Топ-100

Евреи в Тобольской губернии XIX века

Опубликовал: zampolit, 20-04-2017, 07:48, Путешествие в историю, 3 618, 0

Эти данные свидетельствуют о том, что в среде еврейского населения губернии в конце XIX в. продолжали развиваться ассимиляционные тенденции, главным проводником которых стала молодежь. Более половины говорящих на еврейском в возрасте от 10 до 29 лет владели русской грамотой, в то время как еврейской грамотой владели только около 10% представителей данной возрастной группы. Более того, среди евреев этого возраста прослеживается устойчивое стремление к продолжению образования на более высоком уровне.

Впрочем, эти тенденции зародились на треть века раньше, что видно из показателей, характеризующих еврейское население губернии в возрасте от 40 до 49 лет. В этих возрастных группах процент получивших образование по-русски также достаточно высок и превышает число получивших традиционное образование. В группе от 40 до 49 лет это соотношение выглядит как 33,9% и 17,5%, в группе от 50 до 59 лет — 32,9% и 9,7%. Среди еврейского населения старше 60 лет это соотношение радикально меняется и представляется как 20,4% и 23,6%. Именно евреи в возрасте от 40 до 49 лет и стремились дать своим 10-29-летним детям современное образование на русском языке, желательно выше начального.

Поскольку известно, что система традиционного еврейского образования в Тобольской губернии в то время уже существовала, остается предположить, что она охватывала не все еврейское население, а лишь около 10% его. Стабильность последнего показателя в возрастных группах до 39 лет говорит о наличии некоего неассимилированного «ядра» в среде еврейского населения губернии, которое продолжало сохранять национальные традиции.

Интересны также данные о соотношении полов среди говорящих на еврейском языке жителей губернии, получивших то или иное образование. Соотношение мужчин и женщин среди грамотных по-русски выглядит как 60% и 40%, среди получивших традиционное образование — 73% и 27%, среди получивших образование выше начального — 42% и 58%. Эта тенденция прослеживается и по возрастным группам: среди еврейского населения от 1 до 29 лет грамотного по-русски разрыв между полами относительно невелик и составляет не более 2,5% в пользу мужчин. Среди получивших образование выше начального женщин просто подавляющее большинство — до 75,5% в группе от 20 до 29 лет. Среди получивших традиционное образование во всех без исключения возрастных группах наблюдается значительное преобладание мужчин, что еще раз подчеркивает его традиционалистский, патриархальный характер. Добавим также, что в целом система образования в Тобольской губернии конца XIX в. сохраняла достаточно патриархальный характер: соотношение мужчин и женщин среди всех жителей губернии грамотных по-русски выглядело как 80,5% и 19,5%, среди получивших образование выше начального — 54,2% и 45,8%.

В округах все названные тенденции сохраняются и даже приобретают более широкое развитие. Обусловлено это, по- видимому, тем, что еврейское население проживало в округах очень дисперсно, состояло по большей части из представителей более ассимилированной интеллигенции (врачи, учителя, аптекари), наконец, просто имело меньше возможностей для обучения детей в еврейских школах. Потому процент грамотных по-русски среди еврейского населения округов был выше среднего по губернии и достигал 46%, получивших традиционное образование ниже — 8,3%, получивших образование выше начального также незначителен — 2,7%. Соотношение полов в основном совпадало со средним по губернии.

В городах губернии, где проживали компактные массы еврейского населения и функционировали общинные институты, процент грамотных по-русски снижается до 35,2%, получивших традиционное образование возрастает до 10,4%, получивших образование выше начального — 6,2%19.

Возрастная структура

Возрастная структура иудейского населения губернии почти полностью совпадает с общими показателями по губернии. Исключение составляют группы до 29 лет, по которым процентное соотношение иудейского населения губернии и населения в целом выглядит следующим образом: до 1 года — 3,4% иудейского и 3,6% населения в целом, от 1 до 9 лет — 24,3% и 22%, от 10 до 19 лет — 23,3% и 20,3%, от 20 до 29 лет — 16,5% и 14,4%. В последующих возрастных группах начиная с 30 лет соотношение меняется в пользу населения в целом. Подобное явление может быть объяснено воздействием двух факторов.

Во-первых, уровень гигиенической и медицинской культуры иудеев был выше среднего по стране, вследствие чего большее число детей доживало до взрослого возраста . Это подтверждается и приведенными выше цифрами: если первоначально этот разрыв незначителен (в группе до 1 года он составляет всего 0,2%), то по мере увеличения возраста эта разница также стабильно растет, достигая 2-3% в группах от 10 до 29 лет. При этом следует учесть, что уровень рождаемости у еврейского населения губернии был ниже, нежели у других этнических и религиозных групп. Так, в 1902 г. естественный прирост иудейского населения составил 6,4 чел. на 1 000 душ, в то время как у православного населения он достиг 9,5 чел. на 1 000 душ.

Во-вторых, иудейское население губернии формировалось во многом за счет миграции, в которой могли принять участие в первую очередь молодые и мобильные граждане в возрасте от 16 до 30 лет. Это также объясняет приведенные выше статистические данные.

Семейное положение
В еврейской традиции существует особое отношение к семье, к браку в целом. В европейской традиции вступать в брак принято только в том случае, если существуют гарантии обеспеченности новой семьи. Традиции еврейского народа определяют создание семьи как долг каждого еврея — вне зависимости от уровня его доходов. В общинах, как правило, существовали специальные благотворительные сборы — на приданое бедным невестам.
В связи с этим некоторое удивление вызывает относительно невысокий уровень брачности среди еврейского населения губернии в конце XIX века. Состоявшими в браке числились только 35,7% мужчин и женщин (среди русского населения — 38,4%), холостых и девиц было 58,9% (среди русского населения — 46,7%). На причину этого, на наш взгляд, косвенно указывает соотношение мужчин и женщин, состоящих в браке, — 426 и 426. Это позволяет с большой долей уверенности утверждать, что все или, по крайней мере, большая часть браков были заключены между членами еврейской общины. Стремление к своеобразной эндогамии значительно тормозило развитие ассимиляционных процессов, однако имело и негативную сторону: несмотря на сбалансированное соотношение полов, не всегда легко было составить супружескую пару исключительно из представителей еврейского населения губернии — немногочисленного и рассеянного по обширной территории. Это еще раз показывает, что к концу XIX века последнее было в малой степени ассимилировано, преобладало стремление к сохранению национальной самобытности.

Другой особенностью, характеризующей семейное положение еврейского населения губернии, был значительно более высокий процент разведенных (0,4%) в сравнении с тем же показателем у русского населения (0,06%)22. Вероятно, это обуславливается тем, что 80% евреев проживало в городах и испытывало на себе влияние модернизированной европейской культуры, секулярной по своей сути. Кроме того, сам институт развода был санкционирован иудаизмом, что облегчало совершение данной процедуры — в сравнении с христианским или мусульманским населением. Следует отметить, что статистика семейного положения евреев Тобольской губернии в целом почти не отличалась от аналогичных показателей по всему еврейскому населению Российской империи.

Физическое здоровье
Опубликованные материалы переписи не содержат подробных данных о физическом здоровье еврейского населения губернии. Нам известно лишь то, что процент лиц, имеющих физические недостатки (инвалиды, умалишенные), был среди евреев края таким же, что и в целом по губернии - 0,5%.

Занятия

Общая численность самодеятельного еврейского населения составила 745 чел., или 31,2% от общины в целом. 86% работающих были мужчинами, в то время как среди иждивенцев (статья «члены семей») доля мужчин составила всего 34,3%. За редким исключением мужчины преобладают во всех группах занятий. Диапазон сфер деятельности, в которых проявляли себя евреи края, очень широк. Из 64 выделенных в опросе групп занятий невостребованными оказались только 14, то есть 21,9%, включая такие, как «богослужение православного вероисповедания» и «лесоводство и лесные промыслы».

Среди занятий еврейского населения лидируют ремесла — ими занимались 256 чел., т.е. 34,4% всего самодеятельного населения. Если добавить к ним членов семей, то эта цифра несколько понизится — до 32,9% от еврейского населения в целом. Наиболее популярным среди ремесел было изготовление одежды — этим занимались 120 чел. (16,1% всего самодеятельного населения, 46,9% ремесленников). Далее шли: устройство, ремонт, содержание жилья и строительные работы — 31 чел. (4,2% и 12,1% соответственно), обработка металлов — 18 чел. (2,4% и 7%), полиграфическое производство — также 18 чел., инструменты физические, оптические, хирургические, часы, игрушки — 14 чел. (1,9% и 5,5%), обработка растительных и животных питательных продуктов — 13 чел. (1,7% и 5%), обработка волокнистых веществ — 12 чел. (1,6% и 4,7%; из них 8 женщин), обработка дерева -- 9 чел. (1,2% и 3,5%), ювелирное дело, живопись, предметы культа, роскоши и т.д. — 5 чел. (0,7% и 1,9%), обработка животных продуктов, минеральные вещества (керамика), винокурение, пиво- и медоварение — по 4 чел. (по 0,5% и 1,6%), производства химическое и связанные с ним, а также прочие напитки и бродильные вещества — по 2 чел. (по 0,2% и 0,8%).

На втором месте по популярности среди еврейского населения губернии стоит торговля всех видов — ею занимались 223 чел., или 29,9% самодеятельного еврейского населения. С членами семей этот процент доходил до 38,9% от общины в целом. Наиболее распространенной была торговля «остальными сельскохозяйственными товарами» (не живым скотом и не зерновыми продуктами) — 87 чел. (11,7% самодеятельного населения и 39% всех занятых в торговле).

В целом же торговлей сельскохозяйственными товарами занималось 42,6% всех евреев губернии, занятых в торговле, что отражает преимущественно аграрный характер экономики края в то время.

Следом за ней шла торговля: вообще, без точного определения — 47 чел. (6,3% и 21% соответственно), тканями и предметами одежды — 42 чел. (5,6% и 18,8%), разносная и развозная — 27 чел. (3,6% и 12,1%), живым скотом и зерновыми продуктами — по 4 чел. (по 0,5% и 1,8%), торговля металлическими товарами, машинами и оружием, кожами, мехами и т.п., остальными предметами — по 3 чел. (по 0,4% и 1,3%), предметами домашнего обихода — 2 чел. (0,2% и 0,9%), предметами роскоши, наук, искусств, культа и т.д. — 1 чел. (0,1% и 0,4%).
Третьим по популярности среди еврейского населения губернии был извозный промысел — им занимались 33 чел. (в т.ч. 2 женщины), то есть 4,4% самодеятельного еврейского населения края.

На четвертом месте стояло земледелие — 31 чел. (в т.ч. 2 женщины), или 4,2% самодеятельного населения. Вместе с членами семей число евреев, связанных с земледелием, возрастало до 119 чел. (5% общины). Еврейское земледелие в крае — интересная, но малоизученная тема. Пока трудно сказать, как оно возникло и были ли это обособленные поселения либо отдельные еврейские семьи входили в состав крестьянских обществ. Однако сам тот факт, что в Сибири, за тысячи верст от черты оседлости, евреи занимались земледельческим трудом, очень интересен и требует дальнейшего изучения.

На доходы от капитального и недвижимого имущества, средства родителей и родственников существовали 40 чел. самодеятельного еврейского населения (5,4%). 25 чел. (3,3%) работали в качестве прислуги или поденщиков. 18 чел. (2,4%) проходят по статье «средства от казны, общественных учреждений и частных лиц». Учебной и воспитательной деятельностью занимались 12 чел. (1,6%; в т.ч. 2 женщины), врачебной и санитарной — 6 чел. (0,8%; в т.ч. 1 женщина), по статье «чистота и гигиена тела» проходили 7 чел. (0,9%). 9 евреев (1,2%) служили в вооруженных силах. Все прочие виды занятий не привлекали более 1% самодеятельного еврейского населения края.

Примечательными являются сведения об 1 проститутке, проживавшей в Тобольске, членами семьи которой числились 12 женщин. Возможно, мы имеем дело с одним из случаев фиктивного занятия проституцией, когда соответствующий документ («желтый билет») добывался с целью получения разрешения на жительство за пределами черты оседлости. К самодеятельному населению было отнесено и 48 чел. (6,4%) из числа «лишенных свободы и отбывающих наказание». Судя по тому, что у этих людей не было семей в Тобольской губернии и все они были мужчинами, речь, по-видимому, идет о ссыльных и каторжниках из центральных областей страны. Косвенно это подтверждается тем, что 30 из них (62,5%) проживали в Тобольске, вероятно, в тюрьме.

К «богослужению нехристианских исповеданий» относился 1 чел., по-видимому, это был раввин тобольской синагоги. Еще 5 чел. относились к «лицам при церквах, кладбищах, и т.п. — прислуга и сторожа». Из них 2 проживали в Тобольске, 1 — в Ишиме, 1 — в Тюмени, 1 — в Ялуторовске. Как уже отмечалось выше, эти города губернии обладали наиболее крупными еврейскими общинами с соответствующей инфраструктурой — молитвенными домами, миквами (резервуарами для омовения), кладбищами. Однако на всю губернию в то время был всего один раввин. В 1896 г. это был челябинский мещанин Аарон Яковлев Фридьев.

Приведенные выше данные опровергают многие из существующих в массовом сознании и отчасти исторической науке мифов в отношении занятий еврейского населения.

Более трети евреев Тобольской губернии занималось ремеслом, торговля же стояла на втором месте. Каждый двадцатый был связан с земледелием, в то время как такие «традиционно еврейские» занятия, как медицина, наука и культура, преподавательская деятельность, привлекли менее 1% самодеятельного населения каждое, в таких же сферах, как юридическая практика, кредитные и коммерческие учреждения, евреи вообще не были представлены. Наконец, пресловутой «питейной торговлей» занимались всего 6 чел., или 0,8% самодеятельного еврейского населения губернии.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.