Сибирский татарин как путешественник: традиции и обычаи
Опубликовал: lomsecret, 14-06-2017, 08:31, Путешествие в историю, 1 989, 0
Путешествия всегда занимали важное место в жизни сибирских татар. Они были не только способом передвижения из одного места в другое, но и частью культурной и духовной жизни народа. Подготовка к дороге, обряды, связанные с отправлением и возвращением, а также поведение в пути отражали глубокие традиции, верования и уклад жизни сибирских татар. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты дорожных путешествий, их подготовку, обряды и обычаи, которые сопровождали путешественников на протяжении всего пути.
Утро перед отправлением в дорогу начиналось с традиционной утренней молитвы – ирта намаз. Это был важный ритуал, который символизировал начало нового дела и просьбу о благословении на предстоящий путь. После молитвы путешественник надевал часть заранее приготовленной дорожной одежды, плотно завтракал и выходил во двор, чтобы подготовить повозку. В повозку укладывали необходимые вещи, включая инструменты, такие как топор и вилы, которые могли пригодиться в пути.
В это время хозяйка дома занималась сбором дорожного мешка – копчек. В него складывали дорожную утварь и продукты, которые могли понадобиться в пути. Предпочтение отдавалось продуктам длительного хранения: вареному и сушеному мясу (пешкан ит, хоро ит, караган ит), хлебу (икмак, нан или сухарям), копченой и сушеной рыбе (куру балык), муке из размолотых жареных зерен (толкан), колбасе (казылык) и кислому сыру (курт). Также в дорогу брали соль (тос), которая считалась важным элементом питания. Скоропортящиеся продукты, такие как яйца, масло и овощи, брали в небольшом количестве. Объем продуктов, которые брали с собой, был небольшим, так как во многих деревнях у путешественников были родственники, у которых можно было остановиться и пополнить запасы.
Если путешествие совершалось с целью посещения родственников в других населенных пунктах, то с собой брали подарки – баранину и конину, которые считались самыми вкусными видами мяса. Кроме провизии, в дорожный мешок складывали кружку, ложку, нитки и иголку, которые могли пригодиться в пути. Также путешественник мог взять с собой семена можжевельника (ортыш), которые, по преданиям, защищали от нападок злых духов.
Перед отправлением в дорогу в доме совершали обряд, целью которого было обеспечение удачного путешествия и благополучного возвращения домой. Одним из таких обрядов был ритуал с хлебом. От хлеба ножом отрезали ломтик, который один раз надкусывал отправляющийся. Затем этот ломтик убирали и хранили до момента возвращения путешественника домой. Этот обряд символизировал связь путешественника с домом и его обязательное возвращение.
Непременным условием дня отправления в путь был запрет на ссоры и ругань в доме. Считалось, что если в доме будет ссора, то домовой (уй иясе, ой иясе) накажет и тех, кто отправляется в путь, и тех, кто остается дома. Поэтому перед дорогой в доме царила атмосфера спокойствия и благополучия.
Родственники давали путешественнику последние советы и напутствия. В некоторых деревнях зафиксировано специальное напутствие в виде сказки, которое произносил отец сыну-призывнику перед его уходом в армию. Также перед тем, как жених увозил молодую жену к себе в дом, мулла читал яр-яр – напутственное слово.
Перед выездом в путь все домочадцы присаживались, и путешественник прощался с родными. Домашние читали молитву и произносили благопожелательные фразы, такие как: «Исан сау йореп кайт» (Вернись благополучно), «Хаерлы юл» (Счастливого пути). У тобольских татар в это время произносили: «Хызыр баба юлдаш синя булсын» (Чтобы тебе Хызыр-баба помощником был). Хызыр-баба – это мусульманский святой, покровительствующий путникам, образ которого часто встречается в преданиях сибирских татар.
В момент начала движения путешественник произносил вслух первую суру Корана: «Бисмилля иль рахман иль рахим…». Считалось, что с прочтения этой суры нужно начинать любое новое дело. Была зафиксирована специальная дорожная молитва – юл тегосе, которую традиционно читали перед отправлением в дорогу.
Из дома до ворот двора путешественника провожали всей семьей. Исключение делалось для беременных женщин, так как считалось, что такая женщина не разродится, пока тот, кого проводили в дорогу, не вернется домой. Границей ее «проводов» служила дверь дома.
После выхода за ворота путешественник совершал обряд пони атл хаир: бросал на дорогу мелкие монеты (танга), садился, кланялся и читал молитву. Этот обряд символизировал жертвоприношение духам дороги и просьбу о благополучном пути. Интересно, что деньги, брошенные на дорогу, как элемент обряда присутствуют и в свадебном цикле тоболо-иртышских татар. Монеты также зашивали в одежду ребенка в возрасте до 1 года, когда родители собирались вывезти его в гости.
В пути путешественники обращали внимание на различные приметы. Например, если дорогу перебегал заяц, это считалось плохой приметой, предвещающей неприятности. Также плохой приметой было встретить женщину с пустыми ведрами или бесплодную женщину. В таких случаях путешественнику следовало вернуться домой или повернуть шапку задом наперед и ехать так некоторое время.
Сибирские татары верили, что в пути их окружают многочисленные духи, которые могут как помочь, так и навредить. Эти духи делились на несколько групп. Первую группу составляли духи-хозяева местных священных мест, которые требовали от путешественников совершения подношений. Например, вблизи д. Большая Тебендя находилось заповедное место – уч чуй (три лиственницы), где по преданию погибли три охотника. Путешественники, проходя мимо таких мест, оставляли монеты или лоскутки ткани.
Вторая группа духов – это духи «плохих, нечистых мест», которые могли навредить путникам. Например, у д. Инцисс таким местом считался луг перед деревней – атак яланда. При прохождении таких мест путешественники читали молитвы и старались быстрее их преодолеть.
Третья группа духов – это духи, связанные с природными стихиями, такие как хозяин воды (су иясе) или хозяин леса (урман иясе). Эти духи также требовали уважения и подношений. Например, при переправе через реку путешественники бросали в воду монеты, чтобы задобрить хозяина воды.
Остановки в пути совершались по разным причинам: усталость лошади, обеденное время или необходимость переночевать. Летом путешественники останавливались у водоемов, где лошадь могла пастись. Зимой на остановках коня кормили сеном, которое брали с собой из дома.
Местами ночевок чаще всего становились населенные пункты, где у путешественников были родственники или знакомые. Если путники прибывали в гости к родственникам, их встречали с особым гостеприимством. Хозяева готовили лучшие блюда, усаживали гостей за стол и кормили. Отказ от трапезы воспринимался как оскорбление.
Если путешественники останавливались на ночлег в открытом поле или лесу, они выбирали хорошее место, разводили костер и совершали вечернюю молитву. Перед сном место ночевки очерчивали кругом, чтобы защититься от злых духов.
Возвращение домой было радостным событием, которое сопровождалось особыми обрядами. Путешественник, подъезжая к своему селению, совершал ритуальное окуривание дома можжевельником, чтобы защитить его от проникновения злых духов. Затем в доме устраивали праздник кусайтен, на котором отмечали возвращение путешественника. На праздник приглашали родственников и уважаемых людей, которые интересовались новостями и результатами поездки.
Таким образом, дорожные путешествия сибирских татар были не просто перемещением из одного места в другое, а сложным культурным и духовным процессом, который включал в себя множество обрядов, традиций и верований. Эти традиции отражали глубокую связь человека с природой, духами и своим домом, а также стремление к благополучию и безопасности в пути.