Улица Боткина в Старом Заречье
В период 1850-55 гг. Сергей Петрович Боткин проходил обучение на медицинском факультете Московского университета и по завершении курса был направлен в Бахчисарайский лазарет, где работал под руководством известного хирурга Н.И. Пирогова. Заслужив положительные отзывы о своей деятельности и, приобретя ценный опыт, Боткин уехал за границу для закрепления полученных знаний и обмена опытом.
В начале 1860-х гг. входил в медицинский Совет при министерстве Внутренних дел. В своей работе акцентировал внимание на важности соблюдения санитарно-гигиенических норм во всех лечебных учреждениях. Разработанные Боткиным методики, привели к улучшению санитарных условий в больницах, что дало снижение общего числа смертности по всей России. В этот период он одним из первых провел исследования фармакологических свойств отдельных лекарств. В дальнейшем это положило начало созданию Института экспериментальной медицины.
С 1872 года выступал организатором первых женских курсов по врачебному делу. В 1878 г. стал председателем общества русских врачей в Санкт-Петербурге.
Сергей Петрович Боткин был попечителем Александровской барачной больницы, проводил в ней значительные преобразования. Это были 22 барака, где размещались больные лихорадкой. Также отдельно размещались пациенты с неясным диагнозом. В первую очередь в ней принимались мужчины. В 1883 году, достроив еще несколько бараков и расширив число мест, был организован прием женщин и детей. В этом лечебном учреждении впервые в России была установлена дезинфекционная камера.
При этой больнице создана химическая лаборатория, для проведения исследований и изучения природы инфекционных заболеваний. Подобная лаборатория стала второй в Санкт-Петербурге.
В этом году по инициативе Боткина появилась отдельная санитарная карета, предназначенная специально для перевозки инфекционных больных. Эта была первая подобная карета в России.
Последние годы своей жизни он посвятил работе и усовершенствованию медицинской помощи во вверенном ему медицинском учреждении.
Боткин состоял членом 33 учреждений и ученых обществ, в том числе 10 иностранных. Он был многодетным отцом: двенадцать детей от двух браков. Они его боготворили, старались наследовать его профессию. Сын Евгений Сергеевич Боткин (1865 – 1918), как и отец, был лейб- медиком, лечащим врачом семьи императора Николая II. Он не покинул царскую семью в июле 1918 года, хотя имел такую возможность.
Сергей Петрович, несмотря на ухудшение здоровья (стенокардия, закупорки легочных сосудов из-за ослабления сердечной деятельности), медленно угасал. В минуты улучшения продолжал читать лекции. В письме от 6 апреля 1889 года, за несколько месяцев до кончины, он писал: «Мой учебный сезон я провел хорошо и, окончив его, даже не чувствовал усталости; бывало, поедешь в клинику, прочтешь лекцию и освежишься на целый день».
12 декабря 1889 года Сергей Петрович скончался от болезни сердца, а через два года больница стала носить его имя.
Улицы имени Боткина есть во многих городах, например, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Уфе, Киеве, Луцке, Мариуполе, Ялте.
В соответствии с Протоколом № 33 от 17.10.1940 г. заседания Исполнительного Комитета Тюменского городского Совета депутатов трудящихся тюменская улица Ново-Озерная была переименована в улицу Боткина.
Улица находится в районе Старая Зарека. Прежнее название улицы Ново-Озерная. Так ее именовали до 1957 года. Ново-Озерная упоминается в протоколе Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся № 33 от 17 октября 1940 года, но переименования не зафиксировано. Когда именно улица получила свое первое имя неизвестно. Решением Исполнительного комитета Тюменского городского Совета депутатов трудящихся № 614 от 7 декабря 1957 года Ново-Озерная переименована в улицу Боткина.
Улица начинается от берегового вала-дамбы на берегу реки Туры, пересекает улицы Озерную и Днепровскую и заканчивается у улицы Игарской. Улица Боткина – типичная улица Старого Заречья, с одноэтажными деревянными домами с огородами, с водоразборными колонками. Есть на улицы несколько двухэтажных коттеджей.