шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Путешествие в историю » Тюменский (Жабынский) судостроительный завод

Тюменский (Жабынский) судостроительный завод

Автор: zampolit
28-02-2017, 17:30
Тюменский (Жабынский) судостроительный завод

Иван Иванович Игнатов (1833-1915 гг.), купец 1-й гильдии, приехал в Тюмень в начале 60-х годов XIX века со своими капиталами в надежде дать им достойное применение и приращение. Он происходил из купцов тульского города Белева, занимался торговлей в Нижнем Новгороде. В Тюмени Игнатов построил на окраине пригородной деревни Мысовской в компании с И.С. Колчиным судостроительный завод, называвшийся Жабынским.

1890 год стал в Тюмени годом начала новой эры - электрической. Купец Иван Иванович Игнатов на своем заводе в д. Мысовской под Тюменью построил первый электрический генератор постоянного тока и осветил невиданным светом цеха судостроительного завода, здание заводского училища, стапели, квартиры своих служащих. В 1893 г. И. И. Игнатов устроил освещение Тюменской пристани от электростанции возле своего дома на улице Новозагородной (Госпаровской). Сделано было освещение и в Ильинской церкви, прихожанином которой был Иван Иванович. Электростанция работала от парового двигателя. В 1891 г. электричество осветило пароходы И. И. Игнатова, ходившие по рекам Сибири. При заводе было училище для обучения молодых рабочих разным заводским специальностям. Вскоре компаньоном И.И. Игнатова стал родственник Колчина У.С. Курбатов.

Первый пароход мощностью 30 лошадиных сил был построен Паклевским и Мясниковым. Этот опыт оказался неудачным, и в 1844 году появился новый пароход «Основа». «Основа» заложила основу судостроению и судоходству в Сибири, начала историю покорения сибирских рек. Через 10 лет Хаминов и Марьин построили железный пароход «Ермак» мощностью 10 лошадиных сил, а в 1855 году - восьмидесятисильный «Иртыш». С начала 1860-х годов тюменское пароходство стало быстро набирать силу. Если в 1863 году один из промышленников англичанин Гуллет производил лишь сборку «машинных частей, пароходных корпусов и прочих металлических частей, готовившихся в Екатеринбурге и на уральских заводах», то вскоре он начал самостоятельно строить суда, баржи, паровые машины и даже мельницы, оборудование для винокуренных заводов и золотых приисков.

На верфи Игнатова построили в 1886 г. пароход «Святитель Николай», переданный на реку Енисей. При Советской власти он стал реликвией коммунистов: оказывается, на нем 30 апреля 1897 г. В.И. Ленин выехал из Красноярска в ссылку в село Шушенское под Минусинском. Судно это было отреставрировано и поставлено на вечную стоянку на пристани Скит, на него водили экскурсантов.

И.И. Игнатова в шутку называли «королем сибирских рек». В 1893 г. пароходство имело 17 судов. На заводе Игнатова изготовлялись также баржи, катера, шхуны, землечерпалки для углубления фарватеров рек, паровые машины, котлы, оборудование по заказам для мельниц, железных дорог, машиностроительных заводов и многое другое. На свой завод Игнатов приглашал из европейской России знающих инженеров и других специалистов. К 1915 году на Мысу построили 115 пароходов. Многие из них работали на реках Западной Сибири в товаропассажирском пароходстве товарищества Курбатова и Игнатова.

И.И. Игнатов был родным дядей со стороны матери известному писателю Михаилу Михайловичу Пришвину (1873-1954 гг.). Когда Михаила выгнали из Елецкой гимназии с «волчьим билетом» за «дерзость с учителем», дядя взял его в Тюмень, устроил в реальное училище, хотя «волчий билет» лишал юношу права на дальнейшее обучение в гимназиях России. Михаил жил в домах дяди и учился в училище в 1889-1892 гг. Холостой Иван Иванович пытался уговорить племянника остаться в Тюмени с перспективой получить в наследство дядино дело, но Михаил был весьма самолюбив, не очень уживчив с дядей; он отказался от заманчивой перспективы и уехал в европейскую Россию после окончания училища «достигать» сам своей судьбы.

И.И. Игнатов в начале XX века передал завод на Мысу в аренду своему новому совладельцу Ф.Е Ятесу, в 1912 г. уехал на родину в Тулу, где и умер в 1915 г. в возрасте 82 лет. По сибирским рекам еще долго плавал пассажирский пароход «Иван Игнатов», названный Ф. Е. Ятесом в память о компаньоне.

Общая численность судостроительных и судоремонтных рабочих к концу столетия в Тюмени достигала двух тысяч. В городе было восемь судостроительных и ремонтных заводов и верфей.

Источник: http://school91.tyumen-edu.ru/creat/proekt/zubareva_romanov/history.html

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье