Топ-100

Феликс Дзержинский - паровоз в Тюмени

Опубликовал: lomsecret, 25-04-2014, 16:59, Памятники путешественника, 5 510, 1


Дворец Культуры Железнодорожников, расположен на улице Первомайской, дом 55. Еще в 1923 году недалеко от вокзала построили клуб для железнодорожников. После смерти В.И. Ленина, в 1924 году его стали называть клубом имени Ильича.


Клуб Ильича разобрали в 1976 году, когда был построен новый Дворец Культуры Железнодорожников, а привокзальную площадь реконструировали. Дворец был открыт 30 декабря 1975 года, а после Нового года в него переехала администрация клуба имени Ильича.

Коробка здания была сооружена по типовому проекту, а фасады и интерьеры создавались по индивидуальному проекту (архитекторы С.П. Заварихин, Б.А. Жученко, инженер П. Беленький). В окончательном виде фасад получил более крупномасштабное архитектурное решение, объединяющее его со зданием вокзала. С 1967 года в здании работает Музей железнодорожников. Липовый парк возле клуба имени Ильича посадили еще 20 мая 1936 года. К 400-летию Тюмени, в 1986 году городские власти назвали его сквером имени Семена Пацко – в честь партийного секретаря станции Тюмень, секретаря горкома КПСС.


Слева от ДК железнодорожников в июле 1987 года был установлен паровоз ФД21-3031 в память о боевом и трудовом героизме тюменских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны и в честь 100-летия локомотивного депо. В первые годы существования Тюменского железнодорожного узла движение поездов осуществлялось с помощью паровозов серии «О» - железнодорожники прозвали их «овечками». Паровые машины серии «ФД» стали легендарными: они прошли всю войну, верой и правдой служили и после, в мирное время. Именно такой паровоз в далеком 1941 году перевез из Москвы в Тюмень тело Ленина на сохранение, которое позже было возвращено в Москву.


Этот паровоз ФД пригнали с Октябрьской железной дороги осенью 1941 года, машина побывала под обстрелами и бомбежкой, со следами вмятин, пробоин котла, полуразрушенной изоляции, весь покрытый грязью и ржавчиной. В кратчайшее время паровоз был отремонтирован и вступил в срой.


В первую поездку до станции Вагай отправился машинист А.И. Козлов. Вернулся, а паровозники-машинисты сразу к нему: что да как, каков в работе новичок? Козлов показал им большой палец поднятой руки, серьезно сказал: «Машина – что надо! Весовая норма состава три с половиной тысячи тонн для этого трудяги далеко не предел!»


В начале 1942 года в депо организовали переподготовку машинистов для управления новой серией локомотивов, так как эти мощные паровозы все чаще и чаще начали поступать на Тюменское отделение. Для «первенца» -фронтовика № 3031 была скомплектована комсомольская бригада во главе со старшим машинистом Михаилом Ковязиным. Михаил с молодыми помощниками на «Феликсе Дзержинском» водил грузовые поезда почти всю войну. За отличное техническое состояние паровоза, которое поддерживалось руками членов бригады, за безаварийную работу машинист Ковязин и его товарищи не единожды были отмечены наградами, денежными премиями как руководством управления Свердловской дороги, так и Тюменского отделения, и администрацией депо.


Досконально изучив на практике, распознав возможности тяговой силы паровоза и освоив вождение поездов по методу Лунина (новосибирский машинист-новатор, мастер вождения сдвоенных тяжеловесных составов), молодежная бригада Ковязина быстро переняла его опыт. Тюменские комсомольцы с успехом стали управлять тяжеловесниками (весом 5100 тонн), в 2,5 раза превышающими норму нагрузки на локомотив этой серии. После и другие машинисты депо, последовав примеру Михаила Ковязина, освоили вождение тяжеловесов.


С 1943 по 1947 годы на нем работал машинист Г.А. Кичин, позже удостоенный звания Героя Социалистического труда. В 1959 году на смену паровозам в Тюменском отделении железной дороги появились первые тепловозы. Паровые машины законсервировали и отправили в запас в Министерство обороны.


А Феликс Дзержинский, в честь кого назван паровоз – тоже бывал в Тюмени. Кроме председателя Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) Ф.Э. Дзержинский (1877-1926) в апреле 1921 года был назначен по совместительству народным комиссаром путей сообщения. Для наведения порядка на вверенной ему Транссибирской магистрали в марте 1922 года он «находился на станции Тюмень» по пути из Омска в Москву. В память об этом на здании вокзала установлена мраморная мемориальная доска.

О других паровозах и историями с ними связанными мы рассказывали на страницах сайта: в Называевске стоит паровоз Л-1080, построенный Брянским заводом в 1948 году; в Кургане - паровоз ФД- 20, который был изготовлен в 1939 году на Ворошиловградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции.

В Музейном комплексе «Боевая слава Урала» можно встретить советский паровоз Эм № 716-66; под номером Еа-2408 в этот музей отправлен паровоз Еа-2780. Настоящий Еа-2408 отставлен под номером Еа-2780. Завод-изготовитель: American Locomotive Company (Скенектади), построен в 1944 году.

Несколько уникальных паровозов находятся на площадке музея имени Сахарова в Тольятти, один из них паровоз Еа под номером 2441, он создан в 1944 году American Locomotive Company на заводе в Baldwin;
один из паровозов серии Эр с заводским номером 5818 стоит рядом. Он был выпущен в 1948 году локомотиво- машиностроительным завод MАVAG в Венгрии. В 1990 годах находился на базе запаса в Кротовке. Его номер Эр764-68, в музее он значится под номером Эр-170665; немецкий паровоз серии 52 ТЭс заводским номером 4844 был построен в 1943 году на заводе «Борзиг» в Германии; паровоз «Лебедянка» с номером Л-0549 был построен в 1949 году на Коломенском паровозостроительном заводе имени Куйбышева; один из сохранившихся паровозов «Серго Орджоникидзе» с номером CO17 - 1765Эр-170665 (Эр764-68) заводской номер 5818, в 1990-х годах находился на базе запаса Кротовка, тендер паровоза № 3343, 1948 года.

Паровоз серии «Эу» образца 1912 года (заводской № 680-96), экспонируемый в Центральном музее Великой Отечественной войны, построен в 1928 году на Коломенском паровозостроительном заводе, а его тендер (заводской № Э-4017) – в 1929 году.

В Забайкальской Борзе до августа 2012 года по железнодорожным путям станции бегал паровоз Л-0945, пока его не списали. Он был построен Коломенским заводом в 1950 году и был приписан к Забайкальской железной дороге ТЧЭ-13 Борзя. На станции он выполнял роль подвижной мойки – водой мыли вагоны; узкоколейный паровоз КП4 – 459 стоит на территории депо станции Борзя.

скачать dle 12.1



Похожие публикации

Обсуждения

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (23)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.