Ислам в России: традиции и перспективы
"Духовный облик сегодняшней России немыслим без Ислама". Выступление председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы, президента Европейской межпарламентской Ассамблеи православия В.И.Зоркальцева.
Ислам является целой эпохой в истории нашего Отечества. Наша страна прошла непростой исторический путь, полный великих триумфов и трагедий, драматична и религиозная история России. Но несмотря на все трудности, мы можем сегодня смело сказать, что ислам стал второй по значению и по численности последователей религией, оказавшей огромное воздействие на развитие всей российской культуры. В процессе сотворчества, взаимодействия разных и самобытных народов и религий в России была создана уникальная цивилизация, главными составляющими которой являются православная и мусульманская культуры.
История России, к счастью, не знает примеров войн по религиозным причинам, которые происходили в ряде других стран, ибо главной отличительной чертой российского общества и менталитета является веротерпимость. Благодаря этому традиционные отечественные конфессии - православие, ислам, иудаизм, буддизм, а также иные религии - мирно сосуществовали на необъятных просторах нашей Родины. Конечно, не все было безоблачно, имели место и конфликты, и споры, но главное состоит в том, что создавалось общество бесконфликтности.
В условиях многоконфессиональной России любые действия властей в отношении ущемления религиозных прав, какого бы то ни было народа всегда были пагубны для государства, угрожали его стабильности, гражданскому миру, самим основам его существования.
Начало распространения ислама на территории нашей страны связывают с периодом правления второго халифа Умара (585-644). Через Азербайджан ислам распространился в южном Дагестане. Позже, со стороны Дагестана, он проникает на территорию Чечни и Ингушетии. На плоскости он прослеживается раньше, чем в горах. Источниками о процессе исламизации являются ранне-мусульманские могильники, письменные свидетельства и некоторые этнографические данные. Непосредственно в Ингушетии ислам появился из Чечни, в предгорно-плоскостной зоне он распространяется с XVI века. В нагорной Ингушетии, судя по исследованным здесь памятникам погребального и культового назначений, мусульманская религия, проникая, результативно распространяется в XIX веке. Окончательное утверждение ислама суннитского толка среди ингушей относится к первой половине XIX века. Есть данные, что последним в 1861 году принял новую религию ингушский аул Гвилети, расположенный в верховьях Дарьяла (Военно-Грузинская дорога).
Исходя из факта сравнительно более раннего принятия ислама горными чеченцами, можно допустить участие последних в его пропаганде среди родственных ингушей. Вполне вероятно также религиозное воздействие омусульманившихся плоскостных вайнахов на своих сородичей, еще не покинувших глубин ущелий и пребывавших в язычестве. Временем основательного внедрения и укоренения ислама среди большей части горного населения Чечни и Ингушетии следует признать XIX век.
Датой принятия ислама царем булгар Аламушем, сыном Шилки, является, 16 мая 922 года. Но обратим внимание на детали, которые сообщает непосредственный участник событий, член делегации арабского халифа Ахмед ибн Фадлан. У царя булгар была тогда уже мечеть, и с ее минбара до прибытия делегации провозглашали проповедь - хутьбу. Таким образом, еще до официального принятия ислама какая-то часть булгар исповедовала эту религию. О наличии в Булгаре соборной мечети можно узнать из книги арабского писателя аль-Булхи «Эшкелек би-лад» («Картины земной жизни»), написанной немного раньше до приезда сюда Ибн Фадлана. Писал он и о существовании соборной мечети в Суваре, расположенном невдалеке от Булгар. Заметим, что наличие соборных мечетей, где богослужения проводятся по пятницам и религиозным праздникам, предполагает существование мечетей непосредственно в жилых кварталах и селах, где моления проходили ежедневно.
Ответить же точно на вопрос, когда эти мечети были построены, к сожалению, не представляется возможным. О том, что булгары являются мусульманами, в их селах действуют мечети, а при них школы, учителями которых являются имамы и муэдзины, писал, предположительно, в 913 году, еще один арабский писатель Ибн Русте.
Таким образом, первая мечеть, вернее, первые мечети на территории современного Татарстана появились еще до официального принятия булгарами ислама, т.е. до 922 года. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что ислам среди булгар начал распространяться, по мнению отдельных историков, еще в начале IX в. Спустя три-четыре десятилетия после официального принятия ислама к старой была пристроена каменная мечеть общей площадью 1076 квадратных метров. Масштабы, следует отметить, грандиозные не только по меркам Средневековья.
Ислам являлся, также, официальной религией в Золотой Орде. В государстве существовала полная свобода различных вероисповеданий, действительно вытекающая из «Яссы» («Джасака»), свода законов, разработанных и утвержденных Чингисханом. В нем, в частности, было записано: «Чингисхан приказал... Он поставил уважать все вероисповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал, как средство быть угодным Богу».
По отношению к тем, кто унижал, оскорблял последователей той или иной религии, применялись различные меры наказания вплоть до высшей – смертной казни. В Золотой Орде духовенство всех религий освобождалось от уплаты налогов. В городах государства действовали храмы многих религий, а к духовным лицам всех религий отношение было подчеркнуто уважительным.
Печальную славу снискала в среде мусульман так называемая «Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других иноверцев». Результатом принимаемых мер стали восстания, угроза целостности государства. В этих условиях переломным этапом в истории многоконфессиональной России стала дальновидная политика Екатерины II.
В своем «Наказе» императрица Екатерина Великая говорила: «В столь великом государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами, весьма бы вредный для спокойствия и безопасности граждан был порок - запрещение или не дозволение их различных вер... Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые зачерствелые сердца и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине государства и соединению граждан».
В период ее правления мусульмане получили значительные права и свободы в вопросах исповедания своей веры. При Екатерине II, в 1788 году в Уфе, было создано Оренбургское духовное собрание по заведыванию лицами магометанской веры, правопреемником которого ныне является Центральное Духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ. Аналогичные Духовные управления мусульман были созданы также в Крыму и Закавказье. Новая политика государства в отношении ислама позволила мусульманской общине страны иметь официальные, признанные государственной властью организации, занимающиеся социальными, догматическими, благотворительными и иными мусульманскими проблемами (Духовные управления, общества, издательства и т. д.).
Уникальный опыт взаимодействия государства и мусульманских религиозно-правовых институтов был накоплен в Средней Азии. Там сложился уникальный государственно-правовой механизм, когда мусульманская правовая и религиозная власть оставалась в руках, например, бухарского эмира - духовного главы мусульман. Мусульмане имели свободу выбора в правовых вопросах - идти в гражданский, светский, суд на основе законов Российской Империи или обратиться в шариатский суд. Имеющийся опыт государственно-религиозных отношений, особенно в области взаимодействия государства и мусульманских правовых институтов, в вопросах регулирования личного статуса мусульман, думаю, будет полезен и сегодня, в новых условиях светского государства в решении многочисленных проблем в мусульманских регионах, особенно на Северном Кавказе.
Попытки Екатерины II, названной великим русским поэтом Г. Державиным царевной Киргиз-Кайсацской Орды, а татарами-мусульманами «Аби-патша» («бабушка-царица»), упорядочить религиозную жизнь мусульман, определить новую политику в отношении российских подданных-мусульман стали новой страницей в истории ислама в России.
И это все не случайно, ибо история контактов православной Руси с последователями ислама - такая же древняя и богатая, как история самих этих двух мировых религий. Известно, что Владимир Святой имел возможность познакомиться с вероучением мусульман, которых в момент крещения Руси было немало на территории Киевского государства.
В дореволюционной России ислам не являлся государственной религией. Однако его последователи имели более 50 тысяч мечетей для удовлетворения религиозных потребностей. Этот период характеризуется усилением борьбы против воздействия ислама, разворачивается широкая атеистическая пропаганда среди мусульман. Данные вопросы поднимаются на различного рода совещаниях и конференциях. Одно из последних таких совещаний в царской России, состоялось в 1910 году. Тогда по инициативе премьер-министра Столыпина проходило «Особое совещание по выработке мер для противодействия татаро-мусульманскому влиянию в Приволжском крае».
Несмотря на это мусульмане принимали активное участие в политической жизни страны.
В первой Государственной Думе, работавшей с 27 апреля по 8 июня 1906 г., например, парламентская фракция мусульман состояла из 24 депутатов. Среди депутатов было 8 юристов и 2-е высшим сельскохозяйственным образованием. Среднее образование имели 3 учителя, один чиновник и два бывших офицера. Среди депутатов было 4 муллы - служителей ислама. Фракция по численности превосходила польскую, украинскую и другие депутатские группы. Председателем фракции был избран депутат от Баку Али-Марданбек Топчибашев. Так как первая Дума действовала всего лишь полтора месяца, фракция не успела сделать многое. Но известно, что депутаты мусульмане хотели высказать свое отношение к законодательным актам по аграрному вопросу, свободе совести, гражданском равенстве и др., которые должна была принять Дума.
Обсудив вопрос об отношении к главным думским фракциям, депутаты-мусульмане решили действовать по общим вопросам солидарно с Партией народной свободы, возглавляемой П. Милюковым. Фракция проделала значительную работу, направленную на совершенствование проекта аграрного законодательства с учетом особенностей землепользования в регионах, населенных мусульманами.
Заслуживает внимания и такой факт. В период, связанный с деятельностью первой Думы, агенты правительства вербовали из числа горцев - чеченцев и ингушей стражников для охраны удаленных земель и помещичьих имений внутри России. Фракция выразила протест по этому поводу. Она также послала телеграммы влиятельным лицам Северного Кавказа из числа местного населения с просьбой всячески препятствовать делу, которое приведет к столкновению горцев с русским крестьянством и войсками.
Факт создания фракции, ее первые шаги произвели очень хорошее впечатление, о чем свидетельствовали телеграммы, полученные от видных мусульманских деятелей Крыма, Кавказа, Оренбурга, Казани, Уфы, других местностей. Но фракция, как уже отмечалось, действовала слишком мало времени и не успела проявить себя практическими делами. Более результативно действовала мусульманская фракция Государственных Дум последующих созывов.
Во второй Государственной Думе участвовало 26 депутатов-мусульман, представлявших Бакинскую, Вятскую, Казанскую, Самарскую, Симбирскую, Таврическую, Уфимскую, Оренбургскую губернии и Терскую, Акмолинскую области. Среди них были известные промышленники, купцы и землевладельцы, журналисты, учителя, юристы, председатель земской управы, крестьянин, хозяин небольшого предприятия.
Почти треть депутатов составляли имамы мечетей. Два избранника из Уфимской губернии (землевладелец и уездный предводитель дворянства) являлись депутатами и Первой Думы. Мусульманская фракция ставила задачу «объединить... всех граждан-мусульман России... для проведения в жизнь ряда политических, экономических, социальных, религиозных и других реформ...» В ее программе также было осуществление таких политических целей и задач, как обеспечение равенства перед законом всех граждан России «без различия пола, вероисповедания, расы и национальности, неприкосновенности и свободы каждой личности в переделах закона, неприкосновенности жилища, права свободного выбора места жительства, передвижения внутри страны и выезда за границу, упразднения паспортной системы, уничтожение всех сословных привилегий и различий» и так далее.
Программа предусматривала обеспечение каждому гражданину России свободы совести и вероисповедания, свободное отправление религиозных обрядов, свободы мысли и слова устного, письменного и печатного, уничтожение всех видов цензуры, права на публичные собрания и сходки... По мнению фракции «наиболее соответствующей формой государственного устройства России» являлась бы «конституционная парламентская монархия», в которой высшая государственная власть принадлежит монарху, ограниченному в своих правах конституцией, и народу, в лице его представителей, действующих на основании той же конституции.
«Народное представительство - указывалось в программе фракции, организуется в виде одной палаты, имеющей значение всероссийской Государственной Думы или Всероссийского парламента... Число представителей от мусульман определяется пропорционально количеству мусульманского населения всего государства».
Представляют интерес и для наших дней, думается, следующие положения Программы мусульманской фракции: «Все существующие религии и вероучения свободны и равны перед законом и должны быть освобождены от государственной опеки. Ни одна из существующих в государстве религий не может иметь значения господствующей и государственной...
Язык, преобладающий в данной области народности, наряду с государственным языком должен быть языком всех органов местного представительства той области. Русский язык сохраняет значение языка общегосударственного в центральных учреждениях, армии и флота...
...основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим Империю народностям, в том числе и мусульманам, право свободного культурного самоопределения, как то: употребление различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода союзов, обществ и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие национального языка, литературы и культуры каждой народности и т.п. Установление законодательными порядками для мусульман-рабочих праздничного отдыха в дни пятниц. Освобождение мусульман от обязанности праздновать христианские праздники».
После Октябрьской революции Духовные управления мусульман, за исключением Уфимского, перестали действовать. К 1929 году на территории СССР еще функционировало 3700 мусульманских общин. К началу 1985 года их осталось 392. Резкое сокращение количества официально действующих мечетей не свидетельствовало о массовом отходе верующих от религии. Все усилия по атеизации населения сводились к ликвидации зарегистрированных объединений административным путем. Служителем культа предъявлялись жесткие требования, которые доходили в определенные периоды до массовых репрессий, что ставило общины в тяжелое бесправное положение. Административное закрытие мечетей приводило к возникновению параллельных мусульманских структур, находившихся на полулегальном положении. По оценочным данным, сеть незарегистрированных мечетей в отдельных районах более чем в 20 раз превышала количество официально признанных властями
Обстановка несколько изменилась в лучшую сторону в период Великой Отечественной войны. Для мобилизации сил верующих и религиозных организаций на борьбу с гитлеровским фашизмом были созданы: Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (Ташкент), Духовное управление мусульман Закавказья (Баку) и Духовное управление мусульман Северного Кавказа (Буйнакск, позже Махачкала). Управление с центром в Уфе объединяло мусульман Европейской части СССР и Сибири.
Однако предложение Совета по делам религиозных культов в правительстве страны не было поддержано и общесоюзный центр мусульман не был создан ни тогда, ни позже.
В послевоенный период вновь стали проводится многолюдные пленумы партийных органов, совещания и семинары с одной повесткой дня: о выполнении очередного постановления ЦК КПСС об усилении борьбы с исламом.
В результате такой политики, в нашем обществе сформировалось искаженное представление об исламе. К сожалению, это является плохой, но традицией России. Как писал один из виднейших мусульманских реформаторов прошлого века Исмаил Гаспринский, в отношении русского мусульманства русское правительство не держалось какого-либо намеченного принципа и пути, а действовало всегда так, как полагало лучшим и необходимым в данное время и в данном месте. А данное время и данное место оказывались в основном связанными с завоеванием территорий, населенных мусульманами, борьбой последних за свою независимость, восстаниями, вызванными во многих случаях неправильными действиями царских властей по отношению к исламу и образу жизни его последователей. Несколько смягчалось отношение к мусульманам, когда наставала необходимость создания разного рода «диких дивизий», призывавшихся защищать целостность Империи. Немалое значение в формировании негативного отношения к исламу имели и геополитические интересы России, прежде всего ее длительное противостояние с мусульманской Турцией.
Если внимательно присмотреться к современной действительности, то увидим нечто схожее с прошлым; на отношении к исламу, в основном негативному, чувствуется явное влияние событий в Афганистане, Югославии, Алжире, Таджикистане и в других районах. И, конечно же, в Чечне.
И сегодня, когда говорим об исламе и мусульманах, нельзя забывать об особенностях российских мусульман, степени их высокой интегрированности в российскую, русскую культуру, о том, что большинство из них получают образование на русском языке. И политика по отношению к исламу и мусульманам не может не учитывать этого факта. Не учитывать того, что каждое непродуманное действие или слово об исламе больно задевает и многих не мусульман, влияет на благополучие тысяч и тысяч семей, настроения не мусульман.
Роль ислама на современном этапе и перспективы развития.
Сегодняшнее российское общество раскрыло возможность полной реализации прав человека на свободу совести. Количество мечетей в России возросло в сотни раз и насчитывает около 4 тысяч. Открываются духовные школы разных уровней, создаются исламские средства массовой информации, формируются общественно-политические движения, национальные общества. Сейчас практически все желающие могут посетить святые места, выехать за границу на учебу. Были проведены крупные конференции, посвященных проблемам ислама: в Назрани - 1993 г., Ставрополе - 1994 г., Москве - 1995 г. 4-5 декабря 1998 года в Москве состоялась научно-практическая конференция «Ислам в России: традиции и перспективы», целью которой явилось осмысление места и роли ислама, его последователей в строительстве российской государственности, в демократическом реформировании России, содействие в укреплении стабильности и единства российского общества.
Оказано содействие в реставрации мечетей в Адыгее, Удмуртии и других регионах России, в приобретении оборудования для лингафонного кабинета и учебных аудиторий Исламского культурного Центра Республики Ингушетия, в оборудовании аудиторий медресе и колледжа Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России.
Сегодня мы смело можем сказать, что Россия является не только великой христианской, но и великой мусульманской страной. Россию считают своей Родиной и проживают на ее территории, по разным оценкам, от 16 до 20 миллионов мусульман. Во всех регионах - субъектах Российской Федерации - действуют мусульманские общины. Сегодня можно говорить о том, что создаются условия для координации действий духовных управлений мусульман Российской Федерации на новой добровольной основе при условии равенства всех региональных организаций. Именно эту цель преследует Совет Муфтиев России, созданный в 1996 году по инициативе мусульман Татарстана, Сибири, Поволжья, центрально-европейского региона России.
Возрождение ислама в России рассматривается как несомненно положительное явление, как неотъемлемая часть всеобщего духовно-религиозного возрождения России. Формирование нового облика России - России, устремленной в будущее на крепком фундаменте своей самобытности, несомненно предполагает возрождение и развитие духовных традиций отечественных конфессий. Исламская веротерпимость, благотворительные и социальные исламские институты, особая духовная близость православия и ислама должны стать неразрывной частью того фундамента, на котором Россия должна возродиться и вновь обрести свое державное величие.
В заключение мне хочется привести слова выдающегося мусульманского мыслителя, патриота России Исмаила Гаспринского, написанные им в прошлом веке, но, на мой взгляд, не потерявшие актуальности и глубокого смысла и сегодня: «Я верю, что рано или поздно русское мусульманство, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства. Цивилизация, родившись на Крайнем Востоке и постепенно до сих пор продвигаясь на Запад, ныне, кажется, начала обратное движение на Восток, и на пути ее русские и русские мусульмане, мне кажется, предназначены быть ее проводниками...»
Думаю, глубокий философский смысл слов великого мыслителя еще не раз будет предметом исследования ученых, политических деятелей, но историческая правота его, мне кажется, очевидна. И эти тенденции необходимо учитывать в практической деятельности уже в наши дни.
Источник