Улица Мориса Тореза - бывшая Колымская
Название этой улицы следует отнести к разряду «интернациональных», поскольку названа она в честь гражданина Французской Республики. В начале прошлого века, здесь было все не так, как мы привыкли видеть теперь.
Если стать к железной дороге Тюмень - Омск (которой тогда еще не было), то справа проходила железная дорога, соединявшая станцию Тюмень со станцией Тура. Слева стояли кузницы и лачуги кузнецов, примерно до современной улицы Карской. Далее находился участок самовольной застройки под названием Сараи. Здесь в XIX веке добывали глину и делали кирпич для сушки и обжига кирпича, тут же в хибарах жили кирпичники. Основное население составляли пролетариат и беспризорные бродяги, согласные на любую работу.
Железную дорогу построили в 1885 году и вдоль нее накатали грунтовую дорогу с выездом на Червишевский и Московский тракты. Официально оба эти тракта входили в Тюмень правее, там, где теперь проходит улица Орджоникидзе, а у железной дороги – Московская.
Улица Московская – продолжение Московского тракта в черте города, проходила через территорию тюменской тюрьмы. Такой был оригинальный въезд в Тюмень – с одной стороны пересыльная тюрьма, с другой тюремный замок для местных нарушителей закона. В начале XX века с одной стороны улицы находились арестантские мужские корпуса, церковь и контора, с другой –женское отделение тюрьмы, больница, баня, тюремные колодцы, хозяйственные постройки, квартиры для чинов администрации и надзора. Арестанты ходили из одной части тюрьмы в другую через улицу, а по ней шло интенсивное движение обозов.
5 декабря 1907 года Тюменская городская дума получила из Тобольска письмо губернатора Гондатти, написанное 28 ноября: в письме он напоминал, что были попытки побега арестантов, приходилось стрелять, и только случайно никто из прохожих не пострадал. В заключение губернатор настаивал: «дорога должна быть закрыта. Неудобств от этого для города не получится, так как дорога соединяет две площади, сообщение между которыми может происходить также по другим улицам, или же, если нужно, то дорога может быть перенесена на другую сторону тюремной больницы, за тюремные огороды». То есть предлагалось перенести улицу к самой насыпи железной дороги между станциями Тюмень и Тура.
12 декабря 1907 года городская Дума обсудила письмо губернатора и решила перенести тракт за железную дорогу. Таким образом «убивали двух зайцев» - дорога проходила мимо тюремной территории, кроме того, ликвидировалось два переезда через железную дорогу: один вблизи железнодорожного вокзала, другой – у завода Машарова. Обозы обходили железную дорогу и направлялись с Московского и Червишевского трактов на Сибирский, что шел из Тюмени в Тобольск и Ялуторовск (улица Республики).
В 30-е годы в Советском Союзе происходило интенсивное освоение северных и восточных окраин, где геологи открыли богатые месторождения минерального сырья, цветных металлов: Кольского и Таймырского полуостровов, Чукотки, Камчатки, Магаданской области, где находятся верховья знаменитой реки Колымы. Об этом писали газеты, вещало начавшее распространение радио.
Назвать в 30-е годы улицу Колымской было так же патриотично, как в 70-е – Бамовской, в 60-70 –е – Сургутской, Шаимской, Березовской.
Улица имеет несколько особенностей: она односторонняя, застроена только левая сторона, поскольку железную дорогу строили на века, и никто не думал, что ее когда-нибудь уберут, вопреки правилам (левая сторона – нечетные номера, правая – четные) здесь на нечетной стороне стоят и нечетные, и четные номера.
В 1920- е годы в самом начале улицы построили школу № 20. В бывшей школе позже расположился перемещающийся по городу Тюменский гидрометеорологический центр. В ночь с 25 на 26 октября 1999 года вспыхнула просушенная десятилетиями школа. Пожарные явились вовремя, и только благодаря им уцелели бесценные архивные материалы более чем столетних наблюдений за элементами климата на территории Тюменской области с юга до Крайнего Севера.
В Тюмени есть известные именные дома: дом Машарова по улице Ленина, 24, дом Иконникова- Колокольникова по Республики, 18. А на углу улицы Мориса Тореза, 7 и Седова, 1 стоял дом Мотовилова Ивана Яковлевича, его судьба – судьба поколения.
До начала 1930-х годов крестьянствовал Иван Яковлевич в самом центре Вятской земли, а на зиму уходи в «отход» - по окрестным деревням шил полушубки, шубы, шапки. Платили, кто чем мог. Пришла пора вступать в колхоз, но колхоз не позволял уходить в «отход»- работай и зиму за пустые трудодни.
Сговорились Иван с братом, усадили жен и детей в телеги, прихватили самое необходимое и отправились в Сибирь. Остановились под Ирбитом и нанялись работать на железную дорогу, Работали до начала войны. Ивана Яковлевича, как и всех мужчин, призвали под ружье.
После войны вся семья- две дочери и сын- собрались в Тюмени, жили по квартирам. Решили построить свой дом и заложили фундамент в 1948 году. Дочери выросли, стали известными в Тюмени учительницами: старшая, Валентина Ивановна, была одно время известным в городе партийным деятелем. Получили благоустроенные квартиры, дом достался другим хозяевам. До недавних пор он стоял рядом с остановкой автобусов.
За прошедшие годы улица существенно изменилась. В конце ее, где был переезд через железную дорогу Тюмень-Омск, построенную в 1909-1913 годы, возвели путепровод – первый через железную дорогу в 1960 году, чтобы автомобильный и железнодорожный транспорт не мешали друг другу.
В начале 1950-х областная организация «Заготзерно» построила два трехэтажных дома: № 12– административный и № 12а жилой. Теперь это ОАО «Тюменьхлебопродукт» - главная в области фирма, занимающаяся заготовкой зерна и выработкой из него сортовой муки, круп и др. В этом же здании располагалось Тюменское областное управление Российской государственной хлебной инспекции и орган по сертификации зерна и продуктов его переработки. В 2004 году все это закрыли, упразднили. Здесь же находилась редакция еженедельной газеты крестьян Тюменской области – «Сибирская околица», выходящая с декабря 2000 года до конца 2005-го.
К 400-летию Тюмени в 1986 году в начале лета убрали железнодорожный переезд через улицу Республики, чтобы поезда не мешали городскому транспорту, а отрезок железной дороги стал местом отстоя железнодорожных составов. К 1988 году убрали и его. С правой стороны устроили скверик, до этого тут стояли дома лицом на Профсоюзную, и к улице Мориса Тореза тянулись огороды.
В 1999 - 2000 годах к Мориса Тореза вывели улицу Ленина, которая заканчивалась у Профсоюзной, перенеся перекресток на 30 метров вперед. Профсоюзную продлили до улицы Герцена и из четырех улиц Мориса Тореза, Малыгина, Профсоюзной и Герцена устроили пятиугольный перекресток, который создал заметные сложности для движения автотранспорта. 16 июля 1964 года улицу Колымскую по решению горисполкома переименовали в улицу Мориса Тореза.
Морис Торез (1900- 1964) – известный французский коммунист, сын шахтера, сам в молодости батрачил и рубил уголь в забое. В 20 лет вступил в только что созданную компартию, стал деятельным ее членом, вскоре оказался в руководстве, а с 1930 по 1964 годы был ее генеральным секретарем. С 1932 года Морис Торез заседал во французском парламенте. В 1928-1943 годах он работал в исполнительном комитете Коммунистического Интернационала - Коминтерна.
Морис Торез, как писали и говорили в 50-80-е годы был пламенным борцом за права трудового народа, за мир и социализм, за единство международного рабочего движения. Он выступал против создания военного блока НАТО в Западной Европе, ядерного вооружения, войн в Корее, Вьетнаме, Алжире.
В 1964 году он заболел и поехал лечиться в Советский Союз, умер в дороге 11 июля 1964 года. Через пять дней в честь него в Тюмени переименовали улицу, а в Донецкой области небольшой шахтерский городок Чистяково переименовали в Торез.
В 1960-е годы несколько месяцев работала кондуктором автобуса № 41, проходившего по улице французского коммуниста, женщина, которая объявляла остановку, громко произнося: «Улица Маркиза Тереза». Народ в автобусе посмеивался такой сказочной переделке фамилии. Потом ее перевели на другой маршрут – за политическую ошибку.
Заканчивается улица путепроводом «Стрела»,