Улица Гастелло у Червишевского тракта
Свое начало улица Гастелло берет от Комсомольского сквера, пересекает улицы Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Пархоменко и проходит параллельно Червишевскому тракту до Закалужской.
Свое название в честь Героя Советского Союза Николая Гастелло улица получила в соответствии с Решением Исполнительного Комитета городского Совета депутатов трудящихся № 41 от 31.01.1950 г.
Николай Францевич Гастелло родился 23 апреля 1907 года в Москве в семье Франца Павловича Гастылло из деревни Плужины (сейчас — Кореличский район Гродненской области, Белоруссия). В 1900 году его отец пришел на заработки в Москву (здесь его фамилию стали произносить на московский манер — «Гастелло»), где работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (1889-1964), русская, была белошвейкой. Брат — Виктор Францевич (1913 — 28 сентября 1942 года), погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области, перезахоронен в воинское захоронение у деревни Кокошкино того же района.
Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице (с июня 1922 года — 3-я Гражданская улица). В 1915—1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина (2-я Сокольническая улица, дом 3; ныне в этом здании располагается Пушкинский филиал гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»). В 1918 году из-за голода в составе группы школьников -москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в свое училище, где проучился до 1921 года. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.
В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Н. Ф. Гастелло окончил школу (средняя школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, и Николай поступил на работу на «Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая». В 1930—1932 гг. Н. Ф. Гастелло жил в поселке Хлебниково.
В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учебу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск. С 1933 по 1938 годы служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на тяжелом бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет, став командиром корабля.
В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 годов и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 года). Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Н. Ф. Гастелло, перебазирована к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф. С 24 мая 1941 по 23 июня 1941 года - командир 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка, с 24 июня 1941 года - командир 2-й эскадрильи той же части. 24 июня 1941 года огнем крупнокалиберного пулемета со стрелковой турели стоящего на аэродроме ДБ-3ф сбил немецкий самолет «Юнкерс-88».
26 июня 1941 года, спустя всего четыре дня с момента начала войны, экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолете ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии противника самолет Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил «огненный таран» — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Экипаж Гастелло был интернациональным: Бурденюк — украинец, Калинин — ненец, Скоробогатый — русский, Гастелло — белорус.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Усилиями советской пропаганды подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть летчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолетом самолета), 506 таранов самолетом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими летчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов.
Улица Гастелло- одна из многих «разорванных» улиц Тюмени: между улицами Молодогвардейцев и Тимирязева ее перегораживают гаражи. От улицы Ставропольской до Объездной дороги нечетная сторона улицы застроена многоэтажными домами, на четной стороне – «частный сектор».
В 2006 году ее реконструировали от улицы Пархоменко до Объездной дороги.