шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Великая Победа » Тюмень эвакуационная - тыловая

Тюмень эвакуационная - тыловая

Автор: zampolit
1-05-2017, 19:13
Тюмень эвакуационная -  тыловая

В конце 1941 года - начале 1943 года в Тюмень было эвакуировано 28 промышленных предприятий из европейской России:


Распространено мнение, что в Тюмень эвакуировали 22 промышленных предприятия. Эта цифра названа в записке Тюменского горкома Омскому обкому ВКП(б) по состоянию на 7 января 1942 г., однако позже приехало еще 6 заводов. Всего в Тюмень прибыло 28 промышленных предприятий; путем объединения их между собой и с местными заводами получилось 22 предприятия. Все они начали выпускать боевую продукцию.

Так, в Тюмень эвакуировалось несколько предприятий народного комиссариата (наркомата) судостроительной промышленности; из Ленинграда - завод № 363 и 194 им. А. Мерт, из Херсона - цех № 7 завода им. Коминтерна, из Керчи - завод № 532, из Москвы - завод № 445, из Рыбинска - завод № 341, из Зеленого Дола - завод № 340. Все они расположились на территории тюменской судостроительной верфи (территория судостроительного завода), были объединены общим руководством 31 декабря 1941 г. в одно предприятие «Тюменский завод № 639 НКСП» (народного комиссариата судостроительной промышленности).

Завод № 639 выпускал торпедные катера в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) от 13 августа 1941 г. Сначала изготовляли катера марки Г-5-Х1-бис конструкции А.Н. Туполева. Тура, засоренная лесом-топляком, оказалась непригодной для ходовых испытаний катеров, поэтому их везли для испытаний на Каму возле Перми, а потом уже на фронт. (Во время одного из испытаний торпедный катер уронил в Туру боевую ракету. Реку протралили несколько раз, но ракету не нашли. До сих пор она где- то на дне...). Позже выпускали катера ТК-123-бис «Комсомолец» и др. В 1941 году достроили 16 катеров и 3 баржи, в 1942 г. - 16 катеров, в 1943 г. - 52 катера, в 1944 г. - 37 катеров и 14164 боеголовок к реактивным снарядам РС-3, которыми стреляли гвардейские минометы «Катюша», в 1945 г. - 44 катера и буксир, а всего за войну изготовлено 165 торпедных катеров: 134 типа Г-5-бис и 31 типа 123-бис «Комсомолец».

Тюменские катера воевали на Черном, Балтийском морях, Тихом океане. Онежском и Ладожском озерах, потопили десятки гитлеровских кораблей, участвовали во многих военных операциях. Десять моряков, воевавших на тюменских торпедных катерах, стали Героями Советского Союза. Кроме того, завод № 639 ремонтировал поврежденные в боях катера, которые доставляли в Тюмень по железной дороге. Были именные катера, названные в честь тех, кто собирал средства на их постройку: катер «Тюменский рабочий» построили на средства, собранные рабочими завода № 639, «Тюменский пионер» - на средства, собранные учениками тюменской школы № 25. Успехи в труде судостроительного завода в годы войны шесть раз отмечались переходящими знаменами Государственного Комитета Обороны СССР.

Сотни рабочих завода № 639 были награждены медалями и орденами за трудовые успехи в годы войны, но сам завод наградили орденом Отечественной войны I степени 4 мая 1985 г. - накануне сорокового праздника День Победы.

Завод «Механик», бывший чугунолитейный завод Н. Д. Машарова, с первых дней войны перешел на производство минометов и мин калибра 82 и 120 мм, корпусов гаубичных снарядов калибра 122 мм. Рабочие трудились под девизом «В труде - как в бою!». Развернулось трудовое соревнование под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!». Тысячи ящиков с минами ежемесячно отправлялись на фронт с завода, а счет мин шел на сотни тысяч штук. Вся продукция проверялась и принималась военными представителями (военпредами). То и дело возникали трудности то с металлом, то с топливом, то с электроэнергией.

С 28 марта 1942 г. «Механик» получил кодовое название «Завод № 762 Наркомата минометного вооружения». С 1943 году он начал выпускать химические мины для постановки дымовых завес.

На территории «Механика» трудились над изготовлением мин и минометов рабочие бывшего одесского завода им. 10-летия Октября. Они с оборудованием завода выбрались из осажденной Одессы в середине августа 1941 г. по морю. В Тюмени завод получил условный номер 766 по Наркомату минометного вооружения. Кроме военной продукции, он выпускал бетоно- и растворомешалки для строек.
Рядом с заводом № 766 расположился эвакуированный из г. Дмитрова Московской области экскаваторный завод № 769. В Тюмени он изготовлял боеголовки реактивных снарядов PC-13 для минометов «Катюша». С 1944 г. завод стал вновь изготовлять экскаваторы и канавокопатели. В 1946 г. заводы № 766 и 769 объединили, и образовался Тюменский завод строительных машин, расположенный рядом со станкостроительным заводом, бывшим «Механиком».

Осенью того же 1941 г. из подмосковного г. Тушино в Тюмень эвакуировали особое конструкторское бюро (ОКБ) № 31 и завод № 241 авиационной промышленности. Завод занял территорию рыночной площади на месте современного почтамта и Дома Советов, там в то время стояли павильоны для продажи молока и мяса, цех мастерских «Красногвардеец» на месте современного архива ГАОПИТО и Кволити Отеля «Тюмень». Завод должен был выпускать планеры А-7 конструкции О.К. Антонова, который жил в Тюмени. Испытывали готовые планеры под Заводоуковском. Материалом для планеров была березовая фанера, которую изготовлял Тюменский фанерокомбинат.

Планеры в Тюмени изготовляли до 1944 г., их построили более 600. Использовались они для доставки вооружения через линию фронта партизанам в Брянских лесах, на Орловщине, под Ржевом и во многих других местах.

В Тюмени О. Антонов и А. Эскин разработали конструкцию летающего танка - гибрид легкого танка Т-60 и двукрылого планера с размахом крыльев 18 м под названием «Крылья танка» - КТ-60. Полетная масса всей конструкции составляла 7804 кг. В сентябре 1942 г. в Подмосковье КТ-60 прошел испытание в облегченном варианте - без башни, с одним человеком и 100 литрами топлива. На этом дело кончилось, так как нужен был более мощный самолет-буксировщик для подъема конструкции в воздух, а его не было. После войны завод № 241 вернулся в европейскую Россию - в Рязань и Саратов.
Тюмень эвакуационная -  тыловая

Когда гитлеровские войска стали подходить к Москве, в октябре 1941 г. в Тюмень эвакуировали из г. Подольска аккумуляторный завод - 114 вагонов оборудования, сотни рабочих и инженеров с семьями. Он расположился на территории артели «Рекорд» на улице Ямской в Затюменке. Станки ставили прямо под открытым небом и рабочие изготовляли необходимые детали. Стены и крышу возводили постепенно над работавшим оборудованием. Тюменские аккумуляторы ставили на танки и автомобили для фронта. Завод должен был дать первую продукцию в мае 1942 г., а выдал уже в январе. В 1942 г. завод выпустил 110 тыс. аккумуляторов, в 1943 г. - более 120 тыс. Завод занимал передовые места в соревновании по своему наркомату. После окончания войны завод остался в Тюмени и работает до сих пор.

В начале зимы 1941 г. в Тюмень эвакуировали три завода, занимавшихся производством мотоциклов: Таганрогский и Серпуховский мотоциклетные, Московский завод мотоциклетных моторов. Расположились они со своим оборудованием на территории пивоваренного завода на улице Ворошилова, где располагался завод АТЭ. Пивоваренный завод перевели в Заречье на улицу Большую Заречную. Объединенный мотоциклетный завод получил в Тюмени № 65 и его приписали к наркомату боеприпасов. Завод должен был производить для фронта мотоциклы М-72 и детали к взрывателям. Мотоциклы использовались в подразделениях связи, в штабах разных родов войск, формировались также мотоциклетные роты. В 1942 г. завод № 65 выпустил 187 мотоциклов АМ-600 и 4 машины М-72, в 1943 г. - 427 мотоциклов и большое количество комплектов запасных частей к ним. Весной 1944 г. мотоциклетный завод № 65 перевели в г. Горький (Нижний Новгород).

Осенью 1941 г. из Москвы в Тюмень эвакуировали завод автотракторного электрооборудования № 2 (АТЭ-2) с намерением разместить его в Затюменке на территории артели «Рекорд». Однако это место было уже занято аккумуляторным заводом, и АТЭ-2 расположился в здании уже не работавшей мельницы Е.Д. Гусевой на улице Холодильной (территория сетевязальной фабрики).

В Тюмени к АТЭ-2 присоединили родственные эвакуированные предприятия: Калужский завод мотоэлектрооборудования, два завода из Ленинграда - электротехнический и карбюраторный. Объединенный тюменский завод выпускал электрооборудование для военной авиационной и наземной техники: танков, автомобилей, тракторов, мотоциклов. Продукция шла на соответствующие заводы для комплектации собираемых машин. В 1944 г. завод переехал на место, где работал мотоциклетный завод - на улицу Ворошилова. После окончания войны завод АТЭ остался в Тюмени и стал одним из лучших предприятий города. В 1957 г. улицу Ворошилова переименовали в ул. Циолковского.

Одним из первых еще в октябре 1941 г. в Тюмень прибыл из Киева завод «Цепи Галля», выпускавший вполне мирную продукцию - ролико-втулочные цепи вроде велосипедных для зерноуборочных комбайнов. В Тюмени его разместили на улице Береговой в Заречье, где в XIX в. находился судостроительный завод Г.И. Гуллета. В цехах завода изготовляли разнообразную продукцию для фронта: пистолеты-пулеметы ППШ, военные знаки различия, ложки, лыжи, телефонные катушки, не забывали и втулочные цепи для комбайнов - хлеб нужно было растить и убирать. После войны завод «Цепи Галля» вернулся в Киев, а в Тюмени в его цехах начал работать приборостроительный завод, который в 1970-х гг. переехал на улицу Одесскую.
Тюмень эвакуационная -  тыловая

В середине ноября из Москвы прибыли рабочие и оборудование химикофармацевтического завода им. Л.Я. Карпова, в Тюмени он получил № 39. Завод должен был размещаться на территории пивоваренного завода, но место уже занял мотоциклетный завод. Химфармзавод разместили на левом берегу Туры напротив монастыря, на площадке небольшой артели «Победа».

Для завода нужны были не только чистые, теплые помещения, но и водопровод, канализация, паровые установки. В условиях суровой зимы 1941 г. рабочие вручную копали канавы, укладывали трубы. Для производства пара заводу выделили паровой котел со старого парохода весом 15 т. Чтобы доставить его от пристани до завода - почти 2 км, пришлось нарастить на Туре толщину льда и сделать специальные сани. Тащили котел с помощью лошадей и людей.

Завод выпускал лекарства для фронта и тыла: сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов, сернокислый барий, йодистый калий и другие препараты.

После войны завод остался в Тюмени, он выпускает необходимые лекарства до сих пор.

Имя Карпова Льва Яковлевича (1879-1921 гг.), которое носил завод, потерялось где-то в водоворотах времени. Это был весьма достойный российский химик начала XX века. В 1911- 1915 гг. он организовал в России промышленное производство хлороформа, медного купороса, хлористого кальция, жидкого хлора, канифоли, скипидара. Он создал в 1918 г. в Москве Центральную химическую лабораторию, на базе которой организован физикохимический институт, носящий имя Л.Я. Карпова.

В октябре 1941 г. в Тюмени создали завод № 636 из двух химических предприятий: Московского № 94 и Днепродзержинского (Украина) завода авиационных лаков. Их разместили на ул. Первомайской в помещениях спиртоводочного завода, который перевели в Ильинскую церковь на берегу Туры. Небольшой завод выполнял военные заказы - производил клеящие материалы для выработки фанеры, авиационных пропеллеров и другой продукции.

Бакелитовые и другие смолы и лаки поступали на тюменский фанерокомбинат и другие родственные предприятия страны.

Вместе с оборудованием завода днепродзержинские рабочие привезли в эвакуацию и памятник В. И. Ленину, один из первых поставленных еще в 1920-е гг. «вождю мирового пролетариата» на Украине. До начала 1990-х гг. он стоял на ул. Первомайской неподалеку от заводской проходной.
Тюмень эвакуационная -  тыловая

После окончания войны завод остался в Тюмени, перешел на выпуск мирной продукции и получил в 1946 г. название завода «Пластмасс».

Работали на победу коренные тюменские заводы и фабрики. Фанерокомбинат был срочно переоборудован для выпуска авиационной фанеры, дельта-древесины и другой продукции, необходимой фронту: ящиков для упаковки мин и снарядов, лыжных установок для артиллерии, спичек, фанерных емкостей для жидкостей. Предприятие получило название «Тюменский авиафанерный комбинат № 15». На нем также работало 500 выписанных из госпиталей Тюмени красноармейцев, около 600 военнопленных немцев, венгров, румын, итальянцев, находившихся в лагере № 93 НКВД при комбинате.

О героическом труде рабочих комбината говорят такие факты: в 1942 г. коллектив получил вторую премию ВЦСПС и Наркомлеса в социалистическом соревновании и 7 ноября завоевал переходящее Красное знамя Наркомлеса и ВЦСПС; в 1944 г. комбинат получил переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны (ГКО). Таких высоких наград в те суровые годы «за так» не давали.
Взрослым помогали подростки, ученики заречных начальных школ № 13 и 23. Ежедневно по два часа они сколачивали ящики для мин, выполняли другие работы, в том числе на санках возили ящики на станцию Тура для погрузки в вагоны. В школах создали боевые бригады. Из своего заработка ученики вносили деньги на постройку самолета «Юный патриот». 28 октября 1942 г. ученики школы № 13 обратились через газету ко всем пионерам и школьникам Тюмени и Тюменского района с предложением о создании фронтовых пионерских бригад во всех школах. О работе пионерской фронтовой бригады школы № 13 подробно рассказано в повести А. Тараданкина «Тайна ЯИ-5», опубликованной в Тюмени в 1995 г. в книжке «Дети войны».

Оборонные заказы выполняли тюменские лесозаводы «Республиканец» (находился в Заречье напротив современного речного порта), «Красный Октябрь» (современный пос. ДОКа), деревообрабатывающий комбинат (ДОК) (ул. Комбинатская). В 1942 г. они объединились в одно предприятие «Деревообрабатывающий комбинат (ДОК) «Красный Октябрь». После войны «Республиканец» был расформирован. Лесозаводы превращали лес-кругляк, доставляемый по реке Туре в плотах и баржах, в брус, доски, балки и т.п. ДОК изготовлял лыжи и палки к ним.

По распоряжению Омского облисполкома (тогда Тюмень входила в состав Омской области), 1 января 1943 г. из ДОКа был выделен обозостроительный завод, выпускавший пароконные повозки («ходы»), сани и лыжи. Он находился на углу улиц Луначарского и Казанской, д. 12 в бывшем доме купцов Колокольниковых. На 1943 г. заводу было дано задание: изготовить 1000 штук пароконных «ходов» и 10000 пар лыж. В 1944 г. завод выпустил 341 пароконную повозку, 5795 пар лыж и более 8000 телефонных катушек, в 1945 г. - 710 повозок, 6000 пар лыж. Эта продукция уже использовалась в основном в мирных целях, так как весной война закончилась.

Овчинно-шубный завод им. С. М. Кирова, сапоговаляльная фабрика им. Челюскинцев, швейная фабрика тоже работали на оборону страны: одежда, в том числе меховая, и теплая валяная обувь были нужны для фронта и тыла. Швейная фабрика шила гимнастерки, брюки (шаровары) - по 15 тысяч в год, патронташи, погоны и петлицы для военных училищ Тюмени.

Осенью 1941 г. из подмосковного поселка Кунцево в Тюмень эвакуировали кожевенный завод им. Серегина, отвели ему место в Заречье рядом с овчинно-шубным заводом им. Кирова (впоследствии их объединили). Из выделанных овечьих шкур здесь же на заводе шили полушубки, бекеши, меховые жилеты, рукавицы. Счет шел на десятки тысяч изделий в год.

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье