Феликс Дзержинский - паровоз в Тюмени
Клуб Ильича разобрали в 1976 году, когда был построен новый Дворец Культуры Железнодорожников, а привокзальную площадь реконструировали. Дворец был открыт 30 декабря 1975 года, а после Нового года в него переехала администрация клуба имени Ильича.
Коробка здания была сооружена по типовому проекту, а фасады и интерьеры создавались по индивидуальному проекту (архитекторы С.П. Заварихин, Б.А. Жученко, инженер П. Беленький). В окончательном виде фасад получил более крупномасштабное архитектурное решение, объединяющее его со зданием вокзала.
С 1967 года в здании работает Музей железнодорожников. Липовый парк возле клуба имени Ильича посадили еще 20 мая 1936 года. К 400-летию Тюмени, в 1986 году городские власти назвали его сквером имени Семена Пацко – в честь партийного секретаря станции Тюмень, секретаря горкома КПСС.
В первые годы существования Тюменского железнодорожного узла движение поездов осуществлялось с помощью паровозов серии «О» - железнодорожники прозвали их «овечками». Паровые машины серии «ФД» стали легендарными: они прошли всю войну, верой и правдой служили и после, в мирное время. Именно такой паровоз в далеком 1941 году перевез из Москвы в Тюмень тело Ленина на сохранение, которое позже было возвращено в Москву.
В первую поездку до станции Вагай отправился машинист А.И. Козлов. Вернулся, а паровозники-машинисты сразу к нему: что да как, каков в работе новичок? Козлов показал им большой палец поднятой руки, серьезно сказал: «Машина – что надо! Весовая норма состава три с половиной тысячи тонн для этого трудяги далеко не предел!»
В начале 1942 года в депо организовали переподготовку машинистов для управления новой серией локомотивов, так как эти мощные паровозы все чаще и чаще начали поступать на Тюменское отделение. Для «первенца» -фронтовика № 3031 была скомплектована комсомольская бригада во главе со старшим машинистом Михаилом Ковязиным. Михаил с молодыми помощниками на «Феликсе Дзержинском» водил грузовые поезда почти всю войну. За отличное техническое состояние паровоза, которое поддерживалось руками членов бригады, за безаварийную работу машинист Ковязин и его товарищи не единожды были отмечены наградами, денежными премиями как руководством управления Свердловской дороги, так и Тюменского отделения, и администрацией депо.
О других паровозах и историями с ними связанными мы рассказывали на страницах сайта: в Называевске стоит паровоз Л-1080, построенный Брянским заводом в 1948 году; в Кургане - паровоз ФД- 20, который был изготовлен в 1939 году на Ворошиловградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции.
В Музейном комплексе «Боевая слава Урала» можно встретить советский паровоз Эм № 716-66; под номером Еа-2408 в этот музей отправлен паровоз Еа-2780. Настоящий Еа-2408 оставлен под номером Еа-2780. Завод-изготовитель: American Locomotive Company (Скенектади), построен в 1944 году.
Несколько уникальных паровозов находятся на площадке музея имени Сахарова в Тольятти, один из них паровоз Еа под номером 2441, он создан в 1944 году American Locomotive Company на заводе в Baldwin;
один из паровозов серии Эр с заводским номером 5818 стоит рядом. Он был выпущен в 1948 году локомотиво- машиностроительным завод MАVAG в Венгрии. В 1990 годах находился на базе запаса в Кротовке. Его номер Эр764-68, в музее он значится под номером Эр-170665; немецкий паровоз серии 52 ТЭс заводским номером 4844 был построен в 1943 году на заводе «Борзиг» в Германии; паровоз «Лебедянка» с номером Л-0549 был построен в 1949 году на Коломенском паровозостроительном заводе имени Куйбышева; один из сохранившихся паровозов «Серго Орджоникидзе» с номером CO17 - 1765; Эр-170665 (Эр764-68) заводской номер 5818, в 1990-х годах находился на базе запаса Кротовка, тендер паровоза № 3343, 1948 года.
Паровоз серии «Эу» образца 1912 года (заводской № 680-96), экспонируемый в Центральном музее Великой Отечественной войны, построен в 1928 году на Коломенском паровозостроительном заводе, а его тендер (заводской № Э-4017) – в 1929 году.
В Забайкальской Борзе до августа 2012 года по железнодорожным путям станции бегал паровоз Л-0945, пока его не списали. Он был построен Коломенским заводом в 1950 году и был приписан к Забайкальской железной дороге ТЧЭ-13 Борзя. На станции он выполнял роль подвижной мойки – водой мыли вагоны; узкоколейный паровоз КП4 – 459 стоит на территории депо станции Борзя.