шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Путешествие в историю » Свадебный обряд у Сибирских татар

Свадебный обряд у Сибирских татар

Автор: lomsecret
20-06-2017, 18:59
Свадебный обряд у Сибирских татар

Следующим циклом свадебной обрядности после сватовства является непосредственно свадьба – туй («свадьба, праздник, празднество»). Ее устраивали, как правило, через месяц-полтора после сватовства. Проходили эти празднества у сибирских татар в любое время, но чаще всего поздней осенью или зимой, ближе к новому году, так как к этому времени заканчивали все основные сельскохозяйственные работы, в первые заморозки резали скотину.

Начинали гулять в пятницу, число должно было быть обязательно четным, свадьба длилась от двух до четырех дней. Непосредственно свадьба включала в себя девичник и мальчишник (парнишник), свадебные церемонии в доме родителей невесты, переезд молодых в дом родителей жениха, свадебные церемонии в доме родителей жениха. В конце XIX – начале XX вв. каждый из этих этапов исполнялся в указанной последовательности. При этом такие важные обряды, как обряд санкционирующего характера – обряд мусульманского бракосочетания (никах), «постельный» обряд, совершались в доме родителей невесты, о чем свидетельствует большая часть источников, соответственно переезд невесты осуществлялся после «постельного» обряда.

С середины до конца ХХ в. основной цикл свадебного обряда сократился, свадебные церемонии в доме родителей невесты свелись к встрече жениха, шуточному выкупу невесты, небольшому застолью. Основная свадьба начиналась с переезда молодых, все гулянья проходили в доме родителей жениха, там же совершался обряд бракосочетания (никах) и «постельный» обряд.

Накануне свадьбы устраивались посиделки (цимылдык, цомолтых, чемултык, джелыш, утрала) – вечеринки, на которых участвовала неженатая молодежь. Эти мероприятия были призваны подготовить молодых к свадьбе, это было прощание сверстников с теми, кто должен был после бракосочетания занять новую социальную нишу. В доме у жениха устраивали так называемый мальчишник – нугяруй («дом дружков»).

На вечеринке молодых неженатых ребят устраивали небольшое застолье, жених прощался с друзьями. На посиделки или девичник к невесте приходили подружки. Девушки пили чай, пели песни о той новой жизни, которая ждала невесту, о том, что останется она теперь без подруг, расплетали невесте волосы. Затем, по обычаю, девушка мылась в бане, а после сноха заплетала ей волосы в две косы, украшая каждую пятью монетами. Этот обычай связан со сменой статуса невесты, с переходом ее в другую возрастную категорию: до замужества девушка заплетала одну косу, замужняя женщина носила две косы на прямой пробор, отпуская их на спину.
Женскую прическу (две косы на спине) начинали делать, «когда девку замуж можно уже выдавать». С этого времени и до глубокой старости женщины неизменно заплетали волосы в две косы.

За несколько дней до свадьбы в доме невесты проводился туй хатым (букв. «женский праздник»). О нем заранее объявляли, но никого специально не приглашали – приходили те, кто мог. Приносили с собой продукты, деньги. Туй хатым проводили для того, чтобы уменьшить затраты на свадьбу. Помощь широкого круга людей в подготовке свадьбы ярко иллюстрируют полевые материалы, собранные в с. Большие Туралы: «Чтобы помочь, приносили саум (это помощь продуктами, деньгами, посудой, кто чем мог). Вся деревня помогала, вся деревня и гуляла. Была даже пословица: «Если есть два коня, режь одного».

Непосредственно свадьба начиналась с того, что в дом родителей невесты приезжали гости, жених, его родственники, родители и знакомые. Празднества в доме невесты именовались кас (кыз) туй («праздник у девушки»). Собиралось большое число участников свадьбы, помимо родственников жениха и невесты обязательным было присутствие сверстников вступающих в брак, а также соседей, жителей деревень, к которым принадлежали молодые люди. Участие в свадьбе всей деревни было реликтом прежней социальной организации, предусматривающей контроль за браком со стороны общины. Перед женихом сторона невесты начинала чинить препятствия, закрывала ворота, двери, перетягивала проход веревкой. За проход на территорию невесты жених отдавал символическую плату. На богатых свадьбах при входе ставили казан с водой (замутненной мукой), в который все гости бросали монеты. В селе Уленкуль Большереченского района Омской области зафиксирован обряд ишикпау («дверная веревка») – жених должен был купить вход в дом невесты.

В первый день свадьбы жених не должен был видеть невесту. Молодых разводили по разным комнатам. «Невесту помещали в отдельную комнату. С женихом невеста рядом сидеть не могла, только после того, как минует брачная ночь. А до этого невеста сидела за ширмой с сестрой или племянницей мужа». С женихом сидели его свидетели, справа – унг («правая рука»), слева – сул («левая рука»), нугэр – дружки жениха или младшие родственники, с невестой – ее подруги. В этот день празднества, как правило, проходили без участия невесты. Молодые выходили к столу только на второй день свадьбы. Типичной была ситуация, когда «жених участвовал в застолье, а невеста с девками пряталась в том же доме, пока время спать не подошло».

Прежде за стол садились старшие родственники и приглашенные, потом гости среднего поколения. Молодежь гуляла отдельно. Традиционно мужчины и женщины праздновали либо в разных помещениях, либо за разными столами, но уже со второй половины XIX – начала XX вв. у сибирских татар существовала относительная свобода женщин, замужние приходили на свадьбу вместе с мужьями и угощались вместе.

Следует отметить особое отношение к родственникам невесты на свадьбе – для них за столом оставлялись лучшие места, сторона жениха прислуживала родителям невесты, показывая тем самым уважение и почитание.

В первый день свадьбы все торжества проходили в доме родителей невесты. В этот период продолжались обменные отношения двух сторон. Праздничный стол готовила сторона невесты. У татар Среднего Прииртышья существовал довольно обширный круг обычаев, связанных с преподнесением различного рода угощений. Как отмечает Ф.Т. Валеев, у тарских татар существовал обычай поднесения «блюда жениха» (кияу табак). Это угощение состояло из 12 наименований (плов, вареное мясо, пельмени, баурсаки и др.). Его готовили для родственников жениха родственники невесты. Это блюдо предназначалось только для мужчин. После угощения по традиции выносили поднос и пускали по кругу, гости складывали на него подарки и деньги.

Известен курдакско-саргатским и тарским татарам ритуал преподнесения традиционного татарского сладкого блюда чак-чак. Готовила чак-чак сторона невесты. В чак-чак был воткнут нож. Выкупали нож и первыми наматывали деньги на рукоять ножа сваты либо свидетели, в любом случае кто-нибудь со стороны жениха, потом блюдо передавалось гостям, и каждый делал то же самое. Если денег наматывали недостаточно, все гости кричали, что нож тупой, если деньги были большими, – кричали, что нож острый. Последний из гостей резал чак-чак, потом с ним пили чай. Собранные деньги предназначались для молодых, их подсчитывали старшая сестра и сноха жениха и невесты и объявляли о сумме, поднос с деньгами во время подсчета держал брат жениха.

Обряд преподнесения традиционного свадебного блюда чак-чак известен всем группам сибирских татар, проводили его и поволжско-приуральские татары, вообще же, он является одним из характерных элементов татарской свадьбы.
Невеста готовила курник, жених разрезал его и раздавал гостям за плату. Такое угощение, как пялец, пялич – пирог круглой формы из муки, мяса, риса, молодым преподносила старшая сноха на подносе, покрытом белой материей. Жених обволакивал рукоять ножа деньгами, возвращал пирог снохе, та забирала деньги себе и обрезала края пирога. Пялец дарили жениху и невесте. Иногда пирог разрезала мать невесты, за что жених расплачивался с ней мелкими монетами. Упоминается в источниках обычай преподнесения молодым пирога прямоугольной формы, на котором была надпись, сохраняющая от сглаза. В этнографических материалах не зафиксировано, когда дарили это угощение, но возможно, в доме родителей жениха, при встрече молодых у порога.

Родители и родственники одаривали молодых подарками (пулек), новобрачные, в свою очередь, готовили небольшие подарки для гостей. В этот круг обменных отношений включалось максимальное число участников свадьбы. Так, в с. Уленкуль после ритуального разрезания чак-чака все гости начинали дарить подарки молодым: «Каждый гость выкрикивал: «Я даю овцу!», «Я – барана!» Кто-то дарил деньгами. Деньги складывали на специальный поднос». В с. Большие Туралы зафиксирован обряд одаривания женихом младших родственников невесты кияу емеш («изюм от зятя») – чтобы они называли его зятем.

Обмен ценностями сочетался с обменом силой. Борьба между родами имитировалась в шуточной форме в ходе свадебных игр: «…На свадьбе борцы мерили силу. Это была борьба равных. Очень сильных людей, способных легко победить не допускали к поединку». На свадьбах устраивали конные скачки, борьбу, соревновались в стрельбе по ложке, привязанной к высокому столбу. В с. Карагай к конным бегам готовились задолго до свадебных празднеств: «…Обязательным условием свадьбы были лошадиные бега. Каждый хозяин для таких случаев выращивал свою лошадь, обучал мальчика-наездника (часто своего сына или соседа). За победу в бегах давали хороший приз».

Распространенной была игра килен туе («невестина свадьба»), являющаяся одним из наиболее архаичных элементов свадьбы. Невесту похищали и прятали ряженые (делал это часто младший брат матери невесты), жених со свидетелями должны были отыскать ее и заплатить выкуп. С женихом рядились подружки невесты или племянницы. Игра показывала богатство и щедрость жениха. Другой вариант данной игры – когда невесту и несколько девушек накрывали длинным покрывалом, а жених должен был узнать свою невесту и заплатить организаторам игры выкуп.

Свадьбы проходили празднично и весело. Кульминационным моментом была вечерняя свадьба (кицке туй). Гости танцевали и пели свадебные песни (жалеем), такие как «Яр-Яр», «Ай ла ли», «Биршахи», «Умурзай», «Нахабет». Широко известны в среде сибирских татар с середины XIX в. свадебные обрядовые песни казанских татар. Наряду с татарскими народными песнями исполнялись и казахские, такие как «Караторгай», «Мазлума». В песнях славили жениха и невесту, выражали добрые пожелания. Исполнялись и шуточные песни, в которых шутили над родственниками молодых. Свадебные танцы назывались туй котунья. Устраивались конкурсы на лучшего певца и танцора. Победители получали призы. Если среди участников свадьбы не было умеющих играть на музыкальных инструментах, тогда специально приглашали скрипача или гармониста.

Как правило, свадьбу проводили два старших человека от семьи жениха и невесты (часто старшие братья молодоженов), это могли быть также сваты или другие люди, смотря по договоренности. Называли их баш код(т)а («голова-сват, главный сват»). Помимо организации развлечения и увеселения гостей они следили за порядком на свадьбе: «…Следили, чтобы драк не было, если драка будет, молодые плохо жить будут».

На следующий день после гулянья, а иногда в тот же вечер, или днем до всех намеченных торжеств совершали мусульманский обряд бракосочетания никах (ниге). Эта церемония в некоторых селениях татар Среднего Прииртышья проводилась за месяц до свадьбы или во время свадебных торжеств в доме родителей жениха. Мусульманский обряд бракосочетания является наиболее значимым в серии свадебных торжеств у народов, исповедующих ислам. По религиозным канонам никах – это наставление молодым, смысл которого – достижение не богатства, а счастья. Никах имеет четкий ритуал: исполняются обязательные действия, произносятся обязательные вербальные формулы, применяется определенная атрибутика, нередко обусловленная этической традицией.

Страница 1 из 3 | Следующая страница
Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье