Трудный год Ялуторовска
Опубликовал: zampolit, 24-01-2017, 20:27, Путешествие в историю, 1 213, 0
Трудным и героическим был в России год 1920-й. Но наступил еще более сложный и трагический 1921 год, который В.И. Ленин назвал «годом неслыханной тяжести».
Трудностями послевоенного времени воспользовались враги Советской власти. В Сибири еще были сильны кулацкие элементы, которые составляли 15 процентов всех крестьянских хозяйств. В Западной Сибири оставалось больше 35 тысяч колчаковцев, главным образом офицеров. Кроме того, здесь осели уцелевшие представители соглашательских и контрреволюционных партий (эсеры, меньшевики, кадеты и даже октябристы-монархисты). Эсеровский ЦК, готовил свержение Советов. Летом 1920 года эсеры создали в Омске «Сибирский крестьянский союз» - организационный центр контрреволюции, который имел свои отделения в губернских городах, в уездах, волостях («десятки») и деревнях («пятерки»).
«Сибирский крестьянский союз» стал центром и для контрреволюционных офицерских организации. Эсеры и кулаки, пролезшие в Советы и продорганы, извращали политику Советской власти в деревне, толкали работников продовольственных и партийных органов на перегибы и ошибки, сеяли недовольство среди крестьян.
В конце января 1921 года в Ишимском уезде начался кулацко-эсеровский антисоветский мятеж, который к середине февраля распространился на все уезды Тюменской губернии.
Чтоб скрыть свои истинные намерения и придать мятежу массовый характер, эсеровские идеологи выбросили лозунг «За Советы без коммунистов». Бандиты расправлялись с коммунистами и сочувствующими, с работниками Советов и продотрядов, убивали, вешали и грабили, громили Советы, школы, мастерские, артели, коммуны.
6 февраля в Ялуторовск привезли тридцать трупов коммунистов: у всех были выколоты глаза, отрезаны уши или носы, переломаны кости, а в распоротые животы набито сено. В некоторых трупах были найдены листки со словами: «Разверстка полностью выполнена».
Тюменским чекистам удалось предотвратить контрреволюционный переворот в Тюмени. Не решились бандиты и на захват Ялуторовска, остановившись у моста через Тобол. Кулацкое войско двинулось на север и 21 марта захватило Тобольск, где эсеры провозгласили создание нового «государства» — «Тобольской федерации».
В Ялуторовске в первые же дни мятежа был создан штаб по борьбе с мятежниками. Из коммунистов и комсомольцев создавались отряды, уходившие на войну с кулацкими бандами. Отряды эти были слабо вооружены, но сражались не на жизнь, а на смерть. Большевики были самыми стойкими бойцами при
В селе Ингалинка, откуда начался мятеж в уезде, кулаки до полусмерти избили учительницу коммунистку Бородину. Но она, очнувшись, нашла в себе силы проползти к пулеметам мятежников, вынула замки и бросила их в реку. Бородину замучили до смерти, но она так и не сказала, куда дела замки.
Героически сражались с бандами члены коммуны «Красная звезда» во главе с председателем Я. Заворотчевым. Коммунары вырыли окопы с ходами сообщения к избам, соорудили блиндажи и не раз отбивали в несколько раз превосходящие силы кулацких отрядов.
Из города на борьбу с мятежниками отправились 6-я Коммунистическая рота, 188-й кавалерийский полк и 1-й Коммунистический эскадрон. С Урала и из Центральной России спешили на помощь красноармейские части.
К концу февраля первая вспышка мятежа в Ялуторовском уезде была подавлена, некоторые воинские части вернулись к местам дислокации. В волостях вновь создавались ревкомы. В середине марта в уезде подняли головы кулаки, но на этот раз были тут же разгромлены. Разрозненные банды еще несколько месяцев продолжали налетать на отдельные деревни, убивать активистов, мешали нормальной жизни. Для борьбы с ними на местах были созданы отряды самообороны и особого назначения. В марте кулацко-эсеровские главари уже потеряли поддержку середняка. Крестьяне убедились, что их сила в неразрывной связи с рабочим классом.
Огромную роль в повороте середняка к Советской власти сыграли решения X съезда партии, состоявшегося в марте 1921 года.
В разгар борьбы с мятежом в Сибири В. И. Ленин на X съезде РКП (б) говорил: «Эта мелкобуржуазная контрреволюция, несомненно, более опасна, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые, потому что мы имеем дело со страной, где пролетариат составляет меньшинство... в которой разорение обнаружилось на крестьянской собственности, а кроме того, мы имеем еще такую вещь, как демобилизация армии, давшая повстанческий элемент в невероятном количестве».
Съезд партии принял по предложению вождя решение о замене продразверстки натуральным продовольственным налогом и о переходе от политики военного коммунизма к новой экономической политике.
После решений X съезда крестьяне и все трудящиеся увидели, что Советская власть и партия большевиков — единственные защитники подлинных интересов трудового народа.
Навсегда остался в памяти народа 1921 год - год суровой борьбы за будущее. Свидетельство этой памяти — обелиск на площади имени Ленина в Ялуторовске. Здесь похоронены коммунисты, погибшие во время мятежа. Обелиск стоит и на городском кладбище, где в братской могиле лежат 66 партийных и советских работников города и уезда. Около ста комсомольцев уезда стали жертвами бандитского восстания, в том числе пали смертью храбрых секретарь городской комсомольской организации Виктор Бахтияров, Ваня Хлюстов, Яша Исаков, учительница Е.И. Миролюбова, именем которой названа деревня, в которой она учительствовала. Эти славные бойцы партии и комсомола погибли за правое дело, за сегодняшний день.