Евреи в Тобольской губернии XIX века

Опубликовал: zampolit, 20-04-2017, 07:48, Путешествие в историю, 1 975, 0

В Тюменском округе число евреев-купцов и членов их семей составляло 2 чел. (20%). В Кургане и Тюкалинском округе числилось по 1 еврею, относившемуся к числу потомственных и личных почетных граждан и членов их семей.

Из приведенных выше данных видно, что наибольшее (как в абсолютном, так и в относительном выражении) число еврейских купцов проживало не в столичном городе Тобольске, где сосредоточилось около половины всего еврейского населения губернии, а в небольших окружных центрах вроде Тюмени, Ялуторовска или Ишима. Причина этого, вероятно, заключается в том, что в столице губернии социальное продвижение евреев было затруднено вследствие жесткой конкуренции с преобладающими этническими группами. В периферийных же центрах потребности в собственном купеческом сословии оставались большими, а конкуренция была значительно менее жесткой. Этим и обусловлен тот факт, что наиболее состоятельные представители еврейского населения губернии стремились получить купеческие документы на окраинах, где это было легче сделать, с тем, чтобы впоследствии, по возможности, перебраться в более крупные города либо в сам Тобольск.

Караимы

Число караимов в Тобольской губернии было крайне невелико — 26 чел., что составляло 0,001% от населения губернии в целом. Изучение положения этой категории затрудняется тем, что во многих случаях данные по населению губернии представлены в материалах переписи на основе классификации по языковому, а не религиозному признаку. Тем не менее по имеющимся у нас сведениям уже можно составить общее представление о караимской общине края.

Половая структура караимского населения была несколько несбалансирована — мужчины составляли 61,5% (16 чел.). Уровень грамотности также оставлял желать лучшего: грамотными числились лишь 4 чел. (15,4%), из них всего 1 женщина. Подавляющее большинство караимов — 21 чел. (80,8%) — назвали в качестве своего родного языка великорусский (на нем говорили и все 4 грамотных), еще 1 мужчина — малорусский. 3 женщины говорили на еврейском языке (11,5%), 1 мужчина проходил по статье «татарский» язык.

Большинство караимов проживало в округах — к ним были приписаны 22 чел. (84,6%), в т.ч. все грамотные, а также практически все (15 чел. из 16) мужчины. Интересно, что в округах не было ни одного караима, говорившего по-еврейски. В городах проживали 4 караима, из них 3 женщины. Все женщины говорили на еврейском языке, мужчина — на великорусском.

Возрастной диапазон караимского населения губернии — от детей до 1 года до лиц 70-79 лет. Соотношение было следующим: дети до 1 года — 1 чел., от 1 до 9 лет — 5 чел., от 10 до 19 лет — 6 чел., от 20 до 29 лет — 1 чел., от 30 до 39 лет — 3 чел. (11,5%), от 40 до 49 лет — 4 чел. (15,4%), от 50 до 59 лет — 3 чел. (11,5%), от 60 до 69 лет — 2 чел. и от 70 до 79 лет —1 чел.

В Ишимском округе проживали 3 караима (2 мужчины и 1 женщина). Судя по составу (мальчик 10-19 лет, мужчина 30-39 лет и женщина 50-59 лет), эго была одна семья. Более крупная группа караимов — 7 чел. (6 мужчин и 1 женщина) — проживала в Курганском округе. По-видимому, это также была трехпоколенная семья (2 мальчика 1-9 лет, 2 мальчика 10-19 лет, 1 мужчина 20-29 лет, 1 женщина 40- 49 лет и 1 мужчина 50-59 лет).

В Тарском округе числились 4 караима (1 мужчина и 3 женщины), вероятно, также одна неполная трехпоколенная семья (девочка до 1 года, 2 женщины 40-49 лет и мужчина 70-79 лет). 3 мужчины-караима были приписаны к Туринскому округу. Примечательно, что это были дети: 2 мальчика 1-9 лет и 1 мальчик 10-19 лет. В Тюкалинском округе проживали 2 мужчины-караима, не исключено, что это были отец и сын (возраст 30-39 и 60-69 лет соответственно). В Тюменском округе жила девочка-караимка в возрасте 10- 19 лет. В Ялуторовском округе проживали 2 караима (мужчина и женщина), вероятно, женщина с сыном (возраст 30- 39 и 1 -9 лет соответственно). Все городское караимское население губернии сосредоточилось в Тюмени. Не исключено, что они также состояли между собой в каком-то родстве (мальчик 10-19 лет и женщины 40-49, 50-59 и 60-69 лет соответственно).

Источник: Белов Станислав Леонидович. Еврейские сюжеты: записки краеведа / Стас Белов. — Тюмень: Мандр и Ка, 2009. — 308 с. + 1 с. ил. — Приложение к журналу «Лук & Чок»: Тюмень полосатая.

Для тех, кто интересуется историей религиозных организации Тюменского края мы подготовили несколько материалов:
Религия в жизни сельских и городских жителей Тюменского края в 1920-е годы;
О церковном быте зауральцев после революции ;
Об изъятии церковных ценностях в Тюменской губернии;
О возникновении старообрядчества в Тобольской губернии;
Об истории Тобольской епархии ;
О Тобольской духовной семинарии;
О конфессиональном и этнокультурном разнообразии Тюменской области;
О религии в быту жителей западносибирских городов XIX века ;
О религиозных верованиях жителей Пура ;
Об институте Астана у сибирских татар;
Об Исламе в Тюменской области в советский период;
Об истории развития протестантских общин в Тюменской области ;
Религиозные конфессии в Тюменской области в послевоенное время;
Евреи в Тобольской губернии XIX века;
Антисемитизм в Тюменском крае в 1920-х годах .

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2020 (17)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Календарь
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.

7210aeac9ee07fa16e96a9807b47ab4c9bdeec4c.txt