Спаренные башни на станции Вагай
Спаренные водонапорные башни из красного кирпича на станции Вагай имеют оригинальное решение по типу башни - «двойки». По мнению В.И. Копылова, изучавшего старые гидротехнические сооружения в регионе, первоначально была выстроена одна башня, однако вскоре объем ее резервуара стал недостаточен для своевременной заправки водой паровозных тендеров, следствии чего и появилась идея постройки второй.
Поставленные почти вплотную друг к другу башни представляют собой столпообразные цилиндрические сооружения, соединенные коротким кирпичным переходом. Обладая одинаковой архитектурой, они различаются между собой в деталях. Так, срединная часть более низкой башни разделена на два яруса, а более высокая имеет цельное тело и контрастно убывающие три яруса окон. Эти различия обогащают общую композицию башен. Расширенные в основании нижние ярусы обработаны рустом и крупными арочными окнами.
Интересны башни изнутри. В пристрое насосной находится цилиндрический котел 1950-х годов. Остальное оборудование сделано в 1910-х годах. Внутри одной из башен в стене смонтирована изящная металлическая винтовая лестница. Весь объем другой башни занимает огромный железный резервуар для воды, изготовленный в характерной для того времени технологии клепки и чеканки крупногабаритных металлических емкостей. Весь сохранившейся комплекс оборудования представляет интерес в историческом аспекте. На пристрое к башням сохранилась надпись "Слава Великому Сталину !"
Вплоть до 60-х годов XX века поезда двигались на паровозной тяге. Бак, расположенный в прицепе паровоза — тендере, необходимо периодически заправлять водой. На Тюмень-Омской линии было решено устраивать водоснабжение на 9 станциях. В результате прогоны локомотивов без дозаправки увеличивались до 80 верст (самый длинный — между станциями Ишим и Голышманово). Поэтому на новую дорогу постановили поставлять паровозы с четырехосным тендером, бак которого вмещал до 800 куб. футов (около 22 кубометров) воды против привычных 400?500 куб. футов.
Башни строились на расстояниях соответственно этим требованиям. На Тюмень-Омской линии было возведено 5 водоемных зданий на два бака (на станциях Ялуторовск, Вагай, Голышманово, Ишим, Называевская) и 5 башен пониже, с одним баком (на станциях Богандинская, Маслянская, Мангут, Драгунская, Любинская). Заправка тендерных баков осуществлялась через гидравлические краны (гидроколонки). Они выполнялись из чугуна, имели художественные узоры.
Адрес: Вокзальная улица д. 12, село Вагай, Омутинский район, Тюменская область. Координаты: 56.474588, 67.310466