Свадебный обряд у Сибирских татар

Опубликовал: lomsecret, 20-06-2017, 18:59, Путешествие в историю, 1 928, 0

Переезд имел символический характер, его устраивали, если даже жених и невеста проживали в одной деревне. Свадебная повозка тогда несколько раз объезжала ее и возвращалась. Переезд нередко сопровождался музыкой, пением.
Перевоз часто сопровождался ритуальной борьбой сторон жениха и невесты. Поезду могли перегородить дорогу веревкой, бревном, чтобы преодолеть препятствие, жених должен был заплатить выкуп: «…Когда ехали от невесты, маленькие мальчишки, взрослые перекрывают дорогу. Тогда жених подкидывал им деньги, они их собирали и расходились», или другой вариант: «…Выстраивались на дороге и всячески старались не пропустить телегу: стреляли холостыми из ружей, останавливали бревнами, веревками, натягивали арканы. Требовали водки и денег». Дорогу перегораживали неоднократно. Так, не без трудностей, свадебный поезд добирался до ворот дома родителей жениха.

У тарских татар существовал очень примечательный и самобытный обычай, совершавшийся во время переезда – сулэк («удила»): к дуге лошади, перевозившей повозку невесты, привязывали платочек с медными деньгами, а молодые парни и девушки, встречающие поезд, старались сорвать его: «Кто смелый, этот мешочек мог сорвать во время движения повозки», или другой вариант: «в узде прятали бумажную купюру. Некоторые друзья выстраивались вдоль дороги, создавая «коридор». Лошади начинали метаться на всем скаку, а самый лихой мужик должен был успеть вырвать эту деньгу и остановить лошадь. Купюру он забирал себе». Считалось, что у того, кому удавалось это, должна скоро состояться свадьба.

Значение такого события как переезд (куч, куц) во всем комплексе свадебных обрядов велико. Свадьба по-татарски туй, источники упоминают и такое ее название – куч, куц («куч» от древнетюркского «кос» – передвигаться, переезжать). Второе значение термина «куч» – свадебный поезд (ряд повозок, нагруженных имуществом невесты при переселении ее в дом жениха).
Возле ворот, где останавливался свадебный поезд, был вырыт ров, который должны были переехать подводы жениха и невесты. Считалось, если новобрачные пересекут его удачно, то жизнь у них будет счастливой и долгой. Желательно было подъехать к дому с правой стороны. Испытанием для гостей, желающих пройти во двор дома родителей жениха, являлась рюмка водки.

Ф.Т. Валеев указывает на существование у всех групп сибирских татар в XIX в. в данном цикле свадебных обрядов древнего религиозно-магического ритуала «очищения» молодых огнем. При встрече свадебного поезда во дворе дома жениха или у ворот его дома разводили костер. Повозка, в которой находились молодые, должна была проехать через него. В полевых источниках информации о бытовании данного ритуала у тарских татар не сохранилось. У курдакско-саргатских татар в полевых материалах имеются сведения об «очищении молодых огнем»: «…При входе в дом жениха, у порога жениху и невесте кидали под ноги тлеющее полено», или: «…Когда невеста переходила порог дома жениха, ей под ноги бросали горящую березу. Она закрывала лицо и переходила порог». Упоминание об обряде «очищения огнем» содержится в полевых материалах, собранных у барабинских татар.

Во дворе для молодых стелили ковровую дорожку или половик, первой на нее ступала невеста, сопровождаемая старшей сестрой и снохой, следом за ними шел жених со свидетелями. Отец и брат жениха осыпали молодую деньгами и сладостями. «…У ворот дома жениха молодых осыпали зерном (обычно это пшено или рис) или монетами – чтобы в доме богатство прибывало». При въезде свадебного поезда во двор молодые мужчины, стоящие по обе стороны ворот, два-три раза стреляли из ружей в воздух, как бы отпугивая зло, нечистую силу, рвущуюся в центр упорядоченного своего мира из мира «чужого», находящегося за воротами: «…Стреляли из ружья, чтобы отпугнуть шайтана и созвать гостей». Был также распространен обычай стрельбы из ружей по деревянным ложкам: «Маленькую деревянную ложку подвешивали на высокий столб. Кто попадал, получал подарки».

После того, как все препятствия, связанные с трудностью преодоления границ нового «мира», остались для невесты позади, вступали в силу ритуальные действия, направленные на постепенное включение молодой в круг родственников мужа. Вероятно, существовали обычаи приобщения девушки к новому очагу, дому, поклонения предкам, но в материалах экспедиций, к сожалению, они не нашли отражение.

Перед тем, как войти в дом, невеста должна была встать на подушку (ястык), положенную у порога свекровью: «чтобы ноги у невесты были легкими». Гости со стороны жениха осыпали ее конфетами, под ноги бросали мелкие серебряные монеты, маленькие баурсаки. Подружки невесты пели для нее песни, поздравления – туй тжере. Свекровь давала невестке мед или сливочное масло: «чтобы она была послушной, чтобы уста ее были сладкими». Затем медом и маслом угощала сына: «чтобы жизнь была сладкой и богатой». Молодых угощали сладкой, соленой и медовой водой: «Чтобы хлебнули всего помаленьку в жизни. Чего больше хлебнут, такая жизнь и будет». Зафиксирован также обычай выпивания молока молодыми из одной кружки: «…Первая отпивала невеста, затем жених – чем больше она оставляла, тем больше в будущем будет любить его».

Обычай этот был известен не только курдакско-саргатским и тарским татарам, но также и другим группам сибирских татар, бытовал он и у ряда групп поволжских татар. У ног невесты рвали материю: «У порога стояли с обеих сторон двери две женщины из родни жениха – у каждой в руке один из концов куска материала. Этот кусок был надорван посередине. Когда невеста проходила через порог, требовали, чтобы она переступала его правой ногой и ей порвала материю». Аналогичны по сути действия с лентой или веревкой: «…На двери натягивали надорванную ленту, невеста с правой ноги должна была наступить и разорвать ее. Под лентой лежала подушка, на которую наступала невеста». Новобрачных благословляли и преподносили им круглый хлеб с солью.

В этот день во дворе устраивали продажу приданого. В дом родителей жениха его вез отец невесты незадолго до переезда дочери. Продавал приданое родной младший брат девушки, выкупал отец жениха. В с. Большие Туралы был зафиксирован этот обычай: «Невеста с собой привозила сундук и ее младший брат или другой младший родственник сидел на сундуке и в игровой форме распродавал родичам жениха приданое. Долго торговались. Начинал со 100 рублей, потом отпускал постепенно цену». В д. Юрт-Саусканы, напротив: «Если жених начинал торговаться, то приданое увозили, потом привозили и требовали еще больше денег. Если жених не выкупил приданое, над ним смеялись: «Сам бедный и такой женился!» Поэтому когда приданое привозили снова, то жених уже не торговался, а покупал. А тот, кто привез, еще больше требовал. Приданое привозил либо брат, либо дядя невесты – никакой разницы».

В некоторых поселениях татар Среднего Прииртышья обряд религиозного бракосочетания (никах) проходил в доме родителей жениха в день переезда молодых, в этом случае длительных церемоний в доме родителей невесты не проводили, основная свадьба проходила в доме жениха.

Свадебные торжества в доме родителей жениха (егит туй) полностью копировали празднества, проходившие в доме родителей невесты. Происходил очередной круг обменных отношений: дарили «кто что имеет – платок, гусей, баранов, мануфактуру», свекровь дарила невестке богато украшенный платок. Жених дарил младшему брату невесты нож (этот обычай носил название «дорога в зятья»). Многочисленные обмены ценностями, подарками сопровождались обменом силой. Родственники жениха устраивали второе застолье. Гуляли несколько дней. Подобное дублирование действий на территории жениха – характерная особенность свадебных обрядов многих народов Сибири.

В доме жениха невеста должна была сидеть отдельно от гостей за занавеской, лицо девушки скрывала легкая шаль, покрывало. После того, как гости и посторонние расходились, устраивали церемонию открывания покрывала с головы невесты. Племянник жениха деревянными палочками трижды поднимал шаль, невеста сопротивлялась. Церемония снятия покрывала могла проводиться и сразу после приезда невесты (если праздник в доме жениха длился один день): «…гости подходили к невесте и дарили ей подарки. Подводили к ней двух (если родня большая) или одного мальчика со стороны жениха с двумя ложечками в руках. Он открывал ей лицо в три приема – в первый раз подбородок открывал, во второй до носа, в третий до макушки. Если чужой пришел, сразу лицо ей закрывали и плату с него требовали, если рассмотреть ее хотел».

Устраивались своеобразные смотрины, родственники жениха знакомились с новобрачной, дарили ей подарки. В целом у татар Сибири достаточно широко бытовал обычай смотрин невесты или жениха (кияу курештеру, килен курештеру). Смысл обычая заключался в том, что пришедшие на свадьбу односельчане одаривали невесту и жениха подарком, сопровождая рукопожатием и поцелуем, тем самым, признавая факт «повышения» социального статуса новобрачных.

Только после того, как покрывало снимали, молодая жена могла показаться на людях. На второй день (если празднества продолжались несколько дней) она приветствовала родителей и родственников мужа, желала им долгих лет, здоровья, дарила подарки. Проходило, так называемое, «приветствие невесты» – килен салом. В этот день молодые приступали уже как хозяева к обычным домашним делам

В своей работе Ф.Т. Валеев упоминает об обряде проверки невесты, который существовал у сибирских татар в прошлом. Согласно традиции, невеста должна была замесить тесто, нарезать лапшу, сварить суп. Гости смотрели как она печет курник, блины, хлеб. Если она справлялась хорошо, ей пели афарин (араб. –«хвала, честь»).

Источник: Оксана Коломиец. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Май 2022 (27)
Апрель 2022 (22)
Март 2022 (40)
Февраль 2022 (46)
Январь 2022 (47)
Декабрь 2021 (24)
Календарь
«    Май 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.