Улица Госпаровская - в честь национализации пароходства
Опубликовал: lomsecret, 8-11-2014, 09:33, Улицы Тюмени, 5 272, 1
Вид на улицу Госпаровскую и Профсоюзный мост (20 марта 2019 г.)
Такие названия улиц, как Пароходская, Пристанская, Госпаровская, Причальная, Водников, связаны с появлением в Тюмени пароходства.
Иртышский бассейн был центром освоения Сибири, а родиной сибирского судоходства – город Тюмень. Почти до конца XIX века речное пароходство в Западной Сибири оставалось наиболее выгодным и надежным видом транспорта в летние месяцы. Из Тюмени можно было везти грузы по Туре, Тоболу и Иртышу почти до китайской границы, а по Оби и ее притокам – до Томска, Новониколаевска, к рубежам Восточной Сибири, до самого Полярного круга. По водным путям отправлялись в глубь Сибири тысячи переселенцев и ссыльных.
На реке Туре появилось несколько судоремонтных и судосборочных верфей. В 1834 году начал работать Тюменский судостроительный завод, а в 1838-1840 годах построены первые в Сибири пароходы. Пристань Тюмень была организована в 1843 году.
Роль речного транспорта с приходом первых паровых судов стала еще значительнее. На берегах Туры строятся новые верфи, со стапелей которых сходят пароходы и деревянные баржи. А в 1880-1884 годах в Тюмень пришла железная дорога из Екатеринбурга. Выход железной дороги к берегам Туры дал новый толчок развитию тюменской пристани: строятся дополнительные береговые каменные склады, так как поток грузов резко возрос. Получают развитие пассажирские перевозки на баржах и пароходах. К 1913 году Тюменская судоверфь построила уже 135 судов. К этому времени пристань имела кирпичные склады с железнодорожными подъездными путями.
Работающим на пристани рабочим жилось нелегко. Основная масса грузчиков ютилась в ночлежных домах, либо на причалах и баржах. Средняя месячная зарплата грузчиков была мизерной – 10-12 рублей. В мае 1905 года грузчики пристани впервые предъявили пароходовладельцам требования о сокращении рабочего дня. Администрация боялась решительных действий рабочих и пошла на уступки. Рабочий день был сокращен с 14 до 11 часов.
Однако положение пристанских рабочих оставалось тяжелым. Снова начались волнения, забастовки. Теперь уже около трех тысяч пристанских рабочих требовали повышения заработной платы и сокращения рабочего дня. Тобольский губернатор попытался расправиться с рабочими с помощью военного гарнизона, но бастующим все-таки удалось добиться 9- часового рабочего дня.
Большевики работали в подполье. Это создавало необходимость иметь конспиративные квартиры. Как раз такая квартира находилась на улице Пароходской, 30. Мемориальная доска на фасаде напоминает о том, что здесь в 1905-1909 годах находилась конспиративная квартира Тюменской организации РСДРП.
С 10 сентября 1908 года Тюменский комитет РСДРП начал издавать газету «Тюменский рабочий». Когда Уральский областной комитет РСДРП из-за больших провалов вынужден был прекратить издание своих газет, «Тюменский рабочий» получил значение межобластного партийного органа. Кроме Тюмени газета распространялась в Тобольске, Екатеринбурге, Вятке, Вологде и других городах России. Подпольная типография, где печаталась газета, находилась на улице Пароходской, 4. (дом не сохранился, на этом месте 14-этажное жилое здание). В создании типографии большую роль сыграл рабочий речного порта И.В. Голомидов, который, соблюдая условия конспирации, сделал шесть поездок в Екатеринбург, сумел перевезти 50 килограммов шрифта и наладить связь с ушедшими в глубокое подполье представителями Екатеринбургской парторганизации. Редактором газеты «Тюменский рабочий» был сосланный под надзор полиции в Тюмень, Арон Александрович Сольц (1872-1940).
В январе 1909 года большевистское подполье было обнаружено, и 6 февраля типография была закрыта. Но не смотря на аресты и ликвидацию типографии Тюменская партийная организация продолжала свою деятельность.
Дом Плотниковых на Госпаровской (7 января 2025 г.)
Первая мировая война привела к резкому сокращению речных перевозок. Многие рабочие пристани оказались безработными. Опять начались забастовки. 30 марта 1916 года 119 рабочих Западно-Сибирского пароходства не вышли на работу. Они требовали повысить им месячное жалование, которое было нищенским. Небольших уступок со стороны администрации удалось достичь.
В 1917 году речники были в первых рядах борцов за установление Советской власти в Сибири, принимали активное участие в борьбе с иностранной интервенцией и колчаковщиной. Навсегда в памяти речников останется подвиг команды парохода «Иртыш», которая 23 августа 1919 года восстала против колчаковцев и перешла на сторону Красной Армии.
Рабочие – водники и служащие речного транспорта Тюмени национализировали флот, заводы, склады у купцов Плотниковых. Пароходство стало государственным. Поэтому улицу Новозагородную переименовали в Госпаровскую (государственное пароходство).
После восстановления Советской власти требовалось восстановить флот. В марте 1920 года в Москве состоялся III Всероссийский съезд работников водного транспорта, где присутствовали делегаты от речников Сибири. В навигацию 1920 года, благодаря самоотверженному труду водников, большинство судов вовремя вышло в рейс.
Речники Обь-Иртышья вписали славные страницы в летопись Карских экспедиций, которые были организованы Советским правительством для того, чтобы снабдить сибирским хлебом рабочих и красноармейцев Севера, освоить Северный морской путь, обеспечив выход сибирской продукции на мировой рынок, и тем самым ускорить в Сибири возрождение сельского, а также промыслового хозяйства.
В годы Великой Отечественной войны речники включились во всенародное дело разгрома врага. Интенсивно работал в военное время и водный транспорт. Речники перевозили людей и предприятия эвакуированные из западных областей страны, доставляли на призывные пункты тысячи мобилизованных в действующую армию бойцов. Флот бесперебойно доставлял на Крайний Север товары, оттуда вывозили рыбу, лес, пушнину, мясо, дрова. Речникам приходилось самим заготавливать топливо для пароходов. Не хватало специалистов, квалифицированных мастеров. В навигацию 1942 года многие речники пришли на суда вместе с семьями.
Пояснительная табличка (7 января 2025 г.)
Водники- тюменцы провели Северным морским путем речные суда из Печоры в Обь. Караван судов шел сначала по Баренцеву морю, где рыскали немецкие подводные лодки. За этот трудовой подвиг большая группа речников была отмечена правительственными наградами.
В 50-70-х годах XX века на обширных пространствах между Уралом и Енисеем в широком масштабе начались геологоразведочные работы. Трубы, буровые станки, цемент, стройматериалы можно было завозить только по воде. И это взял на себя водный транспорт. За короткий срок коллектив судостроительного завода освоил производство нефтеналивных барж, а судоремонтники переоборудовали и подготовили к навигации пароходы.
В 1982 году было создано ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» (ОАО «ОИРП»). Необходимость создания предприятия была вызвана активным освоением недр Тюменской области и, как следствие, возрастающим объемом грузоперевозок. Суда доставляли добываемую на месторождениях региона нефть танкерами и нефтеналивными баржами на Омский нефтеперерабатывающий завод, а строительные грузы для сооружения нефте и газопроводов на север региона.
В настоящее время улица Госпаровская начинается от улицы Пристанской пересекает Профсоюзную и заканчивается частными одноэтажными домами 44 и 47 у Загородного сада. Основной достопримечательностью улицы является памятный знак «Пристань императора».
Есть на улице и место для отдыха – дом торжеств «Александровский сад», Госпаровская 13 а, в здании 2, корпус 1, строение 4 можно купить мототехнику, здесь работает салон- магазин «Полярная звезда».