. Молозин забил «серебряный костыль» на последнем звене. От Сургута строители шли сюда 4,5 года, уложив в насыпь дороги более 100 млн. куб. м грунта, преодолев почти 400 речек, ручьев.

В марте 1981 года строители начали отсыпку полотна дороги на запад, к станции Ягельная, где расположен город Новый Уренгой. От Коротчаево до Ягельной всего 75 км, но на этом отрезке пути 40 мостов и 6 разъездов. В этих местах в 60-е годы XIX века Ю.И. Кушелевский проводил поиск и разметку сухопутной дороги, по которой обозами возили графит из Восточной Сибири через север Тобольской губернии в Архангельск, а оттуда в Европу. Экспедиция организовал и субсидировал известный русский патриот Севера М.К. Сидоров. Дорога была разведана, обозначена вешками, по ней перевезли несколько сот пудов графита, но потом дело заглохло.

Знаменитый Уренгой геологи открыли в Приполярной тундре летом 1963 года. Бурение выявило на глубине 1148 метров газоносный слой большой мощности. Месторождение протянулось с юга на север на 180 км, с запада на восток – на 30-40 км. Оно «многоэтажное», то есть имеет несколько продуктивных пластов: верхние дают газ, нижние- газ с конденсатом. Встречается также небольшое количество нефти. Газ Уренгоя с апреля 1978 года используется в народном хозяйстве, однако изучение уникального месторождения продолжается. Здесь находится главный газовый промысел страны.

Город Новый Уренгой вырос рядом с месторождением. В его окрестностях - заболоченная, поросшая редким елово-лиственничным и березовым лесом равнина. По ней протекает небольшая речка Ево-Яха («безродная»). В 60 км от города проходит Северный Полярный круг.

Зимой 1974 года сюда пробились первые строители. Они приехали на санно-тракторном поезде с жилыми вагончиками (балками), оборудованием, запасом продовольствия. Через четыре года в тундре поднялась первая установка комплексной подготовки газа – большой завод для осушки и очистки газа. Вскоре голубое топливо Уренгоя было подано на Урал. 16 июля 1980 года Новый Уренгой стал городом (вначале его называли поселком Ягельным). В это время тут жило несколько тысяч человек.

В мае 1982 года к Новому Уренгою пришла железная дорога, надежно связавшая его с Большой землей. По ней началось рабочее движение грузовых поездов.

В настоящее время из Тюмени до Нового Уренгоя можно добраться на пяти поездах, курсирующих ежедневно, время в пути 1 сутки 6 часов. Расписание здесь

Использован материал из «Путеводителя по Тюменской области», А. С. Иваненко, Свердловск, 1984 г.

скачать dle 12.1



Похожие публикации

Обсуждения

  1. Почему в этой статье ничего не указано что основные работы в строительстве этой дороги выполняли воины 19 железнодорожной бригады ? В этой бригаде в 1966-1968 годах служил и я начальником 50 тонного крана на железнодорожном ходу и принимал участие по укладке небольших мостовых пролетов а также погрузочно-разгрузочные работы . 

    1. Уважаемый Роман. Потому что это статья из «Путеводителя по Тюменской области», А.С. Иваненко, Свердловск, 1984 г., где о роли 19 ждбр не сказано. Если Вы пришлете нам свои воспоминания о строительстве железной дороги, мы их опубликуем. 

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (23)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.