Улица Пароходская - в честь первого в Сибири пароходства.
Такие названия улиц, как Пароходская, Пристанская, Госпаровская, Причальная, Водников, связаны с появлением в Тюмени пароходства.
Протокол № 33 от 17.10.1940 г. утвердил Решение Исполнительного Комитета городского Совета депутатов трудящихся о присвоении одной из улиц Тюмени названия – Пароходская.
Тюмень - родина сибирского пароходства. До конца XIX века речное пароходство в Западной Сибири оставалось наиболее выгодным и надежным видом транспорта в летние месяцы. Из Тюмени можно было везти грузы по Туре, Тоболу и Иртышу почти до китайской границы, а по Оби и ее притокам — до Томска, Новониколаевска, к рубежам Восточной Сибири, до самого Полярного круга. По водным путям отправлялись в глубь Сибири тысячи переселенцев и ссыльных.
Для обеспечения пароходства на Туре появилось несколько судоремонтных и судосборочных верфей. В 1834 году начал работать Тюменский судостроительный завод, а в 1838–1840 годах были построены первые в Сибири пароходы. Пристань Тюмень была создана в 1843 году.
Роль речного транспорта с приходом первых паровых судов стала еще значительнее. На берегах Туры построены новые верфи, со стапелей которых сходят пароходы и деревянные баржи. А в 1880–1884 годах в Тюмень пришла железная дорога из Екатеринбурга. Выход железной дороги к берегам Туры дал новый толчок развитию тюменской пристани: были построены дополнительные береговые каменные склады, для размещения грузов. Получили развитие пассажирские перевозки на баржах и пароходах. К 1913 году Тюменская судоверфь построила 135 судов. К этому времени пристань имела кирпичные склады с железнодорожными подъездными путями.
Работающим на пристани рабочим жилось трудно. Основная масса грузчиков ютилась в ночлежных домах либо на причалах и баржах. Средняя месячная зарплата грузчиков была — 10–12 рублей. В мае 1905 года грузчики пристани впервые предъявили пароходовладельцам требования о сокращении рабочего дня. Администрация боялась решительных действий рабочих и пошла на уступки. Рабочий день был сокращен с 14 до 11 часов.
Однако положение пристанских рабочих оставалось тяжелым. Снова начались волнения, забастовки. Теперь уже около трех тысяч пристанских рабочих требовали повышения заработной платы и сокращения рабочего дня. Тобольский губернатор попытался расправиться с рабочими с помощью военного гарнизона, но бастующим все-таки удалось добиться 9-часового рабочего дня.
Представители большевистской партии работали в подполье. Это создавало необходимость иметь конспиративные квартиры. Одна из таких квартир находилась на улице Пароходской, 30. Мемориальная доска на фасаде напоминает о том, что здесь в 1905–1909 годах находилась конспиративная квартира Тюменской организации РСДРП.
С 10 сентября 1908 года Тюменский комитет РСДРП начал издавать газету «Тюменский рабочий». Когда Уральский областной комитет РСДРП из-за больших провалов вынужден был прекратить издание своих газет, «Тюменский рабочий» получил значение межобластного партийного органа. Кроме Тюмени газета распространялась в Тобольске, Екатеринбурге, Вятке, Вологде и других городах России. Подпольная типография, где печаталась газета, находилась на улице Пароходской, 4. В создании типографии большую роль сыграл рабочий речного порта большевик И.В. Голомидов, который, соблюдая условия конспирации, сделал шесть поездок в Екатеринбург, сумел перевезти 50 килограммов шрифта и наладить связь с ушедшими в глубокое подполье представителями Екатеринбургской парторганизации. Редактором газеты «Тюменский рабочий» был профессиональный партийный работник, сосланный под надзор полиции в Тюмень, Арон Александрович Сольц (1872–1940). Газета «Пролетарий», выходившая за границей под руководством В. И. Ленина, давала высокую оценку газете «Тюменский рабочий».
В январе 1909 года жандармам с помощью провокатора удалось нащупать тюменское подполье, и 6 февраля типография была закрыта. Но, несмотря на аресты и ликвидацию типографии, Тюменская партийная организация продолжала свою деятельность.
Первая мировая война огромной тяжестью легла на плечи трудящихся города, в том числе и речников. Она привела к резкому сокращению речных перевозок. Многие рабочие пристани оказались безработными. Опять начались забастовки. 30 марта 1916 года 119 рабочих Западно-Сибирского пароходства не вышли на работу. Они требовали повысить им месячное жалованье. Полиция жестоко расправилась с забастовщиками, но и на этот раз рабочие добились небольших уступок.
В 1917 году речники были в первых рядах борцов за установление Советской власти в Сибири, принимали активное участие в борьбе с иностранной интервенцией и колчаковщиной. Навсегда в памяти речников останется отважный подвиг команды парохода «Иртыш», которая 23 августа 1919 года восстала против колчаковцев и перешла на сторону Красной Армии.
Рабочие-водники и служащие речного транспорта Тюмени национализировали флот, заводы, склады у купцов Плотниковых. Пароходство стало государственным. Так и назвали Новозагородную улицу — Госпаровская.
После изгнания белогвардейцев требовалось как можно быстрее восстановить флот. В марте 1920 года в Москве состоялся III Всероссийский съезд работников водного транспорта, где присутствовали делегаты от речников Сибири. На съезде выступал В. И. Ленин. «На теперешнюю водную кампанию, — сказал он, — вся республика, вся Советская власть, все существование рабоче-крестьянской власти возлагают задачи исключительной, величайшей важности. Нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты, надо остановить эту разруху… Водный транспорт должен сделать… дело героическое».
В навигацию 1920 года, благодаря самоотверженному труду водников, большинство судов вовремя вышло в рейс.
Много было врагов у молодой Страны Советов, но самым страшным был голод. Советская Республика предпринимала героические усилия по обеспечению трудящихся хлебом. Обеспечение хлебом голодающего пролетариата России во многом зависело от Сибири, где имелись излишки хлеба. Доставка его всецело легла на рабочих железнодорожного и водного транспорта.
Речники Обь-Иртышья вписали славные страницы в летопись Карских экспедиций, которые были организованы Советским правительством для того, чтобы снабдить сибирским хлебом рабочих и красноармейцев Севера, освоить Северный морской путь, обеспечив выход сибирской продукции на мировой рынок, и тем самым ускорить в Сибири возрождение сельского, а также промыслового хозяйства.
В годы Великой Отечественной войны речники включились во всенародное дело разгрома врага. Интенсивно работал в военное время и водный транспорт. Речники Обь-Иртышского бассейна перевезли немало людей и предприятий, эвакуированных из западных областей страны, а также доставили на призывные пункты тысячи мобилизованных в действующую армию бойцов. Флот бесперебойно доставлял на Крайний Север товары, оттуда вывозили рыбу, лес, пушнину, мясо, дрова. Речникам приходилось самим заготавливать топливо для пароходов. Не хватало специалистов, квалифицированных мастеров. В навигацию 1942 года многие речники пришли на суда вместе с семьями.
Водники-тюменцы в грозные годы войны выполнили государственное задание особой важности. Им было поручено провести Северным морским путем речные суда из Печоры в Обь. Караван судов шел сначала по Баренцеву морю, где еще рыскали немецко-фашистские подводные лодки. За этот трудовой подвиг большая группа речников была отмечена высокими правительственными наградами.
Окончилась война. На речников Обь-Иртышья легли новые заботы, мирные. В послевоенные пятилетки работники водного транспорта перевыполняли план перевозок, развернули большие работы по реконструкции предприятий и портов.
В 1950-60-х годах на обширных пространствах между Уралом и Енисеем в широком масштабе начались геологоразведочные работы. Трубы, буровые станки, цемент, стройматериалы можно было на первых порах завозить только по воде. И это взял на себя водный транспорт. За короткий срок коллектив судостроительного завода освоил производство нефтеналивных барж, а судоремонтники переоборудовали и подготовили к навигации пароходы.
Улица Пароходская начинается от улицы Свердлова, в доме № 1, построенного в 2017 году, находится ЖК «Тихая пристань» с фотостудией и салоном красоты, на противоположной стороне улицы в 2012 году построен 14 – этажный жилой дом № 4 с различными организациями и учреждениями на первом этаже. Далее идут частные одно и двухэтажные дома, в одном из них № 11 находится Академия семейного благополучия. В большом здании № 27 расположен один из корпусов Государственной Академии Культуры и Искусств. В конце улицы у оврага с гаражами ГСК стоит 8-этажный бизнес-центр «Адмирал».